«Путешествие в мир танцев народа мари»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Конспект познавательного развлечения с использованием ИКТ и технологии языкового погружения для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_tantsev_naroda_mari.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в мир танцев народа мари»
Конспект познавательного развлечения
Для детей старшей группы
Автор – Николаева Вера Викторовна, музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (комбинированного вида) "Марийский национальный детский сад №29 "Ший онгыр " ("Серебряный колокольчик") г. Йошкар-Олы
Программное содержание:
- Знакомить детей с танцами народа мари;
- Закрепить умения выполнять движения, характерные марийским танцам: притоп с поворотом, плавные движения рук у девочек;
- Подводить к выразительному исполнению танцев;
- Прививать любовь к культуре своего народа;
- Учить передавать настроение, характер музыки пластикой тела, создавая яркий танцевальный образ;
- Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к культуре народа мари.
Оборудование:
- Проектор
- Экран
- Карта республики Марий Эл
Репертуар:
- «Старинный марийский танец» - CD «Марийские плясовые мелодии»;
- «Танец восточных мари» - CD «Марийские плясовые мелодии»;
- «Танец горных мари» - СD «Ансамбль «Пеледыш»;
- «Тывырдык» - DVD « Ансамбль «Марий памаш»;
- «На волжском берегу» - CD «Марийские плясовые мелодии».
Персонажи: Ведущий
Эвика
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие».
Оформление: Зал оформлен в марийском народном стиле, в конце зала на стульях рассажены куклы в марийских костюмах
Ход развлечения
Дети, одетые в разные национальные костюмы народа мари, заходят в зал (звучит марийская народная музыка «На волжском берегу») и садятся на стульчики.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас приглашаю в интересное путешествие. Путешествие в мир танцев народа мари.
Видеоролик о природе нашего края. На фоне видеоролика ведущий говорит:
Среди дремучих лесов и красивых озер начиналась история марийского народа. Много легенд, песен и танцев сложил народ мари. Особенно красив старинный марийский танец.
Видеоролик с отрывком танца «Тывырдык»
Ведущий: Ребята, вы сейчас посмотрели старинный марийский танец. А вы заметили, какие у артистов костюмы?
Дети: Да!
Ведущий: Что это за костюмы?
Дети: Старинный марийский костюм.
Ведущий: Правильно. Я сегодня одета в старинный марийский костюм. Посмотрите ребята, на экран. Вы видите девушку в национальном костюме. Назовите элементы этого костюма.
Дети: Платье, передник, платок, лапти.
Ведущий: Правильно, ребята. Мы сегодня с вами познакомимся с ними поближе и узнаем, как они называются на марийском языке.
Ведущий: Посмотрите на экран. Традиционный женский марийский костюм состоит из рубахи, кафтана, передника, головного убора и обуви из лыка с шерстяными онучами. На голове у девушки остроконечный головной убор – «шымакш». Поверх «шымакша» завязывали платок – «шовыч». Женская рубаха – «тувыр». Поверх платья надевали передник – «ончылшовыч». Также поверх платья надевали кафтан – «шовыр». Все эти элементы одежды украшены орнаментной вышивкой. На ногах у девушки лапти – «йыдал» в сочетании с онучами – «вургыштыр». Вот мы рассмотрели старинный марийский костюм и узнали, как они называются по-марийски. Давайте мы с вами повторим эти слова. Я вам буду показывать на экране, а вы называть их марийские названия.
Дети: «Шымакш», «шовыч», «тувыр», «ончылшовыч», «шовыр», «йыдал», «вургыштыр»
Ведущий: Молодцы, ребята! А вы умеете танцевать старинный марийский танец?
Дети: Да!
Дети исполняют Старинный марийский танец.
Ведущий: Ребята, посмотрите на карту (показывает на карту). Это карта нашей республики – Республики Марий Эл. По нашей республике протекает много рек. Какие реки вы знаете?
Дети: Кокшага, Волга, Илеть.
Ведущий: А какая река самая большая? Вы знаете?
Дети: Нет!
