Тема: « Путешествие по Югре» с ИКТ (дети 5-6 лет)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
1. Образовательные задачи: дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о городах Югры, культуре, быте коренных народов Севера.
2.Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.
3.Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края, уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать уважение к жителям коренных национальностей севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: « Путешествие по Югре» с ИКТ (дети 5-6 лет) | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
Методическая разработка
Номинация: «Окружающий мир Югры».
Тема: « Путешествие по Югре» с ИКТ
(дети 5-6 лет)
Автор разработки:
воспитатель-эколог: Змеева В.А.,
2016 г.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи: дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о городах Югры, культуре, быте коренных народов Севера.
2.Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.
3.Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края, уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать уважение к жителям коренных национальностей севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.
Методы и приемы:
-метод витагенного опыта (жизненный опыт детей),
- активизация словаря: (ягель, жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, дикоросы, кисы, стойбище, малица), художественное слово.
- практическая деятельность.
- подвижная игра.
- использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям,
-мультимедиа.
Предварительная работа:
экскурсия в краеведческий музей, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?», подвижные игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».
Материал:
Карта Советского района, округа, глобус, чум, национальный узор, предметы ремесел , рыболовства, оленеводства, народно-прикладное искусство ханты и манси,
Ход непосредственно- образовательной деятельности
Воспитатель: - Ребята, любите ли вы путешествовать? Давайте отправиться в путешествие, а где мы побываем и как называется это место, мы узнаем ( во время путешествия) в конце нашего путешествия.
Дети, чтобы во время путешествия у нас всё получилось и было хорошее настроение нам нужно друг- друга поприветствовать.
1.сл.Солнышо
Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
И так в путь.
- Что это за шар?
(На столе стоит географический глобус)
Дети: - Глобус.
Воспитатель: - А что такое глобус?
Дети: - Глобус - это макет нашей Земли.
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками. Что обозначают эти разные цвета на глобусе?
Дети: - Это разные государства на планете Земля.
Воспитатель: - А какие государства вы можете назвать?
(Даю время для размышления)
Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.
Воспитатель: - А как же называется наша страна?
Дети: - Наша страна - Россия, Российская Федерация.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?
Дети: - Город Москва.
Воспитатель: - Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?
Дети:- Родной край
Воспитатель:- Это большая или малая Родина?
Дети: - Это малая Родина.
Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина.
Сл.2-карта округа.
Родина Дети: - Наша малая Родина называется - Югра
Воспитатель: - А точнее кто, вспомнит и назовёт место, край, где мы проживаем?
Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.
Воспитатель: - А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России?
Дети: - Он находится на севере нашей страны.
Воспитатель: - Как называется столица Ханты – мансийского автономного округа?
Дети: - Город Ханты – Мансийск.
Воспитатель: давайте погуляем по местам нашегоокруга.
Сл. 2,3,4 приз.округ.
Воспитатель:-Почему наш округ получил такое название?
Воспитатель: Своим названием Ханты-Мансийский район и округ обязаны коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Слово «хант» - в переводе значит «человек», значит слово «ХАНТЫ» переводится, как. (люди) . . Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти. Газ и нефть – это главное богатство Югры.
Я хотела бы вам показать какая она нефть. Посмотрите. Что можно сказать о нефти.
Дети- нефть густая жидкость, чёрного цвета.
Воспитатель: Из переработанной нефти делают бензин, пластмассу и много других полезных вещей ипредметов необходимых для нашей жизни.
Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.
Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть?
Дети: - Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара.
Сл.5,6,7,8 .Работа нефтяников.
Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои.
Ханты – Мансийский автономный округ – северный регион России. ХМАО расположен в центральной части Западно- Сибирской равнины.
Основную часть территории округа занимает заболоченная тайга с большим количеством рек и озер.
Сл.9
По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа.
Как они называются? (Обь и Иртыш).
(слайды рек Оби и Иртыша)
Воспитатель: - Много разных городов и районов находится в Ханты – Мансийском автономном округе.
Воспитатель: Какие знаете вы?
Дети: Урай , Сургут, Нягань.
Как называется наш район(место, где живём мы, где на дом)?
Дети: -г.Советский ,Советский район.
Воспитатель: - Покажите, пожалуйста, Советский район на карте Ханты – Мансийского автономного округа?
(Дети показывают Советский район)
Сл.10Сов. район карта.
Воспитатель:- А сейчас побываем в местах нам хорошо знакомых.
- Если мы живём в городе Советский Как называются его жители?
Дети:(Советский, советчане)
Сл.11,12,13.Советский.
-Что интересного вы можете рассказать о своём городе?
-Какие посёлки нашего района вы знаете?
(Просмотр фрагмента фильма «Советский район», рассуждения детей, комментарии воспитателя).
Отправимся путешествовать по городам нашего округа.
-Какой самый близкий город?
-Город Югорск самый близкий наш сосед.
Сл.14 Югорск
Города Югорск,
Сл.Нягань, Урай,Сургут.
