КОНСПЕКТ НОД Тема: «Кубань – моя малая родина»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Застенчик Нина Александровна

Чувство любви к родному краю, городу, станице, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. С ранних лет нужно воспитывать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к тому месту, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории; формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Любимый уголок земли, где ты родился и живёшь называется Малой Родиной. Именно с неё начинается познание ребёнком окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuban_-_moya_malaya_rodina.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД  в подготовительной группе
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (ознакомление с социальным миром),  «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, нравственное воспитание, ребёнок в семье и сообществе)

Тема:  «Кубань – моя малая родина»

Цель:

Воспитание у дошкольников любви к малой родине,  формирование  гражданско-патриотических чувств.

Задачи:  

Продолжать знакомить  детей с символикой Краснодарского края. Закрепить знания о том, что выращивают на кубанской земле.  Приобщать к  истории народной культуры: рассказать о воспитании детей в казачьих семьях, Закрепить пословицы, поговорки, народные приметы. Воспитывать  патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою малую родину.
Оборудование и материалы: 

Мультимедийная доска, проектор, ноутбук, видеозапись исполнения Кубанским казачьим хором гимна Краснодарского края, слайд: вид Земли из космоса, глобус, политическая карта России, физическая карта Краснодарского края, флаг, герб  Краснодарского края; фонограммы народных мелодий, плакаты, фотографии  и иллюстрации с изображением казаков, сюжетами жизни и быта, макет казачьего подворья, искусственный подсолнух,         мяч.
Ход:

Воспитатель: - Беседу нашу мы начнём издалека, из космоса.
Галактика, в которой мы живём, называется Млечный путь.                                                                    - А как называется планета, на которой мы живём?

Дети: - Земля.

Воспитатель: - На Земле есть шесть материков: Антарктида,  Австралия, Африка, Северная и Южная Америки, Евразия.

А на каком из них живём мы с вами?

Дети: - В Евразии.

Воспитатель:  - Как называется наша страна?

Дети: - Россия.

Воспитатель:  - А мы, люди, живущие в России?

Дети: -  Россияне.

Воспитатель:  - Столица России?

Дети: - Москва.

Воспитатель:  - Как называется край, в котором мы живём?

Дети: - Краснодарский.

Воспитатель: - Как называют Краснодарский край по-другому?                      

Дети: - Кубань.    

Воспитатель: - Главный город в Краснодарском крае, краевой центр?

Дети: - Краснодар.

Воспитатель: - Как называется наш город?

Дети: - Кропоткин.

Воспитатель:  - Послушайте, как поэт отобразил свой восторг, свою

сопричастность любимому краю:

Ой! Кубань, ты мать родная!

Край станиц и хуторов.

Степь от края и до края

Тонет в золоте хлебов.

Это счастье жить на свете

И тобой весь век дышать.

И встречать твои рассветы,

И закаты провожать…

Cейчас мы с вами прослушаем гимн (2 куплета) Краснодарского края в исполнении Кубанского казачьего хора. Встаньте, пожалуйста, потому что,  когда звучит гимн,  слушать его нужно стоя, нельзя крутиться, разговаривать. (Включить видеозапись).

Присаживайтесь. Вы обратили внимание, как исполняли гимн артисты? Серьёзно, громко, чётко, с гордостью.  Они все живут на Кубани, они, как и мы с вами – кубанцы. И они очень горды, что живут на Кубани.                                                 Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!», «Кубань – жемчужина России», «Кубань – наша Родина!», «Кубань – мать родная!», «Кубань – житница России!». Всех жителей городов, станиц, посёлков Краснодарского края  называют «кубанцами» и «земляками». Так называют людей, у которых одна земля и общая малая Родина.

А сейчас я вам расскажу, как жили на Кубани в старину. Свои жилища – хаты казаки строили из местных материалов: соломы, камыша, глины. Пол мазали глиной, коровяком, крышу покрывали камышом или соломой. Снаружи хату белили, красили ставни, внутри украшали половичками, занавесками, покрывалами, скатёрками, вышивками. Особое место в хате отводилось русской печи. В стужу она обогревала, на ней спали, готовили еду. Во дворе располагались хозяйственные постройки: сарай для скота, амбар, погреб,  летняя печь, навес для повозок.

А знаете, как воспитывали детей в казачьих семьях?

Воспитание в казачьих семьях было строгим, мальчиков и девочек воспитывали по-разному.

             Мальчиков с детства воспитывали быть защитниками, так, с трех лет учили рукопашному бою, лет с трех-пяти казачонка уже приучали к верховой езде. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой — с десяти. Оставалось и время для игр. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. С семи лет мальчика могли наказывать только мужчины. Женщины не имели право вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. «Смотри, — говорил отец, — на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство». И если поначалу это могло восприниматься не совсем серьезно, то в десять казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.

         Воспитание девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчика, потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой, многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни, крепким тылом воина-казака.  Девочке внушалось, что самое главное — спокойная душа и чистое сердце. Девочки начинали работать с детства. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Была и особенная работа — нянчить младших! Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя — годовалого. Пятилеток —  уже в няньки людям отдавали. Труд не исключал радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, — этому было подчинено все ее воспитание.

