Кубанские вареники
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Стеблянова Елена Васильевна

Это итоговое занятие по Краеведению, проведенное  совместно с родителями. На занятии познакомились с народами, проживающими на Кубани, его традициями.Лепка вареников доставила и родителям и детям много удовольствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kubanskie_vareniki.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Кубанские вареники»

Программное содержание:

- развивать познавательную активность;

- повторить кубанские пословицы и поговорки;

-продолжать формировать умение работать с тестом (лепка вареников);

-воспитывать уважение к труду и кубанским традициям (хлебосольство);

-готовность к взаимопомощи, к сотрудничеству;

-обогащение словаря:  хлебосольство.

Предварительная работа:

-подбор иллюстраций, посвященных хлебу;

-чтение стихов, рассказов, сказок: «Что всего дороже?» Л.Извекова,

«Голубь и пшеничное зерно» М.Юсупова, «Курочка» Г. Лебедева и др.

Материал:

-доски, скалки, формочки для вырезывания кружочков из теста;

-продукты для приготовления вареников (мука, яйца, начинка для вареников);

-фартуки, косынки, колпачки на каждого ребенка и мамы;

-карта

- картинка с изображением казаков

- колосок

Картинка с изображением колобка

- колоски

Дети заходят в группу и садятся полукругом у доски.

- Ребята, у каждого человека есть Родина. Это страна где он живет.

- Как называется страна, в которой мы с Вами живем? ( Россия)

- А место, где мы с Вами родились называется малой Родиной. В каком городе мы с Вами живем? ( Славянск-на-Кубани).

- Правильно, Славянск-на-Кубани. Именно на Кубани, так как на Украине есть тоже город, он называется просто Славянск.И если мы будем брать билеты на автобус, поезд, самолет то надо правильно называть Славянск - на- Кубани, что бы не уехать по ошибке на Украину.

- Ребята, послушайте стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края»

Жура-Жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?-

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края.

- Ребята, как называется наш край?( Краснодарский)

- Верно, называют его Краснодарский край.

- Дети, многонационален наш край, наша Кубань. И живут здесь люди разных национальностей. Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, греков.

- А как называли наших дальних-дальних предков

- Правильно, казаки. (показ картинки)

Послушайте стихотворение о казаках:

Гордый и лихой народ заслужил себе почет:

Честью с детства дорожат, любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют, песни звонкие поют.

Память предков охраняют, веру в Бога почитают,

Сабля – гордость казака, не прожить им без коня,

И готов любой казак за Россию постоять.

Нет на свете плясок краше, если вдруг казак запляшет,

Если хором запоет – удивит любой народ

Сколько сказов и присказок,  вам любой казак расскажет.

Независимый, свободный род казачий очень гордый.

И не даром на Руси  всем знакомы казаки.

- Вот такое красивое стихотворение о гордом, независимом, лихом народе- казаках, наших предках, вы сейчас услышали.

-Дети, богат наш Кубанский край хлебом, овощами, фруктами, подсолнечником.

- И я думаю вы не раз слышали от мам, бабушек и по телевизору, что нашу Кубань называют «хлебосольной». Почему ее так называют как вы думаете?

(Мы рады встречать гостей, угощаем их, принимаем с радостью)

- Верно.  Ведь хозяева гостей на Кубани встречают хлебом с солью- поэтому и называют хлебо-сольной.

А сейчас послушайте загадку :

                   Вырос в поле дом, полон дом зерном.                  

                   Стены позолочены, ставни заколочены.

                   Ходит он ходуном на столбе золотом

Воспитатель:  Что это?                                    

- Правильно, колосок (показ колоска)

-А в колоске находятся зернышки. А  какой продукт можно получить из зерна? (Муку)

- Верно, если зерно перемолоть, то получится мука.

- А что пекут из муки? (хлеб, булки, баранки, пирожки, бублики)

- Все верно. А еще давным-давно выпекали колобки.

-А пекли  их из ржаной муки.

Под музыку появляется колобок ( кукольный театр за ширмой)

Колобок. Фу! Наконец-то я убежал от дедушки и от бабушки. Ой, а куда это я попал?

Воспитатель. Здравствуй колобок! Ребята, куда попал Колобок?  И что тебе, непоседа, дома не сидится?

Колобок. Да вот дедушка с бабушкой попросили помочь им вареников налепить, а я не умею. Да и неохота мне.

Воспитатель. Ты, оказывается лодырь! Ребята, давайте Колобку напомним, что народ говорит про бездельников и лентяев:

 - «У ленивого хозяина сапоги с ног стянули».

- «Труд кормит, а лень портит».

- «Спящему коту мышь в рот не прибежит»

- «Где лодырь ходит, там земля не родит».

Колобок- Ой,Ой,Ой! Можно подумать, ваши дети умеют вареники лепить!

