Кубанские вареники
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Это итоговое занятие по Краеведению, проведенное совместно с родителями. На занятии познакомились с народами, проживающими на Кубани, его традициями.Лепка вареников доставила и родителям и детям много удовольствия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kubanskie_vareniki_0.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Кубанские вареники»
Программное содержание:
- развивать познавательную активность;
- повторить кубанские пословицы и поговорки;
-продолжать формировать умение работать с тестом (лепка вареников);
-воспитывать уважение к труду и кубанским традициям (хлебосольство);
-готовность к взаимопомощи, к сотрудничеству;
-обогащение словаря: хлебосольство.
Предварительная работа:
-подбор иллюстраций, посвященных хлебу;
-чтение стихов, рассказов, сказок: «Что всего дороже?» Л.Извекова,
«Голубь и пшеничное зерно» М.Юсупова, «Курочка» Г. Лебедева и др.
Материал:
-доски, скалки, формочки для вырезывания кружочков из теста;
-продукты для приготовления вареников (мука, яйца, начинка для вареников);
-фартуки, косынки, колпачки на каждого ребенка и мамы;
-карта
- картинка с изображением казаков
- колосок
Картинка с изображением колобка
- колоски
Дети заходят в группу и садятся полукругом у доски.
- Ребята, у каждого человека есть Родина. Это страна где он живет.
- Как называется страна, в которой мы с Вами живем? ( Россия)
- А место, где мы с Вами родились называется малой Родиной. В каком городе мы с Вами живем? ( Славянск-на-Кубани).
- Правильно, Славянск-на-Кубани. Именно на Кубани, так как на Украине есть тоже город, он называется просто Славянск.И если мы будем брать билеты на автобус, поезд, самолет то надо правильно называть Славянск - на- Кубани, что бы не уехать по ошибке на Украину.
- Ребята, послушайте стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края»
Жура-Жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил.
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?-
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края.
- Ребята, как называется наш край?( Краснодарский)
- Верно, называют его Краснодарский край.
- Дети, многонационален наш край, наша Кубань. И живут здесь люди разных национальностей. Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, греков.
- А как называли наших дальних-дальних предков
- Правильно, казаки. (показ картинки)
Послушайте стихотворение о казаках:
Гордый и лихой народ заслужил себе почет:
Честью с детства дорожат, любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют, песни звонкие поют.
Память предков охраняют, веру в Бога почитают,
Сабля – гордость казака, не прожить им без коня,
И готов любой казак за Россию постоять.
Нет на свете плясок краше, если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет – удивит любой народ
Сколько сказов и присказок, вам любой казак расскажет.
Независимый, свободный род казачий очень гордый.
И не даром на Руси всем знакомы казаки.
- Вот такое красивое стихотворение о гордом, независимом, лихом народе- казаках, наших предках, вы сейчас услышали.
-Дети, богат наш Кубанский край хлебом, овощами, фруктами, подсолнечником.
- И я думаю вы не раз слышали от мам, бабушек и по телевизору, что нашу Кубань называют «хлебосольной». Почему ее так называют как вы думаете?
(Мы рады встречать гостей, угощаем их, принимаем с радостью)
- Верно. Ведь хозяева гостей на Кубани встречают хлебом с солью- поэтому и называют хлебо-сольной.
А сейчас послушайте загадку :
Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит он ходуном на столбе золотом
Воспитатель: Что это?
- Правильно, колосок (показ колоска)
-А в колоске находятся зернышки. А какой продукт можно получить из зерна? (Муку)
- Верно, если зерно перемолоть, то получится мука.
- А что пекут из муки? (хлеб, булки, баранки, пирожки, бублики)
- Все верно. А еще давным-давно выпекали колобки.
-А пекли их из ржаной муки.
Под музыку появляется колобок ( кукольный театр за ширмой)
Колобок. Фу! Наконец-то я убежал от дедушки и от бабушки. Ой, а куда это я попал?
Воспитатель. Здравствуй колобок! Ребята, куда попал Колобок? И что тебе, непоседа, дома не сидится?
Колобок. Да вот дедушка с бабушкой попросили помочь им вареников налепить, а я не умею. Да и неохота мне.
Воспитатель. Ты, оказывается лодырь! Ребята, давайте Колобку напомним, что народ говорит про бездельников и лентяев:
- «У ленивого хозяина сапоги с ног стянули».
- «Труд кормит, а лень портит».
- «Спящему коту мышь в рот не прибежит»
- «Где лодырь ходит, там земля не родит».
Колобок- Ой,Ой,Ой! Можно подумать, ваши дети умеют вареники лепить!
