Инсценировка сказки "Девочка ворона"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Камина Клавдия Тутувна

Театрализованная деятельность с детьми старшей и подготовительной группы. Инсценировка сказки "Девочка ворона" по мотивам сказки ненецкой  сказочницы и исполнительницы фольклорных песенТатьяны Лар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл devochka_vorona.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Девочка-ворона

Сценарий сценки по мотивам сказки Татьяны Лар

Действующие лица:

Старшая дочь Сэрне

Средняя дочь Мелне

Младшая дочь Вэрне

Отец

Мать

Брат Хасавако

Рассказчик

Женихи

Занавес закрыт. На сцену выходит рассказчик. Звучит национальная мелодия.

Рассказчик. 

Говорят, давным-давно, может правда, может нет,

В птицу черную одну превратился человек.

За поступки свои, и за жадность, воровство

Превратил великий Нум в птицу чёрную ее.

Начиналось всё вот так…

Открывается занавес. На сцене установлен макет чума, справа у кулис по первому плану стоит нарта. В чуме хлопочет мать, ей помогают старшие дочери. Младшая сидит, на постели, смотрится в зеркало. Муж и сын около чума разбирают сети.

Рассказчик. 

Жили когда-то муж и жена.

Семья у ненца большая была-

Три дочки красивых и юноша-сын,

У мамы и папы он был один.

(Сэрне делает вид что шьёт, Мелне помогает маме выделывать шкуры. Отец с сыном чинят сети).

Отец вместе сыном рыбу ловил,

Как зверя поймать, он сына учил.

Две старшие дочки - для  мамы подмога,

Одна лишь Вэрне не может работать.

(Вэрне смотрится в зеркало, ходит по сцене, бегает с собачкой). Музыкальная заставка.

(Отец с сыном уходят за левые  кулисы, на охоту. Мама уходит за правые кулисы. На сцене остаются три сестры, берут свои сумочки и рассматривают содержимое сумочек. Старшая вытаскивает плетеные бусы, примеряет их на себя. Средняя вытаскивает сережки, тоже их примеряет. Младшая при виде стольких интересных вещей начинает лихорадочно   ходить от сестры к сестре).

Вэрне. Вар”- вар”- вар”! Вар”- вар”- вар”!

             Ах, какая красота!

             Ах сестрица, бусы дай!

             На пока их мне отдай!

Сэрне. Не бегай здесь! Мне не мешай!

             Иди в игрушки свои поиграй!

Вэрне.  Я красные бусы очень хочу!

             Я лучше сама у сестры их возьму!

(Ворует у старшей сестры  бусы и кладет к себе в сумочку)

(Вэрне  подходит к средней сестре, крутится вокруг нее. Берет у средней сестры серьги, примеряет на себя)

Вэрне. Какие серёжки! Мне они так идут!

             И к ушкам моим они подойдут! (Любуется собой в зеркале)

Мелне. Не трогай сережки! Они для меня!

             Мне мама купила их, не для тебя!

             Иди лучше грязные руки помой

             Чистой прохладной водой!   (забирает серьги у Вэрне)      

Вэрни.  (дразнит сестру)

               Не для тебя, не для тебя!

              Пусть они полежат пока у меня! (Ворует серьги и кладёт к себе в сумочку-тучу)

Рассказчик. Время шло, и слава о сестрах-мастерицах облетела всю тундру и тайгу. Со всех концов земли начали приезжать свататься богатые женихи.

Рассказчик. Самой первой выдали замуж старшую дочь. При сборе приданого возле мешков крутилась и Вэрне. (Мать одевает старшую дочку, поправляет ей ягушку. Завязывает платок). И вдруг заметила она  на нарте красивую меховую шапку с медными железками. Не удержалась, быстренько перебросила вещь в свою сумочку. Никто и не заметил пропажу. (Сестра с мужем уходят за кулисы, их провожают родители). 

     На другой год пришло время собираться и второй сестре в чужие края. (Родители выдают замуж вторую дочь). Увидела Вэрне на нарте узорчатые кисы, будто разум потеряла, молча схватила обувь и сунула в свой мешок. (Сестра с мужем уходят за кулисы, их провожают родители). 

Музыкальный фон-песня Мелне.

Свет полный. Возле чума сидит Вэрне и  достаёт из сумки  разные вещи, примеряет их.

Вэрне (достает из сумочки шапочку) Какая чудная шапочка – одно загляденье! Вар”- вар”- вар”! (Достает накосник, примеряет на свою голову.) А эти ложные косы с разноцветными тесемками совсем мне идут. Вар”- вар”- вар”! Ах какие сережки, ах какие кольца! Такие красивые! Вар”- вар””- вар! Эти вещи должны быть моими! Никому я их не отдам! (Складывает всё обратно в сумочку, смотрит по сторонам и уходит).

Рассказчик. Много ли времени прошло с тех пор, но девочка уже стала девушкой. Пора замуж выдавать.  (На сцену выходят мать с дочерью).

Мать (обращаясь к Вэрне). Вот ты и подросла, доченька. Скоро  за тобой сваты приедут. Начнём дочка шить тебе наряды. (Мать и дочь садятся, имитируют шитье, выделку шкур.)

Варне  –Охо-хох! Мамочка, хватит!  Устала я! Пальцы все исколола! Отдохну немного! Вот, посмотри.  Я уже сшила себе ягушку!

Мать (нахваливает дочь). Конечно, отдохни! Ты столько работы сделала! Целую ягушку сшила! Скоро отец твой с братом вернутся с охоты, покажем им твою работу.

Из-за кулис выходят  отец и сын. Они возвратились с охоты. У сына в руках шкурка белого песца.

Отец. Сегодня охота удачной была,

           Мы с сыном для вас поймали песца!

Мать (зовёт мужа и сына). Идите сюда! Заходите в чум,  наша дочь Вэрне сама ягушку себе сшила!

Отец. Сразу видно, что дочь стала взрослой! Вот и одежду уже шить научилась!

(Вэрне демонстрирует свою ягушку, ходит по сцене  перед отцом и братом. Неожиданно брат заметил что-то).

Брат Хасавако. Сестрица, что это у тебя под рукавами? Да у тебя такие дыры на ягушке, что через них можно увидеть весь мир вокруг!

(Мать начала растерянно рассматривать вещи, сшитые дочерью).

Мать. Вэй-вэй! Доченька, у тебя такие швы ужасные, ты ведь зимой замерзнешь в такой ягушке!

Вэрне. А я уеду туда, где всегда тепло! Там ягушка не нужна!

Отец (внимательно и строго посмотрев на дочь, замечает в руках дочери мешочек). Что ты таскаешь в этой сумочке? (Дает сумочку матери). Посмотри, что у нее там. (Мать достает из сумочки украденные вещи – сережки, кисы, шапку, пояс). Чьи это вещи?

Мать. Как к тебе попали эти вещи? Это ведь вещи твоих сестер!

(Девушка растерялась, схватила черную ягушку, сшитую ею недавно и, одеваясь на ходу, затараторила. Переворачивает ягушку наизнанку, одевает её. Хватает у матери с рук сумочку.)

Вэрне. Вар”-вар”-вар”-вар”!  Это всё моё, никому не отдам!

(Музыкальный фон – ненецкая песня, во время которого Вэрне постепенно преображается, на ягушке появляются перья, на голову одевает шапочку с клювом).

Брат Хасавако. Мама, папа! Смотрите, что случилось с нашей Вэрне! Она стала вороной!

Рассказчик. От злости и досады девочка почернела и превратилась в ворону! Руки ее стали крыльями. Взмахнув ими, она взлетела и с громким «вар”» выпорхнула на волю из чума.

(Музыкальный фон – карканье ворон.)

Со всех сторон вылетают вороны, исполняется танец ворон. Рассказчик  выходит на передний план. Во время его слов занавес медленно закрывается.

Рассказчик. Сбылась мечта Вэрне жить в теплых краях – осталась она в тайге. А весной, соскучившись по родным местам, прилетает ворона  в лесотундру. Иногда появляется она и в холодной тундре. Возможно, тоска по родителям и надежда найти их, гонят эту птицу по всей земле. А ее страсть к красивым и блестящим вещам до сих пор осталась. Нет-нет да стащит какую-нибудь побрякушку.

Звучит национальная мелодия,  все герои выходя на поклон и уходят за кулисы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное занятие логопеда и воспитателя с детьми по теме:"Закрепление знаний детей о букве Р". Тема инсценировки "Любопытная ворона"

Цель инсценировки: Развитие умения коммуникативного взаимодействия ребенка и педагогов. Обеспечения естественного развития ребенка с учетом его природных задатков и индивидуальных личностных особ...

Конспект занятия в разновозрастной группе с 5 до 7 лет по теме Инсценировка сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова.о 7 лет по теме Инсценировка сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова.

по теме: Инсценировка сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова.Цель: Формирование ценностного отношения к дружбе, развитие эмоциональной сферы детей.Приорит...

МАСТЕР-КЛАСС ПО изготовлению фигурки «Ворона» в технике оригами по мотивам сказки Э. Шима «Соловей и ворона»

МАСТЕР-КЛАСС ПО изготовлению фигурки «Ворона» в технике оригами по мотивам сказки Э. Шима «Соловей и ворона»...

Инсценировка мини-спектакля басни " Ворона и Лиса"

Инсцерировка мини-спектакля басни "Ворона и Лиса"...

Мастер-класс «Изготовление куклы «Ворона» к празднику народов севера «Вороний день»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  «МАЛЫШОК» Мастер-класс «Изготовление куклы «Ворона» к празднику народ...

Инсценировка для детей 5-7 лет «Уж сколько раз твердили миру...» (инсценировка по мотивам басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица») (старшая группа)

Инсценировка для детей 5-7 лет «Уж сколько раз твердили миру...» (инсценировка по мотивам басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)Действующие лица:РассказчикВоронаЛисицаНа авансц...