Часто в речи кубанцев употреблялись пословицы и поговорки. И они  всегда приходились к месту. Пословицы и поговорки делают нашу речь меткой, придают ей особую яркость. В пословицах и поговорках отражается жизнь наших отцов,

дедов и прадедов. Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Игра «Передай подсолнух». 

Дети становятся в круг, пока звучит музыка, дети передают друг другу подсолнух. У кого в руках окажется подсолнух, когда музыка остановится, тот  должен сказать пословицу или поговорку.
Дети: Счастье и труд рядом живут.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб всему голова.
Не вырастишь овоща – не сваришь борща.
Кто ленится, тот не ценится.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
Люди пашут, а он руками машет.
В тесноте, да не в обиде.
Как батька сказал, так и будет.
Какой палец не порежь, всё больно.
За добро добром платят.
Волков бояться – в лес не ходить.
Казак силен и крепок дружбой с конём.
Верный конь казака никогда не подведет.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Конь казаку – лучший друг.
Человек без друзей, как дерево без корней.
Доброе братство – дороже всякого богатства.
Атамана из плохого казака не получится.                                                                          Где казак, там и слава.
Встречай хлебом-солью, а провожай добрым словом.

Воспитатель: - Как много вы знаете пословиц и поговорок, молодцы.

Кубанская земля – казачий край, но на ней живут люди разных национальностей: русские, адыги, армяне, греки, украинцы и многие другие. У каждого народа свои обычаи, праздники, песни, сказки. Но всех их объединяет любовь к нашей прекрасной Кубани.

В нашем крае живут замечательные люди, они трудятся на благо нашей родной Кубани. Назовите, пожалуйста, профессии, какие вы знаете.                                           Дети: - Хлеборобы, трактористы, комбайнёры, полеводы, садоводы,            животноводы,  виноградари,  рабочие заводов и фабрик, врачи, учителя, учёные, спортсмены, художники, поэты.

Воспитатель: - Кубань – чудесный, благодатный край хлебных полей, привольных степей, цветущих садов. А что выращивают на Кубани?

Дети: -  Пшеницу, рожь, овёс, просо, гречиху, рис, кукурузу, подсолнечник, сахарную свёклу, яблоки, виноград, персики, капусту, морковь, лук, арбузы, чай.

А сейчас поиграем в «Народные приметы»: я называю примету и бросаю мяч, а тот, кто мяч поймает,  ответит,  какая будет погода.

Паучок плетёт сеть – будет солнышко греть.

Ласточки летают низко – значит дождик близко.

Муравьи  прячутся в дома – не гуляй без зонта.

Клевер наклоняется – дождик ожидается.

Ёлка ветки опустила – о дожде предупредила.

Воробьи купаются – дождик ожидается.

Цветы пахнут сильнее – тучи на небе чернее.

Лягушки громко квакают –  дождик сильно капает.

В конце нашего занятия предлагаю спеть песню кубанских авторов, которую мы с вами выучили.

Включить фонограмму, на мультимедийной доске слайды с кубанскими пейзажами, видами полей, степей.

Кубанская земля у нас прекрасна,

И небо над Кубанью нашей ясно.

Нет шире и просторнее полей,

Нет песни задушевней и милей!

Кубань родная часть моей России,

Над нею небо самое синее!

Добрей, чем на Кубани нет людей,

И мы гордимся родиной своей!

Народ Кубани дружный, хлебосольный,

Ты славься край певучий и раздольный,

И ивы, наклонившись над рекой,

Нет в мире родины другой!

Воспитатель: Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять, любить природу, значит любить свою Родину. Родина – это одно из самых дорогих для человека понятий. Но любому из нас дорога и малая Родина – край, в котором мы родились и выросли. Земля детства, её природа, история греют и подпитывают всю жизнь. Поэтому, куда бы ты не поехал, всегда можешь с гордостью говорить: «Я – кубанец!»

Список литературы

  • Бондарь Н.И. «Традиционная культура Кубани», 1994
  • Маркова В.А., Данилина Л.М., Прасолова З.Г. «Воспитание у дошкольников       любви к малой Родине», Краснодар, 2007
  • Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002
  • «Кубанская азбука», составитель О. Хамцова, Краснодар, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Лебедянь- наша малая Родина"

Пробудить в детях чувстао любви к своему городу и уважения к его традидициям и обычаям....

Конспект НОД "Большая и малая Родина"

Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Большая и малая Родина" для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет...

Конспект занятия "Большая и малая Родина" в подготовительной к школе группе

Данное занятие расширяет представление детей о Родине малой и большой...

конспект открытого занятия "Моя малая родина"

Возрастная группа: старшаяТема ООД: «Моя малая родина».Ведущая образовательная  область: «Познание» (Формирование целостной картины мира)Цель: развивать  духовно-нравственного гражданина Рос...

План-конспект исследовательской НОД "Моя малая родина-Таганрог"

В конспекте представлены методы и приемы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками....