Конспект ОД "Город мастеров"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Полторацкая Наталья Николаевна

История культуры всей России отражается в истории нашего края.      
   Я приглашаю вас в мастерскую художественных промыслов и предлагаю вам почувствовать себя в роли мастера.
 
Самобытных талантов на Алтае много, и это не удивительно: в крае с уникальной по красоте природой люди создают удивительные  произведения искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_gorod_masterov.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №7 «ЯРОСЛАВНА»

Алтайский край  город Рубцовск

Конспект ОД:  «Город мастеров».

Возрастная группа: - подготовительная группа.

подготовила:

воспитатель Полторацкая Н.Н.

2015г

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.

Тема:  «Город мастеров»        

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, познавательное развитие.

 Цель:  Создание условий для формирования  представления детей о русских народных промыслах  Алтайского края.

 Образовательные задачи: формировать  положительную  эмоциональную  отзывчивость  при  восприятии  произведений  народных  мастеров; способствовать расширению  представления детей о русских народных  промыслах в Алтайском крае.

Развивающие задачи: содействовать развитию эстетического восприятия  образов народной игрушки, способствовать эмоционально  откликаться на воздействие художественного образа; формировать творческое  отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности; обогащать  словарный  запас детей; развивать  связную  речь; развивать внимание, познавательную  активность, память.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение  к  труду  народных  мастеров.

Методы и приёмы:

Словесные: загадывание загадок, рассказ воспитателя, ситуативный разговор, художественное слово.

Наглядные: предметная наглядность, рассматривание  слайдов, организация выставки, использование аудиовизуальной техники, показ,

Практические: слайдовая презентация, показ предметов декоративно-прикладного искусства, физкультминутка,  конструирование, музыкальное сопровождение, проектно-исследовательская  деятельность, игровые.

Словарь активный: народное  декоративно-прикладное  искусство, народные промыслы, мастера, умельцы, рукодельницы, название  народных промыслов: хохлома, гжель,  городецкая роспись, филимоновская игрушка,  жёстовские подносы, тряпичные куклы, кружевницы, предметы быта,традиции.

Пассивный словарь: урало-сибирская роспись, художественные промыслы Алтая:обработка камня и металла, резьба по дереву, лозоплетение, кружевоплетение ,вышивка, изделия из керамики, бересты, Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползуова,

Педагогические технологии:  метод проекта, исследовательские методы, информационно – коммуникативные технологии, игровые методы, обучение в сотрудничестве,  здоровьесберегающие.

Предварительная работа:

  1. Беседы о русских  народных  промыслах  России.
  2. Рассматривание и чтение книг  о русских  народных  промыслах.
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных  промыслов.
  4. Рисование  (гжель,  хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись  по  доске)
  5. Раскраски на данную тему
  6. Составление анимационного сопровождения с использованием ИКТ.
  7. Заучивание стихотворений  о России, о народных промыслах   с детьми.
  8. Разучивание народных игр «Гончары», «Плетень», «Кружева», «Лапти», «Горшки», «Платочек», «Хоровод игрушек».
  9. Занятие по познавательному развитию с детьми 6-7 лет на тему  «Народные промыслы России».
  10. Конструирование из лоскута ткани «Птичка счастья»
  11. Поисково-исследовательская деятельность детей и родителей.

(Педагоги, родители и дети, сотрудники детского сада в течение месяца собирают изделия народных промыслов Алтайского края, а именно  - г. Барнаула, г. Рубцовска, с. Безрукавка, с. Половинкино, с. Ново–Александровка, с. Веселоярск, предсавляют свои изделия, готовят мини - сообщения).

-  Оформление  альбома «Русские  народные  промыслы  России, Алтайского края».

-  Оформление в группе выставки декоративно- прикладного искусства совместно с детьми и родителями «Русские  народные  промыслы  России, Алтайского края».

-  Оформление выставки декоративно- прикладного искусства: «Мастерство народных рук» (изделия выполненные детьми, родителями  и сотрудниками детского сада).

