Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с малой Родиной «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, прививает интерес к традициям и обрядам; развивает чувство коллективного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektnod_.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению детей старшей группы с малой Родиной «Путешествие в прошлое»
Воспитателя МБДОУ-д/с № 3ст. Старовеличковской Карпусенко И.И.
Программные задачи: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Создать у детей положительный эмоциональный настрой, развивать умение радоваться окружающему миру и друг другу.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад приехали гости со всего нашего района. Это воспитатели из других детских садов. Давайте их всех необычно поприветствуем.
Дети выполняют пальчиковое упражнение-приветствие «Здравствуйте».
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький цветок,
Здравствуй, утро, здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Здравствуйте!
Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших пап и мам, бабушек и дедушек. Они для вас самые близкие и родные, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: Родственники, родичи, предки.
Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в прошлое и узнать, как жили наши дальние родственники. Но для этого нам надо надеть на головы волшебные папахи и веночки, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!».
Мальчики надевают казачьи папахи, девочки – веночки, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в глубь музыкального зала.
В музыкальном зале расставлены экспонаты музея.
Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы с вами и попали в старинную казачью хату. Я хочу, чтобы вы все рассмотрели, а я расскажу вам, как жили наши предки, чем занимались.
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, а главное – охранял границу от врагов. Посмотрите, какой он носил красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевал рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывал теплую бурку. Кинжал и сабля подвешивались к поясу казака.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кого называют атаманом?
Дети: Командира казачьего войска, самого главного казака.
Воспитатель: Сегодня Илюша Петренко принес для нас всех показать портрет своего дедушки Василия Кондратьевича Дорошенко. Он был первым казачьим атаманом нашей станицы Старовеличковской. Посмотрите на портрет и скажите, как одет атаман? Атаман стоит возле церкви, ведь казаки – всегда были очень верующими людьми. А кого еще вы видите на портрете?
Дети: Коня.
Воспитатель: правильно. С самого раннего детства маленького казачка сажали на коня и приучали к седлу. Ребята, а какие вы знаете кубанские поговорки о казаке и его верном коне?
Дети: Конь казаку лучший товарищ.
Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Жена казака всегда занималась хозяйством. С утра ей надо было сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).
А белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Вот какой он ребристый. На каталку наматывали мятое полотенце и с силой проводили по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (Предоставляет детям возможность попробовать погладить, таким образом, мятое полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель).
Воспитатель: Очень любили казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы украшены вышивкой?
Дети: Полотенца, занавесочки, подушечка.
Воспитатель: Правильно, а какие предметы украшены кружевом?
Дети: Скатерть, полотенце, салфетки.
Воспитатель: Молодцы и умницы! (Подводит детей к столу). Для приготовления еды казачки использовали вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко раньше хранили в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке. Ну а чаем угощали, конечно, из самовара. Запомнили названия старинной посуды? (Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).
Воспитатель: А еще мы с вами знаем много кубанских традиций.
Дети: Казаки гостей встречают хлебом-солью.
На службу молодого казака провожают на коне, в новой одежде и с оружием.
Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».
На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Воспитатель: Ну и молодцы, просто здорово! А вот про одну традицию вы забыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Ребята, я вам тоже предлагаю спеть кубанскую народную песню «Казачата». (Дети поют песню).
Воспитатель: А теперь, хлопчики и девчата, подходите-ка к скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что в нем хранили?
Дети: Наверное, одежду?
Воспитатель: Совершенно верно, нарядную одежду, а так же фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. (Дети рассматривают одежду)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в кубанскую народную игру «Сон казака». (Дети играют).
Раздается бой часов.
Воспитатель: Дети, часы не зря бьют. Мы с вами задержались в прошлом, пора нам возвращаться домой, в детский сад.
Дети снимают папахи и веночки и проговаривают слова:
«Время, стрелки поверни, в детский сад нас вороти!».
Воспитатель: ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети выполняют упражнение-прощание «До свидания».
Все мы дружные ребята,
Казачата – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Очень радостно, светло!
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением "Путешествие в прошлое лампочки"
Задачи:•Познакомить детей с историей электрической лампочки•Вызвать эмоциональный положительный настрой, интерес к прошлому этого предметаОписание4 слайд--Ребята, вы любите путешествовать? Хотите сего...
Презентация к НОД "Ознакомление с окружающим миром" по теме: "Путешествие в прошлое книги" для детей дошкольного возраста (6л. -7л.)
Цель: ознакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творческой деятельности человека. Воспитывать бережное отношение к книгам....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в прошлое книги»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в прошлое книги»...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в прошлое книги»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в прошлое книги»...
Конспект НОД по формированию представлений о малой Родине через ознакомление с городом Владимир в подготовительной группе
В конспекте для детей подготовительной группы представляется возможность переместиться по реке времени в древний город Владимир и заглянуть в его далекое прошлое. когда еще не было бабушек и дедушек н...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое книги"
Данный конспект расчитан для детей подготовительной к школе группе. На занятии ребята познакомятся с историей создания и изготовления книги. Узнают, как книга преобразовывалась под влиянием твор...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет. Тема: Путешествие в прошлое одежды
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет.Тема: Путешествие в прошлое одежды...