Воспитатель- Да они у нас кубанские казачата и поэтому вместе с мамами и бабушками пробуют всегда  лепить  вареники. И сейчас тебя научат. Правда ребята? ( Да)

Колобок. А что для этого надо? У меня ничего нет.

Воспитатель:  -  Зато у нас все есть. Но прежде чем начать работать, что надо сделать? (Помыть руки).

Ребята, подскажите колобку, зачем надо мыть руки. ( Чтобы они были чистыми. Чтобы тесто не испачкать)

-Но мы с вами руки уже помыли поэтому сейчас надеваем фартуки, косыночки.

-А помогать лепить нам будет шеф- повар нашего д\с Людмила Анатольевна. Уважаемые мамы,  мы вас тоже приглашаем  вместе с нами лепить вареники.

-Ребята, мне хочется рассказать вам интересную казацкую байку- сказку про вареники. Встаньте вокруг стола.

«В одной кубанской станице жила-была казачка. Решила она как-то вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась , а муки-то нет. Пошла она к мельнику низко поклонилась ему в пояс и попросила:

-«Мельник, мельник, дай мне муки –вареников налепить да казачат накормить». Мельник дал ей муки.

Побежала она к речке: «Речка-матушка, дай мне водицы, хочу вареников налепить да деток накормить». Дала река водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила печку и пошла к курочке : «Курочка- хохлатушка, дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные». Дала курочка ей яичко.

Пошла хозяюшка домой, яичко помыла, руки сполоснула. Взяла сито муки, просеяла, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и замесила тесто.

 Показать тесто готовое.

Деток  у хозяюшки было много, и решили они ей помочь ( дети вместе с воспитателем, мамами и помощником воспитателя начинают лепить вареники)

Воспитатель: Тесто раскатали, формочкой вырезали кружочки, чтобы вареники одинаковые были. Начинку положили и краешки крепко-крепко залепили, чтобы начинка не « убежала», спрятали ее там

- Ну вот мы и налепили вареников. А что теперь с ними надо сделать?

( правильно, отнести на кухню и сварить) (уносят варить вареники)

-А мы снимем  фартуки и помоем руки.

-Ну вот  мы руки и  помыли а  пока вареники варятся мы с вами поиграем:

Пришли трактористы (ходьба на месте)

Землю вспахали(веревочка)

Пшеницу посеяли (перебирают пальчиками)

Выросла пшеничка, заколосилась (поднялись на носочки и покачались)

В снопы ее собрали (1,2- руки в сторону; 3,4 – обхватить себя)

Обмолотили (рубят топором)

На мельницу отвезли (рулят)

Муку смололи(круговые движения руками)

Тесто замесили, раскатали, вареников налепили (показать).

- Дети, а вы знаете с чем едят вареники  с творогом (сметана)

- А с картошкой ( с пассированным на р\м масле луком)

- А с фруктами и ягодами ( их посыпают сахаром)

 - Воспитатель. Ребята назовите сказки, в которых встречаются различные хлебобулочные изделия ( «Колобок», «Машенька и Медведь», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Царевна лягушка»)

-Ребята, вареники уже сварились! Будем накрывать столы. И ты, Колобок, к нам присоединяйся.

 Колобок.   Спасибо, ребята. Я и так уже у вас задержался. Дедушка с бабушкой волнуются. И пока не знают, что я теперь и сам смогу налепить вареников. Вы меня много научили. Мне стыдно за то, что был ленивым и убежал от дедушки и бабушки. Я больше так не буду поступать! Ну, я побежал! До свидания, ребята!

 Воспитатель. Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. Много узнали про нашу малую Родину, про наш родной Кубанский край!

Хороши кубанские просторы,

Плодородная щедрая земля,

нивы необъятные, как море,

Край казачий -  Родина моя!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя гимнастика для часто болеющих детей Вареник Е.Н.

отсканированный вариант книги. В книге представлен практический сатериал, где автор раскрывает структуру организации проведения утренней гимнастики для детей дошкольного возраста с учетом коррекции.Ма...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Вареники для Винни – Пуха».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе          на тему: «Вареники для Винни – Пуха».    Цель: расширять знания и пр...

"Я вареники люблю, всех на свете накормлю!"

мастер - класс светеранами ЖКХ...

Конспект занятия в старшей группе "Кубанские вареники"

Конспект познавательного занятия с элементами лепки, знакомство с народными традициями, поговорками, пословицами....

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

Кубанские вареники

Это итоговое занятие по Краеведению, проведенное  совместно с родителями. На занятии познакомились с народами, проживающими на Кубани, его традициями.Лепка вареников доставила и родителям и детям...

Интегрированное занятие в средней группе " Вареники с вишней"

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка)...