Опыт работы по ознакомлению с родным краем
статья

Комарова Лариса Николаевна

в данном материале представлен опыт работы по развитию у дошкольников представлений о малой Родине посредством ознакомления с родным краем

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы77.63 КБ

Предварительный просмотр:

  1. СПРАВОЧНО - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ

ОБ ОПЫТЕ

1. Тема опыта:                                    Развитие у дошкольников представлений о малой Родине посредством ознакомления с родным краем

 

2. Автор опыта:                                     Комарова Лариса Николаевна

3. Место функционирования:               структурное подразделение МАОУ

                             Колесниковская СОШ

4. Длительность функционирования:   над данной проблемой работаю

                                                       с 2011 года

5. Опыт работы представлен:                    настоящим описанием и  

                                                     приложениями.

  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

                         Актуальность опыта

Малая Родина... У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни определяет очень многое,

если не сказать — всё.

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включение в содержание воспитания патриота гражданина таких составляющих, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

В обобщенном мною опыте решены следующие  проблемы:

-  разработана программа для кружка «Юный краевед»

- разработано перспективное тематическое планирование по реализации системы работы;

-  создана методическая, информационная, наглядная база для реализации программы;

- установлены тесные связи с семьей.

Задачи, решаемые в опыте

1. Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера.

2. Подобрать художественную литературу, разработать методические пособия, игры, упражнения, где рассказывается о Тюменской области, Заводоуковском городском округе, с.Колесниково,  знаменитых людях, о народных промыслах,  ярких достопримечательностях.

3. Организовать деятельность детей, способствующую развитию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семьей, детскому саду.

Педагогические средства, используемые в опыте

  1. Формы проведения: занятия, развлечения, викторины, экскурсии, чтение художественных произведений, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность.
  2. Форма организации: коллективная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
  3. Методы:

- словесные – беседы, рассказы,  чтение художественной литературы, , прослушивание аудиосказок.

-  наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, фото, слайды, виртуальные экскурсии.

-  практические – дидактические игры, упражнения.

        4. Приемы: разъяснения, указания.

Технология опыта

Любовь к родному краю,

 родной культуре, родной речи

начинается с малого –

любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому, настоящему,

ко всему человечеству.

В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края, связано с изучением механизмов социализации, формирование социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых.

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, так как общество сегодня предъявляет  новые требования социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложение сил и максимально полная личностное развитие.

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.

Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которым ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему понять окружающую действительность.

Одной из воспитательно-образовательных задач в дошкольном возрасте является ознакомление детей с окружающим им миром, с обществом, в котором дети живут. Решение этой задачи осуществляется  в повседневном общении с детьми  в быту, на занятиях, а так же в специально организованной дополнительной деятельности - кружках.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем родном селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Цель моей темы это создание системы работы, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

Прежде, чем начать работу по патриотическому воспитанию, я прочитала большое количество литературы, из которой почерпнула много для себя интересного. Это Л.А.Кондрыкинская, Ривина Е.К., Гришина Г.Н. и др. самостоятельно изучила краеведческий материал, посетила музеи Тюмени, Тобольска, Ялуторовска, Заводоуковска, местный краеведческий музей.

В рамках данной темы мною разработан и систематизирован методический инструментарий:

- программа кружка «Юный краевед»

- перспективный план работы кружка;

- конспекты игр-занятий, презентаций  по ознакомлению дошкольников с малой родиной;

- цикл экскурсий и наблюдений по родному селу;

- цикл виртуальных экскурсий по городам Тюменской области;

- консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ;

- оформлен фотоальбом «Село моё родное»;

-  оформлены авторские выставки детско-родительских проектов.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В детском саду мной был организован бесплатный кружок «Юный краевед» для детей 5-7 лет. Программа, разработанная для кружка носит двухгодичный характер обучения. Работа с детьми была организована на основе тематического планирования (Приложение 1). Это позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические и др. При работе кружка были использованы разнообразные формы работы: игры-занятия, экскурсии и прогулки по селу, чтение литературных произведений, туристические походы с родителями, виртуальные экскурсии.

В группе был оформлен патриотический уголок. Родители проявили интерес к нашей работе и помогли в создании и оформлении,  котором содержится информационный материал и наглядный материал, необходимый для проведения занятий.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Для решения поставленных задач, прежде всего, необходимо было подобрать  русские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны характера русского человека: смелость, честность, доброта, трудолюбие, любовь к матери, к Родине (Приложение 2). Большое внимание я уделяла подбору  книг для детей. (Приложение 3).

Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий кружка время работа по закреплению ведущей темы  продолжается и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, играх-драматизациях. Поэтому я разработала цикл игр на закрепление материала.

Работа с дошкольниками по ознакомлению с родным селом строилась в форме экскурсий по родному селу, где дети имели возможность  любоваться красотой окружающей природы, учились беречь и любить свою малую родину, знакомились с достопримечательностями и интересными людьми села.

Дети принимали участие в праздновании Дня села и в других событиях, они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Свои впечатления дети отразили в рисовании, конструировании, изготовлении макетов и подарков, которые дети вручили бывшим воинам в День Победы.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимали родители. Для того, чтобы выяснить отношение родителей к вопросам патриотического воспитания в детском саду и его реального осуществления я провела анкетирование родителей (Приложение 6). В работе с родителями активно использовались различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.), организационные собрания.  Также использовались активные формы: виртуальная экскурсия «Моя дорога в детский сад», туристические походы (Приложение 7). Так, в неформальной обстановке родители имели возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребенком в семье, знакомиться  с опытом других семей.

Семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями было обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху.

Особое место в воспитании к своей малой Родине принадлежит такой результативной форме работы, как экскурсии. На экскурсиях дети получают знания о родном селе, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и с взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх, рисунках детей и в других видах творческой деятельности.

Результаты экскурсий не заставили себя долго ждать. Рассматривая книги, слайды, фотоальбомы дети обменивались впечатлениями, вспоминали увиденное. Так же появились новые сюжеты в играх детей.

Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, мы много внимания уделяли предварительной работе.  В этом нам опять же помогали родители. Папам предлагалось рассказать о военной технике; мамам - рассмотреть красивые здания на улице, подготовить рассказ на тему: «Как село готовится к празднику».

Стало доброй традицией проведение с детьми и родителями тематических бесед с использованием фотографий, иллюстраций. Мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвиге П.Е.Фёдорова, именем которого названа улица села.

Кроме этого для родителей были подготовлены рекомендации на тему:  «Патриотическое воспитание дошкольников», «Как организовать свой досуг». (Приложение 11) Совместно с родителями подготовили и оформили фотоальбомы.

В результате, папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, походов, в решении проблем по оформлению уголка «Моя Родина». Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему селу, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями моих воспитанников.

      Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учили детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

        С историей родного края, традициями и культурой мы продолжали знакомиться на занятиях кружка.  На занятии «Ялуторовск – город декабристов» мы с детьми познакомились с достопримечательностями города Ялуторовска. Дети с интересом обсуждали те места, где можно отдохнуть – это и парки отдыха, и цирк, и кинотеатр. Большой  интерес у детей вызвал материал о Ялуторовском остроге: музейном комплексе на берегу реки Тобол.

В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

Результативность опыта

Результатом моей работы является то, что  у детей расширились знания о родном селе и местном крае, о его достопримечательностях, истории и символах. Дошкольники знают о том, что в нашей области живут люди разных национальностей. Словарный запас пополнился и стал эмоционально окрашен. Дети составляют большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память.

Данные проведенной диагностики показывают, что уровень развития      повысился (Приложение  ). Этому способствовала систематическая работа, сотрудничество с родителями и доброжелательное отношение к детям. В процессе организации работы по  развитию представлений о Малой Родине посредством ознакомления детей с историей, культурой, народными традициями родного края были решены следующие проблемы:

- обогатился и активизировался словарь детей;

- сформировался интерес к своей малой Родине.

- расширились представления об окружающем мире.

Литература

  1. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» - М.АРКТИ, 2003 – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотичеких чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов. ДОУ //Авт.- сот. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 – 205с.
  3. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/Под редакцией Л.А.Кондрыкинской – М.:ТЦ Сфера, 2006 – 192с.
  4. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») / Авторы – сотовители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.щербакова – М.:АРКТИ, 2003 – 168с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  5. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред.Л.А.Кондрыкинской. М.: ТЦ Сфера, 2004 – 192с.

        

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ

 (младшая  группа)

Время проведения

Тема

Цель

Сентябрь

Моя улица

Дать детям знания о том, что в городе много разных улиц, каждый имеет свой домашний адрес, помочь запомнить названия некоторых улиц.

Октябрь

Мой детский сад

Познакомить детей с назначением детского сада, познакомить с людьми, которые работают в детском саду, воспитывать дружелюбные отношения между детьми.

Ноябрь

Мой город

Рассказать детям о городе, в котором мы живём, рассмотреть иллюстрации с изображением разных достопримечательностей, прививать любовь к родному городу.

Декабрь

Транспорт на улицах города

Дать детям понятие «транспорт», познакомить с разными видами городского транспорта, воспитывать уважение к людям, чья профессия связана с работой на транспорте.

Январь

Мой дом

Дать детям понятие «дом», рассказать о его назначении, о разных видах домов, о том, что у каждого человека есть свой дом, где он живёт со своей семьёй.

Февраль

Мой папа

Рассказать детям о празднике, который мы отмечаем в феврале – День защитника Отечества, дать понятие «защитник», дать представление о том, что все папы – защитники своих детей, своих семей, своей Родины.

 Март

Моя мама

Познакомить детей с праздником всех мам, бабушек – Днём 8 Марта, воспитывать любовь к маме, желание помогать ей.

Апрель

Природа на участке детского сада

Дать детям понятие «природа», рассмотреть природу на участке детского сада (деревья, цветы…), учить видеть изменения в состоянии погоды, воспитывать бережное отношение к природе.

Май

Мой домашний адрес

Формировать у детей представление о том, что у каждого человека есть домашний адрес – то место, где находится его дом, помочь детям запомнить свой домашний адрес.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО

ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ

 (подготовительная группа)

Время проведения

Тема

Цель

Сентябрь

Все районы города

Закрепить представления детей о районе города, в котором мы живём, об его возникновении, познакомить с другими районами города, достопримечательностями и особенностями

Октябрь

История возникновения города

Происхождение герба города. Закрепить представления детей об истории возникновения г.Волгограда, дать понятие «волгоградец», указывающее на принадлежность человека к городу, в котором он живёт.

Ноябрь

Знаменитые люди прославившие наш край

Закрепить знания о том, как горожане чтят память о знаменитых людях, прославивших наш город, познакомить с улицами, площадями, памятниками, связанными с именами знаменитых людей.

Декабрь

Промышленность родного города

Обобщить представления детей о промышленности города (района) на примере труда родителей (других взрослых родственников).

Январь

Архитектура прошлого и настоящего

Сравнить архитектуру прошлого и настоящего родного города.

Февраль

Мы помним твой подвиг, Сталинград

Продолжать знакомить детей с памятниками защитникам Отечества города, района, воспитывать гордость за историческое прошлое своих соотечественников.

 Март

Заповедники и музеи

Закрепить представления детей о природе родного края, дать понятие «заповедник», рассказать о животных и растениях, занесённых в Красную книгу, Прививать уважение к людям, охраняющим природу города.

Апрель

Культурный отдых горожан (театры, худ. музеи)

Познакомить с культурным отдыхом горожан и гостей города, с музеями, театрами (ТЮЗ, драматический, кукольный), дать представление о том, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, предметы старины.

