Проект по НРК "Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая"
проект (старшая группа)
Чем больше дети знакомы с творчеством татарских деятелей, чем выше интерес ребенка к их трудам, тем эффективнее у детей формируется познавательный интерес к татарской культуре, тем больше нравственных эталонов они усваивают, а значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру в дальнейшем, тем полноценнее будет основа для формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_skazkam_g.tukaya.doc | 373 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ по УМК на тему:
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ»
Подготовила: воспитатель ст. гр. № 5
МБДОУ № 9 «Аленушка»
Анисимова Л.В.
г. Нижнекамск
2016 г.
«Пускай состарюсь я, беспомощен и сед,
И стан согнется мой под грузом трудных лет,
Душе состариться не дам я никогда,
Она останется сильна и молода»
Г.Тукай
1. Вводная часть:
Проблема: в силу жизненных обстоятельств, а именно занятости родителей, у детей слабо сформирован интерес к сказкам, особенно авторским. Порой уровень знаний детей в этом направлении остаётся низким, дети знают только сказки для маленьких, не знают героев, не могут отгадывать загадки по сказкам, не могут по иллюстрации назвать персонаж. Дома мало книг, книги не по возрасту, иллюстрации не рассматриваются, не беседуют по сказкам.
Актуальность: в целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии развития образования в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 Министерством образования и науки РТ были сформированы творческие группы по разработке учебно-методических комплектов. Реализовать данную линию развития в условиях ДОУ необходимо реализовать разнонаправленно. И развитие знаний на татарском языке через сказку представляет на наш взгляд для детей наибольший интерес. Сказка это школа нравственности, «окошко» в большой мир, она представляет особую значимость для духовной основы развития личности в детские годы. Значит, педагог должен стараться воспитать в современном ребенке грамотного читателя на родном языке, приобщить его к татарской литературе, воспитать высококультурного и творческого человека.
Цель проекта: формирование познавательного интереса старших дошкольников к авторской татарской сказке.
Задачи проекта:
Задачи для педагогов:
Образовательные:
- учить узнавать сказки;
- учить передавать содержание сказок;
- знакомить с авторами сказок;
- формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;
- помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий;
- расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературу.
Развивающие:
- формировать интерес к художественной литературе на татарском языке;
- формировать потребность в чтении сказок на родном языке;
- совершенствование знания, речевые высказывания, реплики на татарском языке;
- развивать коммуникативные умения на родном языке;
- развивать у детей социальные умения и навыки поведения;
- содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
- содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;
- развивать воображение, фантазию, мышление;
- создавать условия для активного включения детей в речевую, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитывающие:
- воспитывать уважение и любовь к сказкам татарских авторов;
- воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями на родном языке;
- воспитание бережного отношения к книгам.
Задачи для детей:
- внимательно слушать татарские сказки, включаться в беседу по их содержанию;
- отвечать на вопросы по тексту сказки, пересказывать сказки;
- узнавать сказки по заданию, в загадках;
- передавать содержание сказки с помощью картинок, в рисунках, играх;
- беречь книги.
Задачи для родителей:
- прививать детям любовь к сказкам;
- поддерживать интерес к сказкам, желание их слушать, рассматривать иллюстрации;
- организовывать дома просмотр мультфильмов по сказкам;
- проводить этические беседы по сказкам;
- поддерживать педагогов в проведении проекта.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Предмет исследования: творчество татарского поэта, писателя Габдуллы Тукая.
Проблема исследования: в условиях реализации программы приобщения детей к родной культуре, традициям, литературе - дети, которые не знакомы со сказками родной земли, затрудняются в освоении традиций, культуры татарского народа, освоении норм родного языка, ребенок остается не приобщен к национальной, грамотной речи на татарском языке, испытывает трудности в речевом и в социальном общении на родном языке.
Гипотеза: чем больше дети знакомы с творчеством татарских деятелей, чем выше интерес ребенка к трудам татарских писателей, поэтов-сказочников, тем эффективнее у них формируется познавательный интерес к татарской культуре, тем больше нравственных эталонов они усваивают, а значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру в дальнейшем, тем полноценнее будет основа для формирования личности.
Участники проекта: дети старших групп – 24 чел., родители – 46 чел., воспитатель.
Направленность развития деятельности: комплексная.
Продолжительность: 2 недели (11 апреля 2016 г. -25 апреля 2016 г.)
Ожидаемый результат:
развитие духовно-богатой личности ребенка как активного участника проекта, проявляющего интерес к авторским татарским сказкам ; к культуре татарского народа, создание благоприятных условий для приобщения детей к национальной культуре республики Татарстан.
Ресурсное обеспечение: в группах создана мини - библиотека с портретом и изданиями (сборниками стихов, сказок) татарского поэта Габдуллы Тукая, содержательным материалом биографии поэта, (фотографиями его места рождения, его деятельного творчества), сборник аудиосказок Г.Тукая на татарском языке, а также музыкальных произведений из мультфильмов по сказкам Г. Тукая (диск).
Этапы работы:
I этап. Ориентировочный:
1. Определение темы, проблемы проекта, её актуальности, постановка цели.
2. Анализ пространственно-предметной среды группы.
3. Выявление уровня знания детьми авторских сказок татарского поэта Габдуллы Тукая.
