НОД "Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Николаева Елена Михайловна

ЦЕЛИ: Закрепить знания о творчестве Г. Тукая.

Развивать логическое мышление.

Развитие воображения и способности определять эмоциональное состояние описываемого предмета, снятие напряжения.

Учить оъяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами, в подборе синонимов и антонимов.

Понимать эмоционально – образное содержание произведения.

Понимать значение пословицы.

 Дифференциация понятий «живой – неживой».

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

Активизация словаря.

Закрепление согласования существительных с прилагательными.

Развитие полноценной развернутой связной речи.

Воспитание любви к творчеству Г. Тукая, доброжелательного отношения друг к другу, эстетических чувств, нравственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam_tukaya.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

 

 НОД в подготовительной к школе  

             группе по теме:  

 

      "Путешествие по сказкам

            Габдуллы Тукая"

                       

                                                                              Воспитатель 1 кв. категории

                                                                              Николаева    Е.М.  

                                                                              МБДОУ «Высокогорский детский сад

                                                                             «Петушок» Высокогорского муниципального  

                                                                              района РТ»

       

                                                 с. Высокая Гора 2014г.

Цель:

Закрепить знания о творчестве Г. Тукая.

Развивать логическое мышление.

Развитие воображения и способности определять эмоциональное состояние описываемого предмета, снятие напряжения.

Учить оъяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами, в подборе синонимов и антонимов.

Понимать эмоционально – образное содержание произведения.

Понимать значение пословицы.

 Дифференциация понятий «живой – неживой».

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

Активизация словаря.

Закрепление согласования существительных с прилагательными.

Развитие полноценной развернутой связной речи.

Воспитание любви к творчеству Г. Тукая, доброжелательного отношения друг к другу, эстетических чувств, нравственности.

Оборудование:

Портрет Г.Тукая; иллюстрации к сказкам Г.Тукая «Водяная», «Шурале», «Сказка про Козу и Барана»; «Забавный ученик»; конверт с заданием. Показ слайдов.

Предварительная работа: 

Чтение сказок Г.Тукая «Шурале», «Водяная», «Сказка про Козу и Барана», «Забавный ученик»

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал под музыку одной из сказок Г.Тукая.

В:  Ребята сегодня  к нам на занятие пришли  гости. Поздороваемся.

Д: Здравствуйте, исәнмесез (на татарском языке)

В: Давайте ребята, мы с вами, встанем в круг и поиграем.

Бу нәрсә?  (мяч – туп)
-  Это волшебный мяч, передаем его по очереди всем детям и говорим добрые и ласковые слова. Но есть одно условие слова говорим на татарском языке. (
матур  - красивый; акыллы – умный; күңелле – веселый; батыр – смелый; әйбәт – добрый; хәерле юл – доброго пути; рәхмәт – спасибо; зинһар өчек – пожалуйста; яратам – люблю; исәнбул – будь здоров).

  Молодцы! Как много татарских слов вы знаете, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, по сказкам  великого татарского писателя Г.Тукая. (слайд Тукай)

В: Дети, вы любите сказки  Г.Тукая?  Чем они вам нравятся?

Д: Они интересные.

В: Чему они учат?

Д: Учат быть сильными, смелыми, добрыми, любить свой народ и природу.

В:  (слайд сказка, музыка)

Закройте глаза покружитесь  1, 2, 3  теперь мы в сказке.  

В: Ребята, посмотрите  волшебный конверт, это герои сказок оставили вам задания, которые  надо  выполнить.  

Задание: 1  (сели на стулья около стены)

В: Надо угадать отрывки из сказок  Г. Тукая.

Балалар урындыкларга утырыгыз һәм тыңлагыз. ( Ребята садитесь на стульчики и слушайте).

Слушайте внимательно.

«За деревьями густыми, что росли на берегу,

Я укрылся, зубы стиснул: и вздохнуть-то не могу…»

Д: Эти строки из сказки «Водяная».  (слайд)

В: Бу кем? (Это кто?)

Д: Бу малай.

«Подойди дружок мой ближе,

Отрешись от всех забот,

Поиграй со мной в щекотку,

Кто кого пересмеет»…

Д: Строки из сказки «Шурале». (слайд)

В: Рөсемдә кемнәр тошкән? (Кто изображен на картине?)

Д: Батыр һәм Шүрале.

«Чему на свете быть, того не миновать!

Уж сколько кормим их, а не видать добра!» …

Д: Строки из сказки «Сказка про Козу и Барана». (слайд)

В: Как можно сказать по-татарски?

Д: «Кәҗә бәлән сарык»

«-Глупый пёсик! Нужно к делу приучаться с малых лет,

Ремеслом не овладеешь, когда будешь стар и сед!

Д: Стихотворение «Забавный ученик». (слайд)

В: Рәсемдә кемнәр бар? (Кто есть на картине?)

Д: Рәсемдә ике малай һәм бер эт. (На рисунке два мальчика и собака)

«Причесалось чудо - юдо и в мгновение одно

 В озеро – бултых! – нырнуло и ушло к себе на дно».

Д: Строки из сказки «Водяная». (слайд)

В: Бу кем? (Это кто?)

Д: Бу Су анасы.

«Горемыка воем воет, рвется крутит головой.

Увязал Парень дровишки, собирается домой».

Д: Из сказки «Шурале». (слайд)

«Жил был Мужик с Женой в былые времена.

Бедна их жизнь была, убога и скудна.

К тому ж Баран с Козой кормились у людей.

И были все равно некормленых худей».

Д: Из сказки «Сказка про Козу и Барана». (слайд)

«- Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем ещё щенок,

Мне всего недель двенадцать… Не хочу учить урок!»

Д: Стихотворение «Забавный ученик» (слайд)

В: Молодцы ребята, вы  все правильно угадали.

Следующее задание.

 

Задание: 2 

В:   Послушайте пословицу  «Раз соврал – навек лгуном стал»  К какой сказке подходит? (Водяная) (слайд )

В: Почему?  Кто соврал? Как он соврал? Кому соврал? Зачем он это сделал? Как вы думаете, хорошо он поступил или нет? Обманывать нельзя.

В: Молодцы!

Задание: 3

«Изобразите выражение лиц сказочных героев».

В: Кто в сказках злой?

Д: В сказке злой Шурале.

В: Изобразите злого Шурале. Подберите к слову злой синонимы т.е. похожие слова (сердитый, грозный, хмурый, злобный, жестокий…)

В: Кто спокойно сидит на берегу и расчесывает свои волосы?

Д: Водяная.

В: Покажите ее спокойное лицо до кражи гребня.

В: Подберите к слову спокойное антоним т.е. наоборот (встревоженное, сердитая, испуганная…)

В: Покажите её лицо после того как мальчик украл гребень. Почему она стала такая?

Д: Злая, страшная.

В: Назовите грустных героев.

Д: Коза и Баран.

В: Изобразите их. Подберите к слову грустный синонимы (печальный тихий, унылый, тоскливый,) 

В:  Кто очень сильно испугался?

Д:  Мальчик очень сильно испугался

В:  Почему он испугался? Покажите мимикой выражение его лица.

В: Кто уверенный в себе и сильный?

Д: Годназад.

В: Изобразите его.

В: Молодцы, вы успешно справились с заданием.

 Физкультминута. (в центре зала под музыку)

Ветер подул давайте отдохнём на полянке.

Җил исә, исә-исә,

Агачларны селкетә.

Җил тына-тына, тына,

Агачлар үсә, үсә.

 Задание: 4   (сели на стульчики)

Игра «Живой – неживой».

Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите живой предмет, топнете ногой на неживой.

Слова:  сарык – баран; Шүрәле -  Шурале; алтын тарак -  золотой гребень; кәҗә – коза; ат – лошадь; йорт - дом; су -  вода; улым -  сыночек, Былтыр – Годназад; урман – лес; елга – река; бабай – дедушка; кием – одежда; әни – мама, тюбәтәй – тюбитейка; малай – мальчик; капчык – мешок; чәчәк – цветок; агач – дерево; балта - топор.

В: Молодцы! И с этим заданием справились.

В:  (слайд картины к сказкам) Ребята посмотрите , для нас открылась картинная галерея героев сказок Г.Тукая. Картины к каким сказкам вы видите, назовите  их на татарском языке.

 « Шүрәле»,     « Су анасы», «Кәҗә бәлән сарык» «Кызыклы шәкерт»  

Ребята вы слышите какой то шорох? (внести собаку). К нам пришел щенок наверно это Акбай.

А кто расскажет стихотворение «Забавный ученик»? А Акбай послушает.

   дети рассказывают стихотворение (1 – 2 ребенка)    

В: Ребята давайте  мы сделаем Акбаю друзей, чтобы ему не было скучно из  бумаги.

                           Оригами «Щенок» (слайды схемы)

(клей, карандаш черный, доска, тарелочки, готовые формы квадрата)

 В: Молодцы, ребята!  Посмотрите сколько у него стало друзей. А теперь подойдите все ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад (музыка)  закрыли глаза, и сказали  дружно: «В детский сад попасть нам нужно».
- Ребята, где мы с вами побывали?(путешествовали по сказкам Г.Тукая)
- Чем занимались?
- Что больше всего понравилось?
- Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове. Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие.

Гостям скажем До свидания. Саубылыгыз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы любим сказки Габдуллы Тукая.

Образный язык Габдуллы Тукая помогает формировать у детей честность, правдивость, доброту, любовь к Родине....

По сказкам Габдуллы Тукая

Сценарий праздника посвященного Габдулле Тукаю для подготовительной группы....

Проект «Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая»

 Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чте...

Мы любим сказки Габдуллы Тукая.

Знакомство старших детй с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая....

Мы учим сказки Габдуллы Тукая.

Знакомство старших детй с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая....

Проект по НРК "Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая"

Чем больше дети знакомы с творчеством татарских деятелей, чем выше интерес ребенка к их трудам, тем эффективнее у детей формируется познавательный интерес к татарской культуре, тем больше нравственных...

Проект "Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая"

Работа над проектом направлена на приобщение к творчеству татарского поэта Габдуллы Тукая, повышение интереса к книгам и сказкам...