 

Материалы и обоудование:

  1. Компьютер
  2. Экран для слайдовой презентации
  3. Аудиозапись русской народной  песни "Во поле березка стояла"
  4. Флешкарта
  5. Изделия  хохломских мастеров.
  6. Предметы декоративно-прикладного искусства.
  7. Слайды видов декоративно-прикладного искусства (гжель,  хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись), народными промыслами Алтая.
  8. Тряпичные куклы
  9. Выставка декоративно-прикладного искусства: «Мастерство народных рук», изготовленных детьми, родителями, сотрудниками детского сада.
  10. Хлопчатобумажная ткань размером 13 на 25 см

1.Организационный момент

Цель: Формирование у детей позитивной мотивации к познавательной деятельности, установление эмоционального контакта. Развитие зрительной памяти.

Методы и приемы: вопрос воспитателя, показ слайда, загадывание загадок, чтение стихотворения, ситуативный разговор.

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

Ребёнок читает стихотворение:

Как огромна и красива

Наша Родина Россия!

Как всю страну мне обойти

Народные промыслы найти?

Дети отвечают на вопрос

Добрый день. Сегодня мы отправимся в город мастеров и пригласим с собой наших гостей. К мастерам, которые своими руками изготавливают удивительные по красоте декоративно- прикладные изделия у нас в России.

 Как мы сможем отправиться в путешествия по различным уголкам нашей Родины и увидеть удивительные  изделия наших  мастеров?

 Благодаря развитию современной техники, мы сможем побывать в различных уголках нашей Родины и узнать, как называется город мастеров.

Дети входят в зал под музыку «Моя Россия» автор Макшанский Е.И

Показ слайда 1 – «Город  Мастеров»

Показ слайда 2 – карта России

2.Погружение воспитанников в тему воспитательного занятия

Цель: Создавать условия  способствующие развитию познавательной активности детей. Уточнить представление детей о декоративно-прикладном искусстве.

Методы и приемы: показ слайдов, чтение стихотворения, выставка декоративно-прикладного искусства: «Мастерство народных рук», ситуативный разговор.

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

 

Дети отвечают на вопрос: декоративное - это красивое, украшающее; прикладное – используется в быту

Дети отвечают на вопрос: эти предметы создавались народом, каждый мастер при  изготовлении вкладывал душу, свои умения, свою индивидуальность

Дети загадывают загадки

  1. Чашки, чайники и вазы отличите эти сразу. Белый фон снегов белей, синий – небушка  синей, кружевное  это чудо, привезли купцы, откуда? (из Гжели)

2.Коль на досточке девица иль удалый молодец, чудо-конь и  чудо-птица - это значит… (Городец)

3.Листочки, ягодки, цветочки, стебелек и завиток. Здесь хозяева  три цвета: черный, красный, золотой, кто привез товар такой?  (Хохломские мастера)

Ребёнок читает стихотворение:

Вологодские коклюшки

Знамениты с давних пор,

На подушечку ложится

Снежный северный узор,

Эта вьюга, что кружила,

Что всю ноченьку мела,

Вместе с бабушкой вилюшки

Кружевные заплела.

Дети отвечают на вопрос: Кружевницы

Дети отвечают на вопрос: - У каждой кружевницы своя душа, свой узор, свой характер, свое настроение.

Дети отвечают на вопрос

Ребёнок представляет выставку работ своей бабушки

Ребёнок представляет выставку своих работ.

Физкультминутка: Игра «хоровод игрушек»

Цель: учить детей действовать в коллективе, выполнять движения в соответствии с текстом, развивать ритмическую и выразительную речь, развивать координацию движения, инициативность.

Дети и взрослые идут по кругу, взявшись за руки, и говорят слова. Один ребенок стоит в центре.

Мы  вам сделали подарки, Кто захочет, тот возьмёт. Вот вам кукла в платье ярком, Конь, волчок и самолет.

По окончании слов он говорит, какой «подарок» ему нравится: кукла, конь, волчок или самолет. Далее все участники, продолжая движение по кругу, повторяют движение и слова, соответствующие выбранной игрушке:

 Скачет конь наш « чок-чок-чок», Слышен топот быстрых ног!

Все «скачут» по кругу, высоко поднимая колени.

Кукла, кукла, попляши, Красной лентой помаши!

Все останавливаются и делают танцевальные движения. 

Самолет летит, в нем мотор гудит: У-у-у-у-у-у!

Все бегут по кругу, вытянув руки в стороны.

Вот как кружится волчок – Пожужжал и на пол лёг.

