Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
консультация
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov_shishlyannikova_e.v.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Воспитатель: Шишлянникова Е.В.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется на том, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших из факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
В национальной доктрине образования РФ сказано, что Система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений.
Целью работы ДОУ по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно — нравственного воспитания детей для формирования социально — активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.
Термин «гражданское воспитание» является относительно новым понятием. «Гражданское воспитание» - формирование гражданственности как постоянного качества, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным.
«Патриотическое воспитание» - это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным условием воспитательно - образовательного процесса. Используемые педагогами инновационные методы и формы работы позволяют более эффективно решать поставленные воспитательные задачи. (Проведение информационных и практических семинаров, деловых игр, досугов, заседаний круглого стола, выставок и т.д. способствует взаимодействию взрослых, что положительно сказывается на развитии детей.) У ребенка появляется уверенность в себе, развивается система партнерских отношений сначала с родителями а в дальнейшем со сверстниками и с социумом.
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
На решение этих задач направлена (И.А. Кузьмин А.В. Камкин) ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ», которая представляет собой апробированную образовательно-воспитательную дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию.
Программа «Социокультурные истоки» строится на культурологической основе, соответствует светскому характеру образования, содержание программы основано на российских культурных традициях. Используется образовательный инструментарий: книги для развития, книги для развития речи детей, альбомы для рисования.
- в младшей группе (3 – 4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий: Слово, Образ, Книга;
- в средней группе (4 – 5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека: Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души;
- в старшей группе (5 – 6 лет) обращается внимание детей на ценности внутреннего мира человека Вера, Надежда, Любовь, Мудрость;
- в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление детей с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации: Традиции, Слова, Образа, Дела и Праздники.
1. Тренинг на создание образа «Родина».
Уважаемые коллеги, как было сказано выше - одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. Предлагаю создать образ Родины.
Закройте глаза, представьте тот образ, который возникает при слове «Родина».
(педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);
- А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей Родиной, потому что…».
Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно-значимой.
2. Игра «Мозговой штурм».
Условно разделимся на две команды. Каждой команде я сейчас раздам карточки, в которых написаны программные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, участникам необходимо определить к какой возрастной группе относится определенная группа задач
варианты вопросов:
- Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи. (первая мл. группа)
- Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые). Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города (поселка). Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
(2 мл. группа)
- Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов семьи. Может рассказывать о своем родном городе (поселке, селе, назвать его. Знает некоторые государственные праздники. Имеет представление о российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии. (Средняя группа)
-Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказывать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет. Знает, что Российская Федерация (Россия), что Москва – столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представления о Российской армии, о Дне Победы. (Старшая группа)
-Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказывать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет. Знает, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; что Москва – столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы. (Подготовительная группа)
Продолжим наш семинар мыслительной игрой
3. Мыслительная игра «Солнышко»
Как в старину называли дом? (Изба)
Один из православных праздников? (Пасха)
Короткая шутливая песенка? (Частушка)
Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
Страна, в которой человек родился? (Родина)
Человек любящий свою страну? (Патриот)
4. Игра «Бабушкин сундучок»
Необходимо продолжить пословицу.
Родной край – сердцу рай.
Родина – мать, чужбина – мачеха.
Всякому мила своя сторона.
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Жить – Родине служить.
У народа один дом – Родина.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Если народ един, он непобедим.
Народное братство дороже всякого богатства.
5. Игра «Вопрос - ответ»
1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?
(государство)
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба?
(флаг)
3.Официальная эмблема государства?
(герб)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?
(семья)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?
(страна)
6.Что такое патриотизм?
(преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
7. Почему Красная площадь так называется?
(«Красная» - значит красивая)
8. Что означают три цвета флага?
Значение цветов:
При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:
Белый - цвет символизирует мир, чистоту, свободу;
Синий – цвет веры, верности и правды;
Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.
6. Игра «Русский народный костюм»
Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)
Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, города"
сценарий педсовета с целью повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям края, города, систематизация зна...
Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, хутора"
патриотическое чувство не возникает само по себе, а является результатом длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»...
Проект «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...
Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»...
"Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям"
Консультация для выступления на педагогическом совете , для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников....
Психологические основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям
Взгляните на Челябинск с высоты,Чтоб захватило дух от красоты!Как вольно распростёрся город наш.И что за чудо он в рассветный час!В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни...