Обзор программ по патриотическому воспитанию дошкольников
статья ( группа) по теме

Щепина Ирина Николаевна

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В настоящее время дошкольное учреждение имеет право выбора программы, по которой оно строит весь воспитательно-образовательный процесс, сочетая его с другими парциальными и авторскими программами, способными обогатить, углубить знания и умения детей в определенных сферах деятельности по социально-нравственному направлению развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация к докладу1.45 МБ
Microsoft Office document icon obzor_programm_patr.v.doc42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обзор программ по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Выполнила: воспитатель МКДОУ д/с№54 рп.Михайловка Щепина И. Н.

Слайд 2

Основные программы

Слайд 3

Программа «От рождения до школы» воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Слайд 4

Программа «Детство» воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре. Поддерживать интерес к народной культуре своей страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам); развивать представление о том, что Россия – большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии; познакомить с расовым составом жителей нашей планеты, помочь понять многообразие ее этнического состава, объяснить, что в каждой стране живут люди разных национальностей; объяснять значение позитивного общения, сотрудничества с людьми разных стран и этносов; способствовать выражению отношения к жизни разных народов, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.

Слайд 5

Программа «Истоки» приобщать к прошлому и настоящему своей и мировой культур (в историческом и географическом аспектах); дать представление о национальных праздниках; знакомить с символикой родного города и государства (флаг, герб, гимн). воспитывать чувство любви к своей Родине, уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям способствовать овладению элементарной этикой межнациональных отношений; формировать представления о мире и дружбе между людьми формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края.

Слайд 6

Парциальные программы

Слайд 7

Программа «Семицветик» Главная особенность данной программы – воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты. Задачи программы с точки зрения нравственно-патриотического воспитания: знакомство детей с героями народных былин, сказаний, легенд, мифов; знакомство с подвижниками общего Блага, с великими святыми героями, личностями общечеловеческого значения; развитие патриотизма, нравственных основ.

Слайд 8

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Задачи: формирование представления детей об образе жизни русского народа (жилище, одежда, домашняя утварь, устное народное творчество, художественные промыслы); пробуждение души ребенка, ощущение себя частью великого русского народа, сохранение черт русского характера; воспитание нравственных ценностей, присущих русскому характеру (доброта, красота, храбрость, трудолюбие, верность, преданность, самоотверженность).

Слайд 9

Программа «Непреходящие ценности малой Родины» Особенность программы – в интеграции исторических, экологических, эстетических, этических представлений ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края. Главный критерий отбора материала – краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России.

Слайд 10

Региональные программы

Слайд 11

Программа «С чего начинается Родина…» Цель программы – формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. 4 блока: «Я и моя семья», «Я – иркутянин», «Моя Сибирь», «Россия – родина моя». Разработка наглядно-информационных пособий («Коренные жители Сибири», «Река моего детства – Ангара», «Мой Байкал!», «Писатели и поэты Сибири детям», «Люблю тебя моя Сибирь!» и др.)



Предварительный просмотр:

Обзор программ по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Подготовила:

Щепина И. Н.,

воспитатель МКДОУ д/с №54

п. Михайловка

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В настоящее время дошкольное учреждение имеет право выбора программы, по которой оно строит весь воспитательно-образовательный процесс, сочетая его с другими парциальными и авторскими программами, способными обогатить, углубить знания и умения детей в определенных сферах деятельности по социально-нравственному направлению развития.

1.​ Программа «От рождения до школы»

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических  чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности  в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим  прошлым и счастливым будущим. Направленность на нравственное воспитание,  поддержку традиционных ценностей Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь  к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым  людям; формирование традиционных гендерных представлений;  воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному  примеру.

2.​ Программа «Детство»

- воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре. Поддерживать интерес к народной культуре своей страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам);

- развивать представление о том, что Россия – большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии;

- познакомить с расовым составом жителей нашей планеты, помочь понять многообразие ее этнического состава, объяснить, что в каждой стране живут люди разных национальностей;

- объяснять значение позитивного общения, сотрудничества с людьми разных стран и этносов;

- способствовать выражению отношения к жизни разных народов, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.

3. Программа «Истоки»:

- приобщать к прошлому и настоящему своей и мировой культур (в историческом и географическом аспектах);

- дать представление о национальных праздниках;

- знакомить с символикой родного города и государства (флаг, герб, гимн).

- воспитывать чувство любви к своей Родине, уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям

- способствовать овладению элементарной этикой межнациональных отношений;

- формировать представления о мире и дружбе между людьми

- формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края.

Парциальные программы:

1. Программа «Семицветик» (г. Москва, 1997г., В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова)

Девиз программы – «Воспитание через Культуру и Красоту».

Настоящая программа призвана решить задачу культурно-экологического образования детей дошкольного возраста - начального этапа становления духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать, будут зависеть его поступки, действия. Решение этой проблемы авторы видят в осознании маленьким человеком того возвышенного, утонченного и прекрасного, что дают окружающий мир, природа и мировая культура. Воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты - главная особенность данной программы. Задачи программы с точки зрения нравственно-патриотического воспитания:

- знакомство детей с героями народных былин, сказаний, легенд, мифов;

- знакомство с подвижниками общего Блага, с великими святыми героями, личностями общечеловеческого значения с целью вызвать у детей желание быть чем-то на них похожими;

- развитие патриотизма, нравственных основ.

2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (г. Москва, 1998г,. О.Л.Князева, М.Д. Маханева)

Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Программа рассчитана на работу с детьми трех - семи лет.

Задачи:

- формирование представления детей об образе жизни русского народа (жилище, одежда, домашняя утварь, устное народное творчество, художественные промыслы);

- пробуждение души ребенка, ощущение себя частью великого русского народа, сохранение черт русского характера;

- воспитание нравственных ценностей, присущих русскому характеру (доброта, красота, храбрость, трудолюбие, верность, преданность, самоотверженность).

3. Программа «Непреходящие ценности малой Родины» (Е. В. Пчелинцева)

Программа посвящена историко-культурному аспекту развития ребенка в возрасте от трех до семи лет. Особенность программы - в интеграции исторических, экологических, эстетических, этических представлений ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края. Главный критерий отбора материала - краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России. Программа включает три блока, которые содержат широкий круг тем, предусматривающих на специально организованных занятиях и вне занятий ознакомление детей с родным краем, его историей, фольклором, народным и изобразительным творчеством и др.

Региональные программы

1. Программа «С чего начинается Родина…» (г. Иркутск, 2010 г., Мамедова Е. В., Ковалева Л. А.)

Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Программа разделена на 4 блока: «Я и моя семья», «Я – иркутянин», «Моя Сибирь», «Россия – родина моя». Для более успешного усвоения содержания программы, авторы разработали наглядно-информационные пособия, такие например как «Коренные жители Сибири», «Река моего детства – Ангара», Мой Байкал!», Писатели и поэты Сибири детям», «Люблю тебя моя Сибирь!» и др.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что в анализируемых программах (базовых, парциальных, региональных) – уделяется особое внимание формированию у дошкольников патриотических чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей страны и родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему своей страны, толерантного отношения к представителям других национальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников "Мой дом - моя страна"

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о пат...

Программа гражданско- патриотического воспитания дошкольников "Мой дедушка- моя гордость".

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение Бижбулякского районаДетский сад «Дюймовочка» с. Бижбуляк.Программа гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Мой дед...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников МАДОУ № 16 «Тополек»

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Патриотизм – важнейшее нравственное ка...

Программа гражданско - патриотического воспитания дошкольников "Я живу в России"

Программа «Я живу в России» предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошколь­ного образовательного учреждения. Результатом освоения данной программы явля...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия «Патриотизм начинается с детства»

Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотичесого воспитания дошкольников....

ПРОГРАММА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Юные патриоты России»

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...