Кубанские вареники
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Стеблянова Елена Васильевна

Это итоговое занятие по Краеведению, проведенное  совместно с родителями. На занятии познакомились с народами, проживающими на Кубани, его традициями.Лепка вареников доставила и родителям и детям много удовольствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kubanskie_vareniki_0.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Кубанские вареники»

Программное содержание:

- развивать познавательную активность;

- повторить кубанские пословицы и поговорки;

-продолжать формировать умение работать с тестом (лепка вареников);

-воспитывать уважение к труду и кубанским традициям (хлебосольство);

-готовность к взаимопомощи, к сотрудничеству;

-обогащение словаря:  хлебосольство.

Предварительная работа:

-подбор иллюстраций, посвященных хлебу;

-чтение стихов, рассказов, сказок: «Что всего дороже?» Л.Извекова,

«Голубь и пшеничное зерно» М.Юсупова, «Курочка» Г. Лебедева и др.

Материал:

-доски, скалки, формочки для вырезывания кружочков из теста;

-продукты для приготовления вареников (мука, яйца, начинка для вареников);

-фартуки, косынки, колпачки на каждого ребенка и мамы;

-карта

- картинка с изображением казаков

- колосок

Картинка с изображением колобка

- колоски

Дети заходят в группу и садятся полукругом у доски.

- Ребята, у каждого человека есть Родина. Это страна где он живет.

- Как называется страна, в которой мы с Вами живем? ( Россия)

- А место, где мы с Вами родились называется малой Родиной. В каком городе мы с Вами живем? ( Славянск-на-Кубани).

- Правильно, Славянск-на-Кубани. Именно на Кубани, так как на Украине есть тоже город, он называется просто Славянск.И если мы будем брать билеты на автобус, поезд, самолет то надо правильно называть Славянск - на- Кубани, что бы не уехать по ошибке на Украину.

- Ребята, послушайте стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края»

Жура-Жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?-

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края.

- Ребята, как называется наш край?( Краснодарский)

- Верно, называют его Краснодарский край.

- Дети, многонационален наш край, наша Кубань. И живут здесь люди разных национальностей. Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, греков.

- А как называли наших дальних-дальних предков

- Правильно, казаки. (показ картинки)

Послушайте стихотворение о казаках:

Гордый и лихой народ заслужил себе почет:

Честью с детства дорожат, любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют, песни звонкие поют.

Память предков охраняют, веру в Бога почитают,

Сабля – гордость казака, не прожить им без коня,

И готов любой казак за Россию постоять.

Нет на свете плясок краше, если вдруг казак запляшет,

Если хором запоет – удивит любой народ

Сколько сказов и присказок,  вам любой казак расскажет.

Независимый, свободный род казачий очень гордый.

И не даром на Руси  всем знакомы казаки.

- Вот такое красивое стихотворение о гордом, независимом, лихом народе- казаках, наших предках, вы сейчас услышали.

-Дети, богат наш Кубанский край хлебом, овощами, фруктами, подсолнечником.

- И я думаю вы не раз слышали от мам, бабушек и по телевизору, что нашу Кубань называют «хлебосольной». Почему ее так называют как вы думаете?

(Мы рады встречать гостей, угощаем их, принимаем с радостью)

- Верно.  Ведь хозяева гостей на Кубани встречают хлебом с солью- поэтому и называют хлебо-сольной.

А сейчас послушайте загадку :

                   Вырос в поле дом, полон дом зерном.                  

                   Стены позолочены, ставни заколочены.

                   Ходит он ходуном на столбе золотом

Воспитатель:  Что это?                                    

- Правильно, колосок (показ колоска)

-А в колоске находятся зернышки. А  какой продукт можно получить из зерна? (Муку)

- Верно, если зерно перемолоть, то получится мука.

- А что пекут из муки? (хлеб, булки, баранки, пирожки, бублики)

- Все верно. А еще давным-давно выпекали колобки.

-А пекли  их из ржаной муки.

Под музыку появляется колобок ( кукольный театр за ширмой)

Колобок. Фу! Наконец-то я убежал от дедушки и от бабушки. Ой, а куда это я попал?

Воспитатель. Здравствуй колобок! Ребята, куда попал Колобок?  И что тебе, непоседа, дома не сидится?

Колобок. Да вот дедушка с бабушкой попросили помочь им вареников налепить, а я не умею. Да и неохота мне.

Воспитатель. Ты, оказывается лодырь! Ребята, давайте Колобку напомним, что народ говорит про бездельников и лентяев:

 - «У ленивого хозяина сапоги с ног стянули».

- «Труд кормит, а лень портит».

- «Спящему коту мышь в рот не прибежит»

- «Где лодырь ходит, там земля не родит».

Колобок- Ой,Ой,Ой! Можно подумать, ваши дети умеют вареники лепить!

Воспитатель- Да они у нас кубанские казачата и поэтому вместе с мамами и бабушками пробуют всегда  лепить  вареники. И сейчас тебя научат. Правда ребята? ( Да)

Колобок. А что для этого надо? У меня ничего нет.

Воспитатель:  -  Зато у нас все есть. Но прежде чем начать работать, что надо сделать? (Помыть руки).

Ребята, подскажите колобку, зачем надо мыть руки. ( Чтобы они были чистыми. Чтобы тесто не испачкать)

-Но мы с вами руки уже помыли поэтому сейчас надеваем фартуки, косыночки.

-А помогать лепить нам будет шеф- повар нашего д\с Людмила Анатольевна. Уважаемые мамы,  мы вас тоже приглашаем  вместе с нами лепить вареники.

-Ребята, мне хочется рассказать вам интересную казацкую байку- сказку про вареники. Встаньте вокруг стола.

«В одной кубанской станице жила-была казачка. Решила она как-то вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась , а муки-то нет. Пошла она к мельнику низко поклонилась ему в пояс и попросила:

-«Мельник, мельник, дай мне муки –вареников налепить да казачат накормить». Мельник дал ей муки.

Побежала она к речке: «Речка-матушка, дай мне водицы, хочу вареников налепить да деток накормить». Дала река водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила печку и пошла к курочке : «Курочка- хохлатушка, дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные». Дала курочка ей яичко.

Пошла хозяюшка домой, яичко помыла, руки сполоснула. Взяла сито муки, просеяла, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и замесила тесто.

 Показать тесто готовое.

Деток  у хозяюшки было много, и решили они ей помочь ( дети вместе с воспитателем, мамами и помощником воспитателя начинают лепить вареники)

Воспитатель: Тесто раскатали, формочкой вырезали кружочки, чтобы вареники одинаковые были. Начинку положили и краешки крепко-крепко залепили, чтобы начинка не « убежала», спрятали ее там

- Ну вот мы и налепили вареников. А что теперь с ними надо сделать?

( правильно, отнести на кухню и сварить) (уносят варить вареники)

-А мы снимем  фартуки и помоем руки.

-Ну вот  мы руки и  помыли а  пока вареники варятся мы с вами поиграем:

Пришли трактористы (ходьба на месте)

Землю вспахали(веревочка)

Пшеницу посеяли (перебирают пальчиками)

Выросла пшеничка, заколосилась (поднялись на носочки и покачались)

В снопы ее собрали (1,2- руки в сторону; 3,4 – обхватить себя)

Обмолотили (рубят топором)

На мельницу отвезли (рулят)

Муку смололи(круговые движения руками)

Тесто замесили, раскатали, вареников налепили (показать).

- Дети, а вы знаете с чем едят вареники  с творогом (сметана)

- А с картошкой ( с пассированным на р\м масле луком)

- А с фруктами и ягодами ( их посыпают сахаром)

 - Воспитатель. Ребята назовите сказки, в которых встречаются различные хлебобулочные изделия ( «Колобок», «Машенька и Медведь», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Царевна лягушка»)

-Ребята, вареники уже сварились! Будем накрывать столы. И ты, Колобок, к нам присоединяйся.

 Колобок.   Спасибо, ребята. Я и так уже у вас задержался. Дедушка с бабушкой волнуются. И пока не знают, что я теперь и сам смогу налепить вареников. Вы меня много научили. Мне стыдно за то, что был ленивым и убежал от дедушки и бабушки. Я больше так не буду поступать! Ну, я побежал! До свидания, ребята!

 Воспитатель. Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. Много узнали про нашу малую Родину, про наш родной Кубанский край!

Хороши кубанские просторы,

Плодородная щедрая земля,

нивы необъятные, как море,

Край казачий -  Родина моя!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя гимнастика для часто болеющих детей Вареник Е.Н.

отсканированный вариант книги. В книге представлен практический сатериал, где автор раскрывает структуру организации проведения утренней гимнастики для детей дошкольного возраста с учетом коррекции.Ма...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Вареники для Винни – Пуха».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе          на тему: «Вареники для Винни – Пуха».    Цель: расширять знания и пр...

Кубанские вареники

Это итоговое занятие по Краеведению, проведенное  совместно с родителями. На занятии познакомились с народами, проживающими на Кубани, его традициями.Лепка вареников доставила и родителям и детям...

"Я вареники люблю, всех на свете накормлю!"

мастер - класс светеранами ЖКХ...

Конспект занятия в старшей группе "Кубанские вареники"

Конспект познавательного занятия с элементами лепки, знакомство с народными традициями, поговорками, пословицами....

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

Интегрированное занятие в средней группе " Вареники с вишней"

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка)...