Реализация учебно-методических комплектов по обучению двум государственным языкам Республики Татарстан в организации совместных с родителями народных праздников
статья на тему

СЕВРЮКОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Но научиться говорить на татарском (русском) языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с традициями и обычаями другого народа, праздниками, сказками, детскими играми и фольклором. Таким образом, следует уточнить понятие языковой среды и добавив слово «культурная». Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении.

Большим подспорьем здесь могут стать национальные праздники, которые  проводятся с целью популяризации татарского языка среди русско-язычных родителей ДОУ; создания положительной мотивации в изучении татарского языка; знакомства с национальной культурой и традициями; побуждения использовать татарский язык в повседневной жизни. Грамотно построенные праздники создают возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогают нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой культуры, национальных традиций татарского народа и родного края. Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_uchebno.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация учебно-методических комплектов по обучению двум государственным языкам Республики Татарстан в организации совместных с родителями народных праздников

По мнению К.Д. Ушинского - воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.

Мы живем в многонациональной Республике – Татарстан. По конституции, которой два государственных языка (татарский и русский) являются равноправными. В условиях языковой среды в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Согласно приказу Министерства народного образования ТАССР №108 от 4.03.1991 года в детских дошкольных учреждениях, были введены ставки воспитателя по обучению детей родному языку.                                 В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010–2015 годы «Килəчəк» – «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 Министерством образования и науки РТ сформированы творческие группы по разработке учебно-методических комплектов. Были поставлены задачи по разработке учебно – методического комплекта и программы, которая бы основывалась на положениях фундаментальных исследований отечественной психолого–педагогической науки о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, о личностном и деятельностном подходах в его развитии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн и др.). Программа была разработана в соответствии с культурно–историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста, сочетает принципы научной обоснованности и руководствуясь Государственным стандартом по образованию и воспитанию, в детских садах Республики Татарстан с 2012 года начал внедряться учебно–методический комплект по обучению русскоязычных детей татарскому языку

Данная методика была разработана специально для детей дошкольного возраста. Она основывается на комплексно–тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми. Дети изучают разговорный язык. К первому классу ребенок должен знать 167 татарских слов. По мнению авторов программы, этого будет достаточно для погружения ребенка в языковую среду и дальнейшему изучению татарского языка в школе. Обучение начинается со средней группы. Содержание УМК состоит из трёх проектов: средняя группа – «Минем өем» (Мой дом), старшая группа – «Уйный– уйный үсəбез» (Растем играя), подготовительная группа – «Без инде хəзер зурлар, мəктəпкə илтə юллар» («Мы теперь уже большие, в школу ведут дороги»). Каждому проекту разработаны по 60 конспектов НОД, так же Учебно–методический комплект   включает в себя пособие для воспитателей: тематический план, конспекты НОД, диагностический материал.

Программа охватывает все образовательные области, по направлениям: «Физическое развитие», «Социально–личностное развитие», «Познавательно–речевое», «Художественно– эстетическое развитие».

Но научиться говорить на татарском (русском) языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с традициями и обычаями другого народа, праздниками, сказками, детскими играми и фольклором. Таким образом, следует уточнить понятие языковой среды и добавив слово «культурная». Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении.

Большим подспорьем здесь могут стать национальные праздники, которые  проводятся с целью популяризации татарского языка среди русско-язычных родителей ДОУ; создания положительной мотивации в изучении татарского языка; знакомства с национальной культурой и традициями; побуждения использовать татарский язык в повседневной жизни. Грамотно построенные праздники создают возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогают нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой культуры, национальных традиций татарского народа и родного края. Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению. Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы. Следуя законам народной педагогики можно сделать вывод, что народные праздники составляют основу этой педагогики. Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых), а также родителей воспитанников ДОУ.

Особое место в народных праздниках конечно занимают татарские народные подвижные игры: «Скачки», «Бег в мешках», «Бег с коромыслами» и др.

А ещё у татар, помимо традиционных детских забав-игр  существуют игры, издавна связанные с народными праздниками, обрядами, сочетающие в себе спортивные соревнования и театрализованное действо. Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского означает «праздник плуга». Сабантуй – это массовое гуляние, и конечно, народные игры: бег с яйцом в ложке, битьё горшков, перетягивание каната, скачки на лошадях, бои на бревне – вызывают у детей большой интерес.

«День татарских народных игр», «Сабантуй», «Науруз» (Праздник окончания зимы), «Междунородный день языка», «Конкурс чтецов стихотворений Габдуллы Тукая» такие праздники не только помогут детям  освоить второй язык, но и станут ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме.

 «Освоение национальной культуры, духовности своего народа, обогащение ее культурой народов совместного проживания, ориентация ребенка на культуру как на ценность позволит ему в дальнейшем понять и культуру мировую. Лишь такой широкий взгляд на культуру собственного народа, восприятие ее в контексте более масштабных культурных процессов может стать основой формирования и развития творческой личности, позволяющей ее не просто пассивно созерцать национальную культуру, вносить в нее свой индивидуальный вклад, включаться в культуросозидающий процесс» (Ф.Ф. Харисов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Эффективное внедрение технологий УМК в работу детского сада» по теме: «Система обучения дошкольников государственным языкам Республики Татарстан с использованием УМК»

В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии  развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Респуб...

Учебно- методический комплект “Говорим по- татарски” для обучения детей государственным языкам Республики Татарстан.

Сиатья предназначена для родителей.В ней говорится о реализации новых учебно- методических комплектов по татарскому языку в ДОУ....

Создание языковой среды общения по обучению дошкольников государственным языкам Республики Татарстан

Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение татарским языком как средством общения, а также способом духовно - нравственного развития, формирования коммуникативной культуры ...

«Система работы в детском саду по обучению детей двум государственным языкам Республики Татарстан»

  Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение татарским языком – как средством общения.  Дошкольный период – это период активного усвоения ребенком разговор...

Информационно-методическое сопровождение в обучении детей двум государственным языкам Республики Татарстан

Проблеме обучения детей двум государственным языкам Республики Татарстан посвящена статья в сборнике научных трудов 4 Международной научно-образовательной конференции "Инновационные технологии в образ...

"Использование разных видов театра в обучении детей двум государственным языкам Республики Татарстан"

Презентация опыта работы на городском МО на тему "Использование разных видов театра в обучении детей двум государственным языкам Республики Татарстан"...