3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
II этап. Моделирующий:
1. Создание творческой группы педагоги – родители, планирование ее работы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Разработка проекта «Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая».
3. Обсуждение проекта с детьми, родителями.
4. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
III этап. Деятельностный:
1. Создание мини - библиотеки в группе «По сказкам Габдуллы Тукая», пополнение музыкальной зоны диском с аудиосказками на татарском языке Габдуллы Тукая, музыкальными произведениями.
2. Экскурсия в библиотеку города.
3. Советы родителям по реализации цели проекта в домашних условиях.
3. Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.
IV этап. Оценочный:
1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
2. Проведение викторины «Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая».
Пути реализации проекта:
Содержание работы с детьми:
1.Беседа «Габдулла Тукай – татарский поэт и сказочник».
2.Просмотр видеопрезентации «Габдулла Тукай»
2. Чтение сказок Габдуллы Тукая на русском языке.
3. Чтение сказок Габдуллы Тукая на татарском языке
4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
5. Иллюстрирование прочитанных сказок.
6.Просматривание мультфильмов по сказкам Габдуллы Тукая «Шуралә”, “Су анасы” на татарском языке, с помощью видепроектора.
7. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
8. Художественное творчество по сказкам «Нарисуй сказку Габдуллы Тукая»
9. Загадывание загадок о сказках, героях сказок.
10. Прослушивание песен из мультфильмов – сказок.
11. Обыгрывание ситуаций в сюж/ рол. игре «Библиотека».
Взаимодействие с родителями:
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Домашние задания родителям и детям.
3. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
4. Рекомендации в чтение сказок с детьми.
План:
№ | Период | Содержание | Деятельность | Участники | |
месяц | неделя | ||||
1 | апрель | II | Определение темы, разработка проекта Анализ пространственно-предметной среды группы. Выявление уровня знания детьми авторских сказок. Создание творческой группы, обсуждение проекта | Сбор информации, литературы, дополнительного материала Создание мини – библиотеки татарского автора Габдуллы Тукая. Бееды с родителями по теме «Читайте детям сказки на татарском языке» Пополнение музыкальной зоны – диском с аудиосказками Габдуллы Тукая, музыкой из мультфильмов по сказкам поэта. | педагог родители |
III | Знакомство с творчеством Татарского поэта – Габдуллы Тукая. | Прослушивание сказок, просмотр мультфильмов по сказкам автора, Беседа , пересказ Чтение, прослушивание детьми, просматривание мультфильмов по сказкам татарского поэта, сказочника Г.Тукая: «Шуралә”, “Су анасы” Стихотворения на русском и татарском языках: Рисование по сказкам Г.Тукая «Нарисуй сказку Г.Тукая». Инсценировка сказки «Шуралә» | воспитатели дети |
Анализ:
Наша работа проводилась в течение 2 недель. В результате совместной деятельности (педагог, родители, дети) дети получили возможность расширить знания о родной стране, республике, расширить кругозор о татарских сказках, их героях, научились сопереживать героям, усвоили нравственные эталоны поведения. А самое главное у них стал формироваться познавательный интерес к татарским сказкам и авторам республики. Дети узнают теперь сказку не только по иллюстрации, но и в загадках, по герою, по автору, по сказочному предмету, песне, репликам на татарском языке. Они научились беречь книги. У детей появилось желание не только рассмотреть книгу, но и прочитать её, пересказать и инсценировать.
Вывод:
Цель проекта: формирование познавательного интереса старших дошкольников к авторской татарской сказке – достигнута.
Гипотеза: «чем больше дети знают сказок на татарском языке, тем эффективнее у них формируется познавательный интерес к сказкам татарских поэтов, писателей, выросших на этой же родной земле, что и дети; тем больше нравственных эталонов они усваивают, а значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру, тем полноценнее будет основа для формирования личности» - доказана.
Результатами, итогом проекта стало следующее:
Дети приобрели:
- Устойчивый интерес к сказкам татарского народа.
- Нравственные эталоны отношений и поведения.
- Желание рассмотреть иллюстрации и прочитать татарскую сказку.
- Желание инсценировать сказки и включать их в своё творчество.
- Богатый багаж сказок.
Дети научились:
- Узнавать сказки.
- Учатся пересказывать сказки.
- Отвечать на вопросы по содержанию сказок.
- Обогащать словарь, разговорную речь на татарском языке.
- Оценивать поступки героев и подражать положительным персонажам.
- Отражать свои чувства к сказкам в продуктивных видах деятельности.
- Бережно относиться к книгам.
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы любим сказки Габдуллы Тукая.
Образный язык Габдуллы Тукая помогает формировать у детей честность, правдивость, доброту, любовь к Родине....
По сказкам Габдуллы Тукая
Сценарий праздника посвященного Габдулле Тукаю для подготовительной группы....
НОД "Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая"
ЦЕЛИ: Закрепить знания о творчестве Г. Тукая.Развивать логическое мышление.Развитие воображения и способности определять эмоциональное состояние описываемого предмета, снятие напряжения.Учить оъяснять...
Проект «Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая»
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чте...
Мы любим сказки Габдуллы Тукая.
Знакомство старших детй с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая....
Мы учим сказки Габдуллы Тукая.
Знакомство старших детй с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая....
Проект "Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая"
Работа над проектом направлена на приобщение к творчеству татарского поэта Габдуллы Тукая, повышение интереса к книгам и сказкам...