Воспитатель- Да они у нас кубанские казачата и поэтому вместе с мамами и бабушками пробуют всегда лепить вареники. И сейчас тебя научат. Правда ребята? ( Да)
Колобок. А что для этого надо? У меня ничего нет.
Воспитатель: - Зато у нас все есть. Но прежде чем начать работать, что надо сделать? (Помыть руки).
Ребята, подскажите колобку, зачем надо мыть руки. ( Чтобы они были чистыми. Чтобы тесто не испачкать)
-Но мы с вами руки уже помыли поэтому сейчас надеваем фартуки, косыночки.
-А помогать лепить нам будет шеф- повар нашего д\с Людмила Анатольевна. Уважаемые мамы, мы вас тоже приглашаем вместе с нами лепить вареники.
-Ребята, мне хочется рассказать вам интересную казацкую байку- сказку про вареники. Встаньте вокруг стола.
«В одной кубанской станице жила-была казачка. Решила она как-то вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась , а муки-то нет. Пошла она к мельнику низко поклонилась ему в пояс и попросила:
-«Мельник, мельник, дай мне муки –вареников налепить да казачат накормить». Мельник дал ей муки.
Побежала она к речке: «Речка-матушка, дай мне водицы, хочу вареников налепить да деток накормить». Дала река водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила печку и пошла к курочке : «Курочка- хохлатушка, дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные». Дала курочка ей яичко.
Пошла хозяюшка домой, яичко помыла, руки сполоснула. Взяла сито муки, просеяла, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и замесила тесто.
Показать тесто готовое.
Деток у хозяюшки было много, и решили они ей помочь ( дети вместе с воспитателем, мамами и помощником воспитателя начинают лепить вареники)
Воспитатель: Тесто раскатали, формочкой вырезали кружочки, чтобы вареники одинаковые были. Начинку положили и краешки крепко-крепко залепили, чтобы начинка не « убежала», спрятали ее там
- Ну вот мы и налепили вареников. А что теперь с ними надо сделать?
( правильно, отнести на кухню и сварить) (уносят варить вареники)
-А мы снимем фартуки и помоем руки.
-Ну вот мы руки и помыли а пока вареники варятся мы с вами поиграем:
Пришли трактористы (ходьба на месте)
Землю вспахали(веревочка)
Пшеницу посеяли (перебирают пальчиками)
Выросла пшеничка, заколосилась (поднялись на носочки и покачались)
В снопы ее собрали (1,2- руки в сторону; 3,4 – обхватить себя)
Обмолотили (рубят топором)
На мельницу отвезли (рулят)
Муку смололи(круговые движения руками)
Тесто замесили, раскатали, вареников налепили (показать).
- Дети, а вы знаете с чем едят вареники с творогом (сметана)
- А с картошкой ( с пассированным на р\м масле луком)
- А с фруктами и ягодами ( их посыпают сахаром)
- Воспитатель. Ребята назовите сказки, в которых встречаются различные хлебобулочные изделия ( «Колобок», «Машенька и Медведь», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Царевна лягушка»)
-Ребята, вареники уже сварились! Будем накрывать столы. И ты, Колобок, к нам присоединяйся.
Колобок. Спасибо, ребята. Я и так уже у вас задержался. Дедушка с бабушкой волнуются. И пока не знают, что я теперь и сам смогу налепить вареников. Вы меня много научили. Мне стыдно за то, что был ленивым и убежал от дедушки и бабушки. Я больше так не буду поступать! Ну, я побежал! До свидания, ребята!
Воспитатель. Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. Много узнали про нашу малую Родину, про наш родной Кубанский край!
Хороши кубанские просторы,
Плодородная щедрая земля,
нивы необъятные, как море,
Край казачий - Родина моя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренняя гимнастика для часто болеющих детей Вареник Е.Н.
отсканированный вариант книги. В книге представлен практический сатериал, где автор раскрывает структуру организации проведения утренней гимнастики для детей дошкольного возраста с учетом коррекции.Ма...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Вареники для Винни – Пуха».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Вареники для Винни – Пуха». Цель: расширять знания и пр...
Кубанские вареники
Это итоговое занятие по Краеведению, проведенное совместно с родителями. На занятии познакомились с народами, проживающими на Кубани, его традициями.Лепка вареников доставила и родителям и детям...
"Я вареники люблю, всех на свете накормлю!"
мастер - класс светеранами ЖКХ...
Конспект занятия в старшей группе "Кубанские вареники"
Конспект познавательного занятия с элементами лепки, знакомство с народными традициями, поговорками, пословицами....
Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...
Интегрированное занятие в средней группе " Вареники с вишней"
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка)...