 Все поворачиваются вокруг своей оси, жужжат, затем приседают.

Велика наша Россия

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Посмотрите, сколько  у нас в стране много   районов с различными видами декоративно-прикладного искусства.

-Ребята, что означают  слова «декоративно-прикладное искусство?»

Декоративное – это украшенное. Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия: как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете.

Прикладное – применяемое в быту, все эти изделия  изготавливались для использования  в повседневной жизни.

-Почему это искусство называется народным?

Народное декоративное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.

Я предлагаю Вам отгадать загадки о народных промыслах.

Вологодское кружево – это очень древний вид декоративно-прикладного искусства – это наша гордость.

-Как называют мастериц, которые создают кружевные узоры?

- Почему кружевная сказка у всех кружевниц разная?

Посмотрите ребята, сколько  у нас в стране различных видов народных промыслов.  Это и жёстовские подносы, и оренбургский платок, которые завораживают своей красотой.

И на нашей выставке представлены изделия, которые  бережно хранятся в ваших семьях.

В народе есть такая пословица «Где труд, там и счастье».

- Как вы понимаете пословицу?

А особенно мастера радовали детей своими яркими красочными филимоновскими игрушками.

 Посмотрите, что за чудесные игрушки на нашей выставке?

 Эту выставку нам представит  Саша Р.

О своих достижениях нам расскажет Наташа Б.

Я приглашаю вас в  «Хоровод игрушек».

Показ слайда 3 - карта России с выделенными районами народных промыслов

Показ слайда 4 – изделия гжельских мастеров

Показ слайда 5 – изделия городецких мастеров

Показ слайда 6- изделия хохломских мастеров

Показ слайда 7 – изделия вологодских кружевниц

Показ Слайда 8 - изделия народных мастеров: оренбургский платок,  жёстовские подносы, и многое другое

Показ изделий на выставке «Народные промыслы России»

Показ слайда 9 – Филимоновские игрушки

Выставка работ бабушки Саши Р.

Выставка  работ Наташи Б.

3.Раскрытие основного содержания занятия

  1. Цель: Формирование целостного представления картины мира, расширение кругозора детей. Содействовать развитию эстетического восприятия  образов народной игрушки, способствовать эмоционально, откликаться на воздействие художественного образа. Формировать творческое  отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности.

Методы и приемы: показ слайдов, организация выставки, ситуативный разговор, конструирование тряпичной куклы

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

Дети отвечают на вопрос: Алтайский край.

Дети садятся за столы

Как называется наш край?

История культуры всей России отражается в истории нашего края.       
   Я приглашаю вас в мастерскую художественных промыслов и предлагаю вам почувствовать себя в роли мастера.

 

Самобытных талантов на Алтае много, и это не удивительно: в крае с уникальной по красоте природой люди создают удивительные  произведения искусства.  
Наиболее распространенными видами народных  художественных промыслов  являются: художественная обработка камня и металла, резьба по дереву, лозоплетение, кружевоплетение, вышивка, изготовление изделий из керамики, бересты. На Алтае  издавна существовали самобытные игрушечные традиции.

Посмотрите, у нас на выставке представлены различные тряпичные куклы. С древних времён кукол делали из травы, веточек и лоскутков. В быту русской деревни тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой.   В русских семьях кукол было много – целые короба. К куклам относились бережно, передавали их по наследству.

Умелые руки – основа успеха

Руки – это лицо человека!

Руки о многом они говорят.

 Глаз только видит, а руки творят.

Я предлагаю вам сделать из лоскутка ткани куклу -  « Зайчик-на-пальчик».  

Изготовление тряпичной куклы – « Зайчик-на-пальчик».  

Технология изготовления:

1.Возьмите мягкую хлопчатобумажную ткань размером 15 на 25 см.

2. Лоскут сложите вдоль пополам.

3. Один угол от сгиба прогните вовнутрь – это ушки.

4. Завяжите узелком сложенную ткань ниже ушек, формируя головку зайчика.

Посмотрите, какие  красивые игрушки у вас получились.

Показ Слайда 10 - Карта Алтайского края

Показ слайда 11 - изделия народных промыслов Алтая:  художественная обработка камня и металла, резьба по дереву, лозоплетение, кружевоплетение, ткачество,  народная вышивка, изготовление изделий из керамики, бересты