Май

Воины солдаты – защитники нашей Родины

Закрепить знания о том, как воины защищали нашу Родину в годы ВОВ, познакомить с героями ВОВ, чьими именами названы улицы в городе, воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО

ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ

(средняя группа)

Время проведения

Тема

Цель

Сентябрь

Мой город

Продолжить знакомство детей с родным городом, закрепить знание домашнего адреса, название детского сада и группы, воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

Октябрь

Природные и культурные объекты города.

Познакомить детей с особенностями расположения города (на реке Десне), расширить представление о значении рек в жизни города.

Ноябрь

Город и село (сравнение)

Расширить представление детей о городе (много улиц, площадей, высотных домов, театров, предприятий, транспорта и т.д.), дать различия города и села на основе архитектурных особенностей и труда людей в городе и на селе.

Декабрь

Транспорт нашего города

Углубить представления детей о транспорте города, научить классифицировать транспорт по назначению и среде передвижения (наземный, водный, воздушный), познакомить с транспортом, который выпускают на заводах города.

Январь

Архитектура нашего города.

Научить детей дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т.д.), познакомить с разными формами архитектурных сооружений: многоэтажные дома, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и др.

Февраль

Воинская слава России

Познакомить детей с памятником защитникам Отечества – Вечным огнём на площади Партизан, сформировать представление об армии, о службе в мирное время, воспитывать уважение к защитникам Отечества и гордость за страну.

 Март

Волга - Матушка

Дать детям знания об особенностях расположения города (на берегу Волги). Познакомить с природными особенностями Волгограда.

Апрель

Городская и сельская природа

Продолжить знакомство детей с природой ближайшего окружения, научить различать реки и озёра, знакомить с правилами поведения в природе, научить понимать и ценить красоту природы родного края.

Май

Достопримечательности нашего города

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, познакомить с гербом города, развивать чувство любви к родному городу.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО

ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ

(старшая группа)

Время проведения

Тема

Цель

Сентябрь

Мой район

Познакомить с районом города, в котором мы живем, с его особенностями и достопримечательностями. Познакомить с историей возникновения района, в котором мы живем.

Октябрь

Мой город

Закрепить представления детей об особенностях расположения города (на берегу реки). Познакомить с историческими названиями города.

Ноябрь

Знаменитые люди  нашего края

Дать детям знания о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город. Познакомить с памятными местами города, района.

Декабрь

Промышленность города

Дать знания о том, чем славится родной город. Рассказать о местной промышленности, уточнить в каких районах города она расположена.

Январь

Архитектура современных зданий

Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий. Познакомить с памятниками архитектуры.

Февраль

Памятники защитникам Отечества

Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к воинам, защищающим нашу страну. Познакомить с памятниками защитникам отечества. Воспитывать гордость за историческое прошлое соотечественников.

 Март

Природа родного края

Познакомить с природными особенностями края, области. Воспитывать в детях бережное отношение к родной природе родного города.

Апрель

Отдых и труд горожан

Продолжать знакомить с местами отдыха горожан и гостей города, с особенностями ландшафта. Развивать чувство уважения к труду создателей современных парков в городе, бережливость к красивым местам.

Май

Памятники героям ВОВ города

Познакомить с памятниками героям ВОВ города

Приложение

Диагностика развития представлений о малой Родине

за 2011-2012 учебный год

За 2012-2013 учебный год

За 2009-2010 учебный год

За 2010-2011 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем»

Чувство любви к родному краю, городу, посёлку, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. ...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ Старший дошкольный возраст

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС РОДНЫМ КРАЕМСтарший дошкольный возраст...

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группе

Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся стлицей Красноярского края, с целью формирования духовно-нравственного отношения и чувства...

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем через проектную деятельность»...

Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...

Перспективный план кружковой работы по ознакомлению с родным краем старшая группа

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем. Дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, спо...