Проект "Путешествие по карте родного края" Автор: Михнёва И.Н.- старший воспитатель г.Братск МБДОУ "ДСОВ №47"
проект (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Путешествие по карте родного края»
Автор проекта: Михнёва И.Н.
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, педагоги.
Вид проекта: познавательный, исследовательский, краткосрочный.
Актуальность темы: воспитание у детей любви к Родине происходит через накопление ими социального опыта в процессе усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений с окружающими людьми, приобщения к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Наш современник академик Д. С. Лихачев отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному краю, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». Как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к малой Родине. Постепенно, эта любовь перерастает в гражданские чувства, такие как гордость за свою страну, свой народ. Поэтому знакомя с природой, достопримечательностями, людьми, которые окружают ребенка, историей своего края, необходимо формировать духовные ценности и это актуально, так как именно в дошкольном возрасте дети осознают свою принадлежность к малой Родине.
Цель проекта: формирование интереса у дошкольников интереса к истории своего края.
Задачи:
- Формировать представления о историческом прошлом и настоящем родного края;
- Развивать ретроспективный взгляд на то, что было раньше и какие изменения произошли в развитии родного края через установление причинно - следственных связей, временные отношения;
- Развивать познавательную инициативу в процессе сбора информации о историческом прошлом и настоящем родного края;
- Расширять кругозор (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Постановка проблемы: в процессе подготовки к творческой деятельности «Книга своими руками», в рамках тематической недели, посвященной книге, дети столкнулись с трудностями по подбору содержания книги о родном крае. Возникла идея, собрать материал о родном крае, о том, чем славится родной край, как живут в нем люди, что было раньше и сейчас. Для того, чтобы собрать такую информацию детям пришлось обратиться к разным источникам, один из которых была карта ресурсов Иркутской области. Детей заинтересовали природные и промышленные ресурсы края. В процессе общения выяснилось, что некоторые из детей слышали о них от бабушек и дедушек, строивших города и заводы, что на территории нашего края проживают люди разных национальностей. Сбор информации о самых интересных событиях нашего края послужил поводом создания проекта
«Путешествие по карте родного края», в основе которого положен исследовательский метод «путешествие по карте». Особенность этого метода
развитие познавательной инициативы, (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта. К таким основополагающим формам упорядочения опыта относятся родовидовые (классификационные), причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения, которые усваиваются дошкольниками в процессе практических и образно- символических действий, в рамках проектной деятельности, в которой дошкольники занимают активную исследовательскую позицию. В процессе путешествия дети осваивают пространственные и временные отношения (о родном крае), тем самым формируя целостную картину об историческом прошлом и настоящем родного края.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса к историческому прошлому и настоящему своего края;
-расширение кругозора о достопримечательностях родного края, природных ресурсах;
- развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков;
- воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю;
- повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.
План реализации проекта:
I –й этап:
Обсуждение: как узнать об историческом прошлом и настоящем родного края? что мы знаем? что мы хотим узнать?
Сбор информации: сбор литературы (вырезки из газеты «Огни Ангары», фотографии, познавательная литература, поиск информации в интернете)
Составление плана мероприятий;
- Рассматривание глобуса «Мой город и край на глобусе»;
- Проблемная ситуация «Как карта может рассказать об истории родного края»;
- Рассматривание карты Иркутской области;
- Составление маршрута путешествия:
- начало путешествия - каменный век (раскопки) «О чем рассказали раскопки?»,
- поселения бурят «коренные жители»,
- «остроги» - появление иркутского и братского острога,
- как появилась сибирская губерния,
- «города на карте» - как появились города,
- край сегодня.
II –й этап:
- Цикл образовательных ситуаций:
- «О чем рассказали раскопки». Цель: познакомить с материалами археологических раскопок, рассказывающих об образе жизни древних людей (быт, занятия).
- Путешествие в прошлое родного края. Цель: познакомить с образом жизни коренных жителей (буряты, тунгусы)- (быт, занятия, традиции).
- «Как появились остроги». Цель: познакомить детей с историей происхождения острогов и с появлением русских на территории Прибайкалья.
- Сибирь - богатый край (появление сибирской губернии). Цель: познакомить с природными богатствами края.
- «Города на карте». Цель: познакомить с историей возникновения городов: Иркутска, Черемхово, Шелехово, Байкальска, Братска, Ангарска.
- «Достопримечательности края». Цель: познакомит с достопримечательностями края: иркутской и братской ГЭС, железная дорога Тайшет — Лена, Трансибирская магистраль, Коршуновский горно-обогатительный комбинат,Братский алюминевый завод и др.
- Организация информационной рублики «Это интересно» (события, факты);
- Встречи с интересными людьми (ветеранами);
- Посещение музея Братск гэсстроя, Ангарская деревня;
- Беседы: «Мой город», «Мой край, в котором я живу»;
- Экскурсии и целевые прогулки: по детскому саду, улицам города, детскую библиотеку;
- С/р игры: «Путешествие по родному краю», «Путешествие во времени», «Д/и: «Узнай на фото», «Найди нужный флаг», «Найди место недостающим элементам», «Ассоциации»;
-Творческие и развивающие игры: «Придумай герб», «Раскрась флаг нашего города, области», «Расскажи каким будет край через 1000 лет», «Мечтатели», «Когда я вырасту… », «Строим город будущего».
III –й этап:
- Фотовыставки: «Любимые уголки моего города», «С чего начинается Родина»;
-Выставка рисунка «Лучше края не найдешь»;
- Совместный праздник «Мой край - мой дом родной».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной ситуации для детей старшего возраста "Лекарственные травы Сибири" Автор: Михнёва И.Н.- старший воспитатель г.Братск
Цель: формирование представлений о лекарственных травах Сибири. Задачи: 1. Познакомить с лекарственными травами нашего края: календула, ромашка, рябина, шиповник, зверобой, мята, клевер, крапива, мат ...
«Повышение профессиональных компетенций педагогов в построении вариативного образовательного процесса» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47» г. Братск
Сегодня каждое ДОУ занято поиском возможностей создания условий для «позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе с...
Сценарий тематического педсовета «Обогащение социального опыта дошкольников через культурологический подход в образовании» Подготовила Михнёва И.Н. старший воспитатель МБДОУ "ДСОВ №47" г.Братска
Педсовет посвящен созданию условий по обогащению социального опыта дошкольников средствами культурных практик, освоение нового содержания в проектировании образовательной среды...
Сценарий тематической встречи в музыкально - литературной гостиной «О тебе, мой славный город» Подготовили: Михнёва И.Н. – старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47» г.Братска
Цель: воспитание любви к родному городу. Задачи: • Расширять представления об истории родного города Братска; • Формировать патриотические чувства средствами песенного жанра и поэзии; • Развива...
Практикум – семинар «Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47»
В настоящее время, одной из инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), целью которой является формирование у детей творческого мышления.ТРИЗ ...
Карта как источник информации для ознакомления старших дошкольников с Родным краем.
В материале дается обобщение педагогического опыта по применению географических карт области как источника информации по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем: его природой, достоприм...
Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы компенсирующей направленности по патриотическому воспитанию Тема: «Нерехта – мой край родной»
laquo;Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошло...