МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ СРЕДЕГО ПОВОЛЖЬЯ» (в условиях перехода на ФГОС ДО)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ СРЕДЕГО ПОВОЛЖЬЯ» (в условиях перехода на ФГОС ДО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-kultura_narodov_srednego_povolzhya.docx | 41.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ СРЕДЕГО ПОВОЛЖЬЯ»
(в условиях перехода на ФГОС ДО)
Выполнила:
Воспитатель МБУ ДС №80 «Песенка»
Козлова Мария Вячеславовна
Тольятти-2015
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение | 3 6 12 14 |
Механизм преобразования образовательного процесса | |
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов | |
Приложение 1. | |
Введение
Проблема духовно-нравственного развития одна и важнейших проблем воспитания ребёнка.
В настоящее время, общество характеризуется нарушением единства духа, души и тела человека, бедностью духовных интересов, снижением истинных культурных, национальных ценностей, характерных для россиян.
Выходом из создавшейся ситуации, может стать разработка новых программ воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания нравственно-патриотических качеств(приобщение к культуре межнациональных отношений, толерантное отношение к людям другой национальности). В Самарской области проживают представители различных национальностей: русские, мордва, татары, чуваши, с культурой которых необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте.
Противоречия, их обусловленность педагогической практикой на современном этапе развития образования.
В соответствии с требованием ФГОС ДО в ООП ДО должен отражаться региональный компонент, но специальные программы для его осуществления отсутствуют.
Не разработаны конкретные задачи, содержание методов и приёмов по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности.
Недостаточно научных трудов и исследований по этой теме.
С другой стороны, в своей практике нам приходится постоянно решать вопросы культурно-нравственного воспитания дошкольников. Мы знакомим их с народными праздниками. Играем в народные игры, разучиваем считалки,организуем развлечения.
Профессиональная проблема
Как организовать модель образовательного процесса по формированию у детей подготовительной группы по теме «Культура народов Среднего Поволжья» в условиях перехода на ФГОС ДО?
Задачи:
- Обозначить пути формированияпервоначальных представлений о культуре народов Поволжья у детей подготовительной группы.
- Определить содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», для реализации механизма формирования у детей подготовительной группы представлений о культуре народовПоволжья, в условиях реализации ФГОС ДО.
- Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей подготовительной группы представлений о культуре народов Среднего Поволжья.
- Определить целевые ориентиры, возможные достижения воспитанников в результате реализации разработанного механизма.
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Модель образовательного процесса в подготовительной группе
по теме «Культура народов Среднего Поволжья»
(в условиях перехода на ФГОС ДО)
Компоненты моделей | Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС ДО | |||
Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Сотрудничество с родителями | ||
Познавательная деятельность | Режимные моменты | |||
Целевой компонент | 1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта 1.1 Сформировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва): 1.2Формировать представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры. 1.3Обогащать представления оматериальной культуре: предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты 2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта 2.1Формирование у детей толерантное, доброжелательное отношение к представителям других национальностей. 2.2 Формировать эмоционально положительное отношение к истокам другой культуры, к семейному укладу и праздникам. 3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий 3.1Формировать умение выполнять на практике общепринятые нормы и правила поведения, проявлять уважительное отношение к традициям и культуре других народов. | |||
Содержательно-технологический компонент | Познавательная деятельноть «Тема «Культура народов Среднего Поволжья» Развлечение «Масленица» Познавательная деятельность Тема «Знакомство детей с праздником Навруз Байрам(праздник начала весны) Тема «Акатуй – весенний праздник чувашей» Концерт Тема: «Песни народов Поволжья» Экскурсия в крае ведческий музей Тема: «Культура и быт народов Среднего Поволжья» РазвлечениеТема: «Жаворонки» | Утро 1. Рассказ воспитателя:«Какие народы живут на Волге» 2. «Рассматривание флага и герба Чувашии, Мордовии, Татарстана» 3. «Прослушивание народных мелодий» 4. Прослушивание гимнов Поволжских республик. 5. Рассматривание кукол в национальных костюмах, беседа. Дидактические игры «Угадай сказку», «Наряди куклу», «Опиши костюм, промысел, предмет быта». Прогулка Тема: «Народные подвижные игры» Русские: «Горелки»,«Гуси-лебеди»,«Ручеек», «Каравай» Татарские: «Ловишки» (Тотышуены) «Займи место» (Буш Урыш) «Жмурки» (Кузбайлаууены) Чувашские: «Бой петухов», «Летучая мышь» (Сярасерси), «Рыбки» (Пула). Мордовские: «Салки» (Варянясповома), «Метание с плеча» (Уахскуазайахет). Дидактическая игра: «Угадай по описанию», «Составь загадку», «Закончи предложение», «О каком ремесле я говорю». Заучиваниезакличек, потешек, считалок. Вечер Темы 1.