Сл.15,16,
Город Нягань- находится окружная больница.
Урай- город нефтяников. Сургут.
В округе много и других больших и не очень, сел и городов. Я думаю когда вы подрастёте вы побывайте в этих городах и сёлах. Мы уже знаем, что своему названию наш округ обязан народам ханты и манси и основным занятием х является оленеводство
Подвижная игра: «Важенка и олени»
Сл.17Стойбище
-Давайте заглянем в гости к оленеводам, а доберёмся мы к ним на оленьей упряжке, посмотрим чем они занимаются, как живут.
Имитация поездки на оленьей упряжке.
Вот мы и добрались до стоибища, то место где остановились оленеводы.
Воспитатель: - А что такое чум?
Дети: - Это жилище ханты и манси.
Воспитатель: Чем чум отличается от домов в которых живем мы?
Дети: В нашем городе построены кирпичные, деревянные дома.
Воспитатель:Чумсобирается из шкур оленя, его удобно собрать и перевозить с места на другое, оленеводы пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место. Как называетсяэто место?
Дети: стойбище.
Из чума выходит хозяйка.
Здравствуйте ребята, рада вас видеть, я хозяйка этого чума. Меня зовут Тайсья Воспитатель: Здравствуй хозяйка! Мы путешествием по нашему краю и так как ханты являются коренными жителями нашего округа, дети хотели бы познакомиться с тем как они живут.
Таисья: Ребята я думаю вы сами расскажите о том, чем занимаются ханты и мансиесли
рассмотрите предметы быта, продукты питания, одеждухантов и манси.
Рассматривают предметы быта, делают выводы.
Дети: - Занимаются хотой, оленеводством, ловят рыбу, сбором дикоросов из оленьей шкуры шьют одежду.
Воспитатель: - Что такое дикоросы?
Дети: - Это грибы и ягоды.
Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?
Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.
Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?
Дети: - Дико растут.
Воспитатель:- Ребята смогли ли народы севера прожить без оленей?
Дети: Без них не могут обойти ни охотники, ни рыболовы. Зимой олени на санях возят по бескрайней тайге людей и грузы. Олень на севере кормит людей, обувает и одевает. Одежда и обувь из оленьих шкур теплая, красивая, легкая.
Таисья: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Женщины народов ханты и манси, когда шили одежду для всей семьи, они украшали её специальным орнаментом, который соответствовал тому животному, которому они поклонялись. Орнаменты бывают разные они означают: оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зуб.
Сл.
Таисья: Дети так как у меня много работы я попросила бы вас о помощи, украсить мой чум орнаментом. Нужно узор наклеить по краям чума, чтоб было аккуратно и красиво орнамент нужно прикрепить ровно.
Украшают все вместе чум. Любуются своей работой.
Таисья: Спасибо вам ребята. За ваш труд, я вас благодарю идарю вам обереги, пусть они вас оберегают, и напоминают о нашей встрече.
Воспитатель: Спасибо Таисья. А нам нужно возвращаться в наш детский сад. Вернёмся мы на оленьей упряжке.
Воспитатель: Ребята как называется край по которому мы путешествовали.
Как можно назвать наше путешествие?
Ребята, что мы с вами узнали нового из нашего путешествия по Югре?
Что вам понравилось?
В следующий раз мы отправимсяпутешествовать по лесам Югры.
А сейчас Аня расскажет стихотворение нашего земляка В. Волковца «Югра»
Исконно щедра и добра
И в помыслах искренна.
То хвойно- спокойна Югра
То истово-лиственна.
Болотно- озёрная ширь,
Медвежьи урочища…
В семье твоей дружной,
Сибирь, нет радостней дочери.
Врастая корнями судьбы
В глубине кровное
Раскинулось древо Оби
Твоё родословное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по познавательному развитию на тему "Путешествие" группы общеразвивающей направленности для детей 4-го года жизни
Муниципальное автономное дошкольное учреждение г. Нижневартовскацентр развития ребенка - детский сад № 44 "Золотой ключик" Конспектитогового занятияпо познават...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание» Тема: «Путешествие по ЮГРЕ» для детей подготовительной группы
Расширять представления о родном крае, знакомить детей с традициями и обычаями коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа....
Тема: «Красная книга Югры» с ИКТ (дети 6-7 лет)
Закладывать основы экологической культуры у дошкольников....
Занятие по ФКЦМ с элементами регионального компонента на тему: «Путешествие по Югре» в средней группе.
Занятие по ФКЦМ с элементами регионального компонента в средней группе....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГРЕ»
Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....
Конспект квест- путешествия по карте по теме «Путешествие по Самарской области» (для детей 6-7 лет)
Вид путешествия: путешествие по карте.Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):· познавательно–исследовательская деятельность, изобразительная деятельность....
Конспект путешествия по карте по теме «Путешествие по городу Тольятти» (для детей 6-7 лет)
Вид путешествия: путешествие по карте.Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):· познавательно–исследовательская деятельность, изобразительная деятельность....