Ведущий: Самая большая река – Волга. На одном гористом берегу Волги (показывает на карте) жили марийцы, которые называли себя горными, а на другом, где ровные, просторные луга (показывает на карте),- жили марийцы, которые называли себя луговыми. И по сей день живут луговые и горные мари со своими обычаями, языком, песнями и танцами. Старинный марийский танец, который вы станцевали – это танец луговых мари.
Звучит горномарийская народная песня «Сола вуйыштет».
Напевая песню, в зал заходит Эвика
Эвика: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте!
Эвика: Меня зовут Эвика. Я пришла к вам в гости. Я живу на горном берегу Волги. Ведущий: Посмотрите ребята, и сравните мой костюм и костюм Эвики. Чем же они отличаются?
Дети: У Эвики на голове только платок.
Эвика: Правильно, ребята.
Ведущий: Что еще вы заметили, ребята?
Дети: Передник Эвики длинный.
Ведущий: Верно. У горных мари передник с грудкой и украшен цветными ленточками.
Дети: А еще у Эвики на платье много складок.
Эвика: Правильно. Складки не только на платье, но и на переднике.
Ведущий: Какой интересный костюм. Правда, ребята?
Дети: Да!
Эвика: А вы умеете танцевать танец горных мари?
Дети: Да!
Ведущий: Конечно, Эвика. Наши дети знакомы с танцем горных мари. Садись на стульчик и посмотри, как они танцуют.
Четыре девочки танцуют танец горных мари.
Эвика: Молодцы, ребята. Мне очень понравился ваш танец.
Ведущий: Ребята, мы с вами узнали о луговых и горных мари, познакомились с элементами костюмов, посмотрели их танцы. А про какую группу мари мы забыли? Знаете?
Дети: Нет!
Эвика: А я знаю! Это восточные мари.
Ведущий: Правильно, Эвика. Может, ты расскажешь ребятам о восточных мари?
Эвика: Ребята, восточные мари – это народ мари, который в далекие времена ушел жить на восток, за реку Каму. Сейчас они проживают в Башкирии, Татарии, Свердловской и Пермской областях. У них тоже свои обычаи, песни, танцы, костюмы.
Ведущий: Ребята, посмотрите на костюмы Лены и Даши.
Девочки выходят в центр и показывают свои костюмы.
Ведущий: Чем отличаются эти костюмы от моего костюма и костюма Эвики?
Дети: Они очень яркие!
Ведущий: Верно. Костюмы восточных мари очень яркие. Они так же носят платье и передник. Давайте мы покажем Эвике танец восточных мари.
Дети исполняют танец восточных мари.
Эвика: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо танцуете. Мне очень понравилось. Чтобы вы и дальше учились танцевать танцы народа мари, я хочу подарить вам подарок. Это венки из цветов для девочек и «лупш» для мальчиков. А мне пора возвращаться в свои края. До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Ведущий: Ребята, вы были очень активными, дружными, внимательными, любознательными. Вы сегодня увидели, какие наряды носили наши предки, узнали о луговых, горных и восточных мари. Посмотрели их танцы. Но наше маленькое и удивительное путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в свою группу.
Дети под музыку уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение особенностей культуры и быта народов мари
Ознакомлении дошкольников с родным городом ...
«ТАНЦУЙ ПЛАНЕТА!» Фестиваль танцев народов мира.
Праздник для детей старших групп детского сада с участием воспитанниц школы искусств....
"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари"
laquo;Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации».Во все времена и у всех народов основной целью воспитания я...
Нравственно-патриотическое воспитание детей. Обереги народа мари
Далеко вглубь уходит история и культура марийского народа. Природа у марийцев считалась началом всех начал. Олицетворение природы в качестве магического символа связаны с религиозными верованиям...
Воспитание культурно-нравственных ценностей, расширение кругозора детей о родном крае, литературном наследии, обычаях и традициях народов мари на основе театрализованной деятельности.
В масштабе каждого отдельного региона воспитательная работа должна опираться на знание культурных традиций прож...
Музейная педагогика как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари
В статье раскрыта актуальная тема по приобщению дошкольников к истории, культуре и быту марийского народа при использовании музейной педагогики....