Творческая деятельность(рисование) «Иллюстрации к народным сказкам», «Укрась казанские сапоги (пичиги) », «Чувашские узоры», «Укрась костюм», «Распиши полотенце (сурпан)», (ручной труд) изготовление фигурок для народного театра, оригами «Тюбетейка», изготовление атрибутов к народным праздникам. 2.Ознакомление с художественной литературой: Русские народные сказки:«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и Серый волк». Мордовские народные сказки: «Чучело в перьях», «Сыре варда», «Лиса и медведь». 3.Игры: «Встреча с тётушкой Урине» (игра-путешествие). Чувашские: «О девочке Масмак» (М.Юхма), «Легенда о трёх солнцах», «Древо жизни». Татарские: «Коварная лиса», «Сказка о козе и баране», «Храбрый заяц», 3. Слушанье, исполнение народных музыкальных произведений: Русская песня: «По лугу я гуляла», «Во кузице», «Ах, вы, сени, мои сени». Чувашская песня «Засыпай, сынок»,хоровод «Сасаран пел», «Тухьятахан!» 4.Книгоиздательство: Изготовление книжек-малышек со стихами, загадками, пословицами, поговорками народов Среднего Поволжья. 8. Чтение пословиц и поговорок. 9.Изготовление жаворонков | Актуальная среда - фотоальбом «Моя семья»; - сюжетные картинки по теме: «Ремёсла, занятия, быт, костюмы, посуда, музыкальные инструменты»; - куклы в народных костюмах; - рассматривание иллюстраций к народным сказкам - размещение в книжном уголке художественных произведений по теме; - атрибуты для сюжетно-ролевыхигр «Семья», «Путешествие по Волге», - народные детские песни; - краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки; -тематический коллаж «Течет река Волга». | 1. «Сядем рядком, да поговорим ладком» (посиделки). 2. «Масленичная неделя»(развлечение). 4. Выставка совместного творчества детей и родителей. 5. Участие в сборе материала для краеведческого уголка. 6. Изготовление альбома «Игры наших мам». 7. «Чаепитие у самовара с сушками». 8. «Встреча с интересным человеком» (носителем культурных традиций). |
Результативный компонент (возможные достижения ребенка) | Воспитанники интересуются новым, неизвестным в окружающем мире. Задают вопросы взрослым о народах, живущих в Поволжье, об их культуре, обычаях, традициях, праздниках, играх. Проявляют эмоционально-положительное отношение к истокам национальной культуры, социальному опыту народов. Эмоционально реагируют на музыкальные, фольклорные, литературные произведения народов Среднего Поволжья. |
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия:воспитатели подготовительных к школе групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед.
2. Научно-методические условия:
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва «Трофа» - 2010
3. Материально-технические условия
Костюмы, наглядные пособия, дидактически материал, музыкальные инструменты, утварь, игрушки, -аудио и -видеоаппаратура, народные игрушки, куклы, атрибуты для игр.
4.Нормативно-правовые условия
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 21.12.2012.
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038, 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)
- Постановление от 15 мая 2013 №26 Об утверждении САН ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
5.Информационные условия
- «Алгоритмы реализации регионального компонента «Патриотическое воспитание» ООП ДО В ДОУ» Ульяновск- 2013;
- «Занятия по патритическому воспитанию в детском саду» под ред. Л.А.Кондрыкинской Москва – 2011.
- «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» Ульяновск – 2013;
- Учебно-методическое пособие «Алгоритмы реализации регионального компонента «Патриотическое воспитание» ООП ДО В ДОУ» Ульяновск- 2013;
- Организационные
- Составление перспективных и календарных тематических планов по теме «Культура народов Среднего Поволжья»(в условиях перехода на ФГОС ДО)
- Разработка конспектов различных видов деятельности по данной теме
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
- Разработка плана сотрудничества с родителями
- Обогащение методического обеспечения и инструментария
Приложение 1
Конспект по познавательной деятельности
«Путешествие по Волге».
Программное содержание: расширять и углублять представления детей о нашей многонациональной Родине; дать детям общее представление о Мордовской республике: познакомить с мордовскими обычаями и народным творчеством.
Материал: иллюстрации природы Мордовии, Иллюстрации и открытки с изображением мордовской деревни; схемы мордовских домов; Изделия из дерева, тканные полотенца, вышитые салфетки, вязанные вещи.
Логика образовательной деятельности:
Орг. момент: дети готовятся к путешествию по реке Волге.
Воспитатель. Дети, мы с вами много беседовали о великой русской реке Волге, рассматривали иллюстрации, рисовали схему реки.
А сегодня мы совершим путешествие по Волге. Как вы думаете, на чем можно совершить путешествие?
(Ответы детей).
Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо купить билеты и сесть на место, которое в нем указано.
Звучит музыка М. Пляцковского и Б. Савельева «Волга в сердце впадает мое» в исполнении Марии Пахоменко. Дети рассаживаются по местам.
Воспитатель.
- Дети, о чем эта песня?
-Давайте вспомним, какие народы живут по берегам Волги?
-Хотите побывать в гостях у какого-нибудь народа?
(Ответы детей).
Наш путь лежит в гости к мордовскому народу. Мы много читали о Мордовии, беседовали, рассматривали иллюстрации с изображением природы этого края.
- Как вы думаете, ребята, чем отличается природа Мордовии от природы других республик и областей России? А чем занимаются жители Мордовии?
(Ответы детей).
Звучит второй куплет песни М Пляцковского «Волга в сердце впадает мое».
- Вот мы с вами и приплыли в Мордовию!
Вносят куклу в национальном мордовском костюме.
-Здравствуй, дорогая хозяйка мордовской земли!
- Как тебя зовут? (Надя).
Посмотрите, дети, как необычно она одета?! Вам нравится? Это национальный мордовский костюм. Давайте его рассмотрим. Какие цвета используются в костюме? Какой головной убор носят в Мордовии? Какие любимые украшения у мордовских женщин?
(Ответы детей).
Обязательный атрибут костюма – пояс, его завязывают поверх женской рубашки, называется он пулай. Повторите, как называется этот пояс.
Для каждого человека дорог тот уголок земли, где он родился. Для Нади – это Мордовия, А для всех нас и для Нади большая Родина – это Россия.
-Какие пословицы вы знаете о России? (Ответы детей).
У мордовского народа есть свои пословицы о Родине: «В родном краю – как в раю», «Краше Родины нет ничего».
Есть в Мордовии и свое народное творчество: это вышивка, ткачество, работа с бисером, деревом, прядение пряжи и вязание!
Вы знаете, ребята, что республика Мордовия богата лесами, озерами, реками. В лесу в грибную пору бывает много разных грибов.
- Какие грибы вы можете назвать? (Ответы детей).
А в реках и озерах водится много разной рыбы. Назовите виды рыб, известные вам. (Ответы детей).
В лесах Мордовии с давних пор живут пушные звери. Какие именно?
(Ответы детей).
Да, огромные природные богатства Мордовии – это пушнина, рыба. Поэтому с давних пор, даже когда еще не было денег, здесь уже развивалась торговля, а деньгами служили шкурки белок, и назывались они на мордовском языке «урт» (так как «ур» означает «белка»).
Есть в Мордовии праздник, посвященный началу посевных работ, называется он «Кереть – озке» (кереть» означает плуг, а «озке» - моленье). Народ в Мордовии очень трудолюбивый, все в Мордовии приучены трудиться с детства, так как в семье бывает по 5-6 детей. Почитают в Мордовии дедов и отцов, главу семьи называют куд-атя («куд»-дом, «атя»-старик). Мудрая мордовская пословица гласит: «Без ветвей не дерево, без детей - не семья».
Мы с вами рассматривали жилище мордовской семьи. Расскажите, из чего состоит дом. (Из жилой избы и сеней. Из избы, сеней и горницы. Современная изба состоит из нескольких комнат, веранды с крыльцом).
А сейчас давайте поиграем в мордовскую народную игру «Раю – раю».
Воспитатель. Ну что же, пора нам прощаться с Мордовией, а хозяйку мордовской земли мы приглашаем с собой в путешествие по Волге.
Кукла-мордовка. В память о нашем крае я хочу подарить вам мордовскую народную сказку.
Звучит последний куплет песни М. Пляцковского «Волга в сердце впадает мое». Дети рассаживаются на места в пароходе.
Воспитатель читает сказку «Волга и Вазуза», обсуждает с детьми ее содержание.
Вот и заканчивается наше замечательное путешествие по Волге, но мы еще побываем на берегах этой прекрасной реки, познакомимся с бытом, обычаями, культурой других народов, живущих в России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.
Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе сист...
Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования
Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования...
«Формирование новой модели образовательного процесса: ФГОС дошкольного образования» Тема: «Мини-музей в рамках организации предметно-пространственной среды»
Музейная педагогика - иновационная технология в сфере воспитания детей, создающая условия погружения личности в социально организованную предметно-пространственную среду Мини-музей этапы ...
«Планирование воспитательно – образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС ДО». Выступление на тему: «Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО».
Сообщение и презентация помогут педагогам более конкретно разобраться в вопросах планирования работы....
Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ, как один из видов современной модели образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО.
Консультация для педагогов проектно-исследовательская деятельность....
Доклад "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе ДОУ в условиях перехода на ФГОС"
Выступление на педагогическом совете с докладом "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе ДОУ в условиях перехода на ФГОС" те...