Конспект ОД "Город мастеров"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
История культуры всей России отражается в истории нашего края.
Я приглашаю вас в мастерскую художественных промыслов и предлагаю вам почувствовать себя в роли мастера.
Самобытных талантов на Алтае много, и это не удивительно: в крае с уникальной по красоте природой люди создают удивительные произведения искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_gorod_masterov.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №7 «ЯРОСЛАВНА»
Алтайский край город Рубцовск
Конспект ОД: «Город мастеров».
Возрастная группа: - подготовительная группа.
подготовила:
воспитатель Полторацкая Н.Н.
2015г
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Тема: «Город мастеров»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, познавательное развитие.
Цель: Создание условий для формирования представления детей о русских народных промыслах Алтайского края.
Образовательные задачи: формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров; способствовать расширению представления детей о русских народных промыслах в Алтайском крае.
Развивающие задачи: содействовать развитию эстетического восприятия образов народной игрушки, способствовать эмоционально откликаться на воздействие художественного образа; формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности; обогащать словарный запас детей; развивать связную речь; развивать внимание, познавательную активность, память.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Методы и приёмы:
Словесные: загадывание загадок, рассказ воспитателя, ситуативный разговор, художественное слово.
Наглядные: предметная наглядность, рассматривание слайдов, организация выставки, использование аудиовизуальной техники, показ,
Практические: слайдовая презентация, показ предметов декоративно-прикладного искусства, физкультминутка, конструирование, музыкальное сопровождение, проектно-исследовательская деятельность, игровые.
Словарь активный: народное декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, мастера, умельцы, рукодельницы, название народных промыслов: хохлома, гжель, городецкая роспись, филимоновская игрушка, жёстовские подносы, тряпичные куклы, кружевницы, предметы быта,традиции.
Пассивный словарь: урало-сибирская роспись, художественные промыслы Алтая:обработка камня и металла, резьба по дереву, лозоплетение, кружевоплетение ,вышивка, изделия из керамики, бересты, Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползуова,
Педагогические технологии: метод проекта, исследовательские методы, информационно – коммуникативные технологии, игровые методы, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие.
Предварительная работа:
- Беседы о русских народных промыслах России.
- Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
- Рисование (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись по доске)
- Раскраски на данную тему
- Составление анимационного сопровождения с использованием ИКТ.
- Заучивание стихотворений о России, о народных промыслах с детьми.
- Разучивание народных игр «Гончары», «Плетень», «Кружева», «Лапти», «Горшки», «Платочек», «Хоровод игрушек».
- Занятие по познавательному развитию с детьми 6-7 лет на тему «Народные промыслы России».
- Конструирование из лоскута ткани «Птичка счастья»
- Поисково-исследовательская деятельность детей и родителей.
(Педагоги, родители и дети, сотрудники детского сада в течение месяца собирают изделия народных промыслов Алтайского края, а именно - г. Барнаула, г. Рубцовска, с. Безрукавка, с. Половинкино, с. Ново–Александровка, с. Веселоярск, предсавляют свои изделия, готовят мини - сообщения).
- Оформление альбома «Русские народные промыслы России, Алтайского края».
- Оформление в группе выставки декоративно- прикладного искусства совместно с детьми и родителями «Русские народные промыслы России, Алтайского края».
- Оформление выставки декоративно- прикладного искусства: «Мастерство народных рук» (изделия выполненные детьми, родителями и сотрудниками детского сада).
Материалы и обоудование:
- Компьютер
- Экран для слайдовой презентации
- Аудиозапись русской народной песни "Во поле березка стояла"
- Флешкарта
- Изделия хохломских мастеров.
- Предметы декоративно-прикладного искусства.
- Слайды видов декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись), народными промыслами Алтая.
- Тряпичные куклы
- Выставка декоративно-прикладного искусства: «Мастерство народных рук», изготовленных детьми, родителями, сотрудниками детского сада.
- Хлопчатобумажная ткань размером 13 на 25 см
1.Организационный момент Цель: Формирование у детей позитивной мотивации к познавательной деятельности, установление эмоционального контакта. Развитие зрительной памяти. Методы и приемы: вопрос воспитателя, показ слайда, загадывание загадок, чтение стихотворения, ситуативный разговор. | ||||||||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Примечание | ||||||
Ребёнок читает стихотворение: Как огромна и красива Наша Родина Россия! Как всю страну мне обойти Народные промыслы найти? Дети отвечают на вопрос | Добрый день. Сегодня мы отправимся в город мастеров и пригласим с собой наших гостей. К мастерам, которые своими руками изготавливают удивительные по красоте декоративно- прикладные изделия у нас в России. Как мы сможем отправиться в путешествия по различным уголкам нашей Родины и увидеть удивительные изделия наших мастеров? Благодаря развитию современной техники, мы сможем побывать в различных уголках нашей Родины и узнать, как называется город мастеров. | Дети входят в зал под музыку «Моя Россия» автор Макшанский Е.И Показ слайда 1 – «Город Мастеров» Показ слайда 2 – карта России | ||||||
2.Погружение воспитанников в тему воспитательного занятия Цель: Создавать условия способствующие развитию познавательной активности детей. Уточнить представление детей о декоративно-прикладном искусстве. Методы и приемы: показ слайдов, чтение стихотворения, выставка декоративно-прикладного искусства: «Мастерство народных рук», ситуативный разговор. | ||||||||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Примечание | ||||||
Дети отвечают на вопрос: декоративное - это красивое, украшающее; прикладное – используется в быту Дети отвечают на вопрос: эти предметы создавались народом, каждый мастер при изготовлении вкладывал душу, свои умения, свою индивидуальность Дети загадывают загадки
2.Коль на досточке девица иль удалый молодец, чудо-конь и чудо-птица - это значит… (Городец) 3.Листочки, ягодки, цветочки, стебелек и завиток. Здесь хозяева три цвета: черный, красный, золотой, кто привез товар такой? (Хохломские мастера) Ребёнок читает стихотворение: Вологодские коклюшки Знамениты с давних пор, На подушечку ложится Снежный северный узор, Эта вьюга, что кружила, Что всю ноченьку мела, Вместе с бабушкой вилюшки Кружевные заплела. Дети отвечают на вопрос: Кружевницы Дети отвечают на вопрос: - У каждой кружевницы своя душа, свой узор, свой характер, свое настроение. Дети отвечают на вопрос Ребёнок представляет выставку работ своей бабушки Ребёнок представляет выставку своих работ. Физкультминутка: Игра «хоровод игрушек» Цель: учить детей действовать в коллективе, выполнять движения в соответствии с текстом, развивать ритмическую и выразительную речь, развивать координацию движения, инициативность. Дети и взрослые идут по кругу, взявшись за руки, и говорят слова. Один ребенок стоит в центре. Мы вам сделали подарки, Кто захочет, тот возьмёт. Вот вам кукла в платье ярком, Конь, волчок и самолет. По окончании слов он говорит, какой «подарок» ему нравится: кукла, конь, волчок или самолет. Далее все участники, продолжая движение по кругу, повторяют движение и слова, соответствующие выбранной игрушке: Скачет конь наш « чок-чок-чок», Слышен топот быстрых ног! Все «скачут» по кругу, высоко поднимая колени. Кукла, кукла, попляши, Красной лентой помаши! Все останавливаются и делают танцевальные движения. Самолет летит, в нем мотор гудит: У-у-у-у-у-у! Все бегут по кругу, вытянув руки в стороны. Вот как кружится волчок – Пожужжал и на пол лёг. Все поворачиваются вокруг своей оси, жужжат, затем приседают. | Велика наша Россия И талантлив наш народ, О Руси родной умельцах На весь мир молва идет. Посмотрите, сколько у нас в стране много районов с различными видами декоративно-прикладного искусства. -Ребята, что означают слова «декоративно-прикладное искусство?» Декоративное – это украшенное. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия: как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Прикладное – применяемое в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни. -Почему это искусство называется народным? Народное декоративное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Я предлагаю Вам отгадать загадки о народных промыслах. Вологодское кружево – это очень древний вид декоративно-прикладного искусства – это наша гордость. -Как называют мастериц, которые создают кружевные узоры? - Почему кружевная сказка у всех кружевниц разная? Посмотрите ребята, сколько у нас в стране различных видов народных промыслов. Это и жёстовские подносы, и оренбургский платок, которые завораживают своей красотой. И на нашей выставке представлены изделия, которые бережно хранятся в ваших семьях. В народе есть такая пословица «Где труд, там и счастье». - Как вы понимаете пословицу? А особенно мастера радовали детей своими яркими красочными филимоновскими игрушками. Посмотрите, что за чудесные игрушки на нашей выставке? Эту выставку нам представит Саша Р. О своих достижениях нам расскажет Наташа Б. Я приглашаю вас в «Хоровод игрушек». | Показ слайда 3 - карта России с выделенными районами народных промыслов Показ слайда 4 – изделия гжельских мастеров Показ слайда 5 – изделия городецких мастеров Показ слайда 6- изделия хохломских мастеров Показ слайда 7 – изделия вологодских кружевниц Показ Слайда 8 - изделия народных мастеров: оренбургский платок, жёстовские подносы, и многое другое Показ изделий на выставке «Народные промыслы России» Показ слайда 9 – Филимоновские игрушки Выставка работ бабушки Саши Р. Выставка работ Наташи Б. | ||||||
3.Раскрытие основного содержания занятия
Методы и приемы: показ слайдов, организация выставки, ситуативный разговор, конструирование тряпичной куклы | ||||||||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Примечание | ||||||
Дети отвечают на вопрос: Алтайский край. Дети садятся за столы | Как называется наш край? История культуры всей России отражается в истории нашего края.
Самобытных талантов на Алтае много, и это не удивительно: в крае с уникальной по красоте природой люди создают удивительные произведения искусства. Посмотрите, у нас на выставке представлены различные тряпичные куклы. С древних времён кукол делали из травы, веточек и лоскутков. В быту русской деревни тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой. В русских семьях кукол было много – целые короба. К куклам относились бережно, передавали их по наследству. Умелые руки – основа успеха Руки – это лицо человека! Руки о многом они говорят. Глаз только видит, а руки творят. Я предлагаю вам сделать из лоскутка ткани куклу - « Зайчик-на-пальчик». Изготовление тряпичной куклы – « Зайчик-на-пальчик». Технология изготовления: 1.Возьмите мягкую хлопчатобумажную ткань размером 15 на 25 см. 2. Лоскут сложите вдоль пополам. 3. Один угол от сгиба прогните вовнутрь – это ушки. 4. Завяжите узелком сложенную ткань ниже ушек, формируя головку зайчика. Посмотрите, какие красивые игрушки у вас получились. | Показ Слайда 10 - Карта Алтайского края Показ слайда 11 - изделия народных промыслов Алтая: художественная обработка камня и металла, резьба по дереву, лозоплетение, кружевоплетение, ткачество, народная вышивка, изготовление изделий из керамики, бересты. Показ слайда12 - игрушки Алтая, тряпичные куклы. Выставка тряпичных кукол Показ воспитателем технологии изготовления тряпичной куклы – «Зайчик-на-пальчик». Обратить внимание детей на изготовленные игрушки. | ||||||
4.Закрепление основного содержания воспитательного мероприятия Цель: Формировать умение детей вести диалог, высказывать свою точку зрения. Развивать культуры речевого общения. Развивать умение открыто выражать свои чувства и эмоции. Методы и приемы: ситуативный разговор, показ слайдов. | ||||||||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Примечание | ||||||
Ответы детей Дети отвечают на вопрос Дети отвечают на вопрос Дети отвечают на вопрос | Нужно немало потрудиться, чтобы многому научиться. -А кто вам в этом может помочь? Какие профессии у ваших родителей? Независимо от профессии, ваши родители и сотрудники нашего детского сада увлечены различными видами декоративно – прикладного искусства. И стараются своими знаниями и умениями поделиться с вами. -Какими качествами должен обладать каждый мастер? -В наше время, где можно увидеть предметы декоративно – прикладного искусства? -Для чего необходимо сохранять традиции нашего народа? | Слайд 13 – Профессии родителей и сотрудников детского сада Обратить внимание на выставку «Мастерство народных рук» | ||||||
5.Итоги занятия, рефлексия Цель: Создать у детей эмоционально-положительное настроение, удовлетворение от результатов работы. Методы и приемы: ситуативный разговор, показ слайдов, чтение стихотворения. | ||||||||
Деятельность воспитанников | Деятельность педагога | Примечание | ||||||
Дети отвечают на вопрос Дети отвечают на вопрос Ребёнок читает стих: Нет на земле страны чудесней Чем та, в которой мы живём! Исполнение детьми песни. Дети дарят гостям птичек Счастья. | -Ребята, вы узнали, как называется, город мастеров? - Что вам особенно было интересно? - В чём вы испытывали затруднения? Поддерживая народные художественные промыслы, мы сможем сохранить для последующих поколений все лучшее, что было накоплено нашими предками. И об этом мы споем песню « Моя Россия» Г. Струве. | Показ слайда 14- Моя Родина Всех гостей приглашаем на выставку изделий «Мастерство народных рук». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект, презентация Мастер - класса «Павлин».Техника «квиллинг»
Мастер - класс «Павлин».Техника «квиллинг»...
Конспект НОД Мастер - класс для родителей на тему: Знакомство дошкольников с искусством портрет
Знакомство дошкольников с искусством портрет...
Конспект проведения мастер-класса для родителей младшей группы ДОУ "Султанчики"
Конспект проведения мастер-класса для родителей младшей группы ДОУ"Султанчики" Цель: Изготовление пособий по физической культуре для повышения двигательной активности детей дошкольного возр...
Конспект проведение мастер-класса «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей»
Проведение мастер-класса для родителей «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей»....
Конспект проведения мастер-класса «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей»
Конспект проведения мастер-класса «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей» ...
Конспект проведения мастер класса Волшебная мозаика
Конспект мастер класса...
Конспект проведения мастер-класса для родителей с детьми старшей группы Тема: «Дымковская барыня»
Изготовление игрушки "Дымковская барыня "нетрадиционным" способом, частично из бросового материала...