«Хлеб – богатство Кубани и всей земли». Конспект НОД в подготовительной группе с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, игровых технологий.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данный материал поможет обобщить и систематизировать представления детей о том, откуда к людям ришел хлеб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb-bogatstvo_kubani.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Хлеб – богатство Кубани и всей земли».  

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием информационно-коммуникационных,  здоровьесберегающих, игровых технологий.

Цель:

  • Обобщить и систематизировать представления детей о том, откуда к людям пришёл хлеб.
  • Обогащать словарь пословицами поговорками, словами пекарь, зернотерки, первобытное племя, калачи, каравай.
  • Продолжать учить детей лепить хлебобулочные изделия из соленого теста, применять уже усвоенные ранее навыки и умения.

 

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, умением дорожить им, уважение к людям, благодаря которым хлеб у нас на столе.

Предшествующая работа: Беседы, рассматривание иллюстраций о труде комбайнеров, пекарей.

Презентации  «Откуда хлеб пришёл»? «Из чего хлеб не испечёшь?», «Традиции Матушки Руси»

Материал: Мультимедиа для показа презентации; доски  для лепки, соленое тесто, салфетки..

Музыка Я. Френкеля «Русское поле».

                                                   Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о чуде земли, чуде труда человека – хлебе!

Как же пришёл к людям хлеб? Давайте с помощью нашей машины времени перенесёмся к пещерным людям.

 (Дети переносятся с помощью обратного отсчета) Садятся на коврик.

Воспитатель показывает презентацию к сказке под тихую музыку.

 Вот послушайте сказку.

Давным-давно, когда люди жили ещё племенами в пещерах и питались мясом животных, случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. (слайд 1). Вот и отправились они в поисках тех мест, где можно было прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так случилось и с одним человеком. Он упал, потерял сознание, а когда очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел необыкновенное растение, из которого на него сыпались мелкие камушки. (слайд 2) Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах  и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их. Эти зёрна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он им рассказал о чудо-колоске.

С тех пор люди употребляют в пищу чудо - колоски. (слайд 3)

Воспитатель: Но не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились на земле!

Позднее они стали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим. Затем появились первые простые зернотёрки, потом мельницы – так получали муку.  (слайд 4) Добавив в неё воду, из теста стали делать лепёшки. Их пекли на костре, потом – в печи. Так появился пресный печёный хлеб. (слайд 5)

Благодаря человеку, те чудесные зёрна, которые в далёкие времена спасли первобытное племя от голодной смерти, сегодня превратились в пышные булочки и калачики на нашем столе.  (слайд 6) Хлеб для каждого человека привычен, как солнечный свет и дыхание, и так же необходим для жизни. Поэтому надо беречь каждый ломтик, каждую корочку, каждую крошку!

У нас на Кубани тоже выращивают хлеб. Он – основа благополучия Кубанских жителей и всей  России. Не зря в старину говорили:

«Земля на зёрнышке стоит».

(Звенит колокольчик).

Воспитатель: Что это за звон? (Подходят к столу в группе) Записка.

«Вы много знаете обо мне? Попробуйте ответить на мои вопросы!

                                                Ваш хлебушек!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Слово хлеб произошло от греческого слова «хлебанос», что оно означает?

Дети:  название похлёбки, так как первый хлеб был жидким.

Воспитатель: Правильно, случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.

Воспитатель: Как в России по давнему обычаю встречают людей?

Дети: хлебом-солью.

Воспитатель: В странах Востока путника, отправляющегося в дальнее путешествие, осыпают мукой. Для чего?

Дети: Чтобы дорога была счастливая.

Воспитатель: На Руси в день свадьбы невесту и жениха обсыпали хлебными зёрнами – зачем?

- чтобы не голодали

-чтобы кашу сварили

-чтобы жизнь их была богатой.

Дети: чтобы жизнь их была богатой.

Воспитатель: В колыбель к новорождённому в старину обязательно клали краюшку хлеба:

- чтобы не голодал.

 - чтобы рос здоровым и счастливым

- чтобы чесал дёсна.

Дети: чтобы рос здоровым и счастливым.

Воспитатель: Как называется русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие, которого чуть не съели? Дети: колобок.

 Воспитатель: В чём сказочный медведь нёс Машу с пирожками к бабушке и дедушке?

Дети: в коробе.

 Воспитатель: Какую зерновую культуру сеял хитрый мужик вместе с медведем в р.н. сказке «Мужик и медведь»

Дети: (рожь).

 Воспитатель: Где мы с вами живём, ребята? В какой стране?

Дети: (России)

Воспитатель: Правильно. Россия – хлебная страна. А про нашу Кубань говорят – житница России. Кубанская пшеница славится во всей стране и во всём мире.

Бьёт через край дух молодой и былинный.

Добрый наш хлеб - Тульский, Кубанский и Курский, -

Ты словно герб славной земли нашей Русской.

Воспитатель: Сейчас дома хлеб пекут очень редко, а раньше в каждой семье пекли хлеб и с гордостью говорили: «Я сегодня с хлебом».  На Руси было заведено потчевать гостей пирогами. Пирог – это символ гостеприимства, радушия, доброжелательности. Пирог – праздничный хлеб, само название его происходит от древнерусского «пир» - праздник, торжество. Ко всякому празднику выпекали свой особый пирог:

♦ к приезду дорогих гостей –«Хлеб  да соль»,

♦К свадьбе – обрядовый « Каравай»,

Каравай – истинно русский хлеб. Все знают, какой  он должен быть на именины и «ширины», и «вышины».

Давайте  поводим хоровод.       Физкультурная минутка.

( Хоровод « Как на наши именины испекли мы каравай»)

Дети сели.

Воспитатель: Богата и щедра наша Кубань, дарит она людям все свои богатства, но только взамен на трудолюбие, заботу и внимание к себе. Где хлеб, там и песня, за хлебом-солью всякая шутка хороша, где поётся, там и веселье.

Много пословиц, поговорок и стихотворений сложил русский народ о хлебе. Какие помните вы?

(Дети называют пословицы)

♦ Хлеб в закромах – счастье в домах.

♦ Хлеб – батюшка, а вода – матушка.

♦ Хлеб – всей жизни голова.

♦ Без хлеба нет обеда.

♦ Хлебушко ржаной – батюшка родной!

    ♦ Без хлеба сыт, не будешь.

Воспитатель: Какие вы молодцы, много знаете пословиц о хлебе.

Вот послушайте стихотворение о хлебном колоске.

                                    ♦

Каравай земли и неба на твоём столе –

Ничего сильнее хлеба нету на земле.

В каждом маленьком кусочке хлебные поля,

А на каждом колосочке держится земля.

В малом зернышке пшеницы летом и зимой,

Сила солнышка хранится и земли родной.

И растёт под небом светлым строен и высок,

Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.

Воспитатель: В нашем каравае семи полей пшеница,

                          С семи криниц водица,

                          От семи кур яйца, чтоб каравай удался!

Воспитатель: А без чего хлеба не испечёшь? Чтобы в этом нам разобраться, нам надо отгадать загадки….

♦ Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
Дети: соль

♦Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной стать могу,

Дети: (вода)

  • Я бел, как снег.

В чести у всех.

И нравлюсь вам

Во вред зубам.

Дети: (Сахар)

 

  • Из меня пекут ватрушки,
    И оладьи, и блины.
    Если делаете тесто,
    Положить меня должны.

Дети: (Мука)

♦ Новая посуда, а вся в дырах.

Дети: (Сито).

♦ Жидкое, а не вода,

Сладкое, а не мёд

От бурёнушки берут,

Деточкам дают.

Дети: (Молоко).

♦ Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.

 Дети: (Печь).

Воспитатель: Какие, вы молодцы! Все загадки отгадали. А хотите,  как настоящие пекари испечь пироги? Пройдем все на кухню. (Дети переходят за  столы, на которых приготовлено все для лепки из соленого теста). 

Терновая Татьяна Александровна

МБДОУ детский сад №8 комбинированного вида

Краснодарский край, ст. Старощербиновская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Страна Светофория» в подготовительной группе с использованием ИКТ, личностно – ориентированных, игровых, исследовательских и здоровьесберегающих технологий

Цель занятия: продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окр...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»

Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»...

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, игровых технологий. Тема: «Традиции Кубани»

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием информационно-коммуникационных,  здоровьесберегающих,  игровых технологий.Тема:  «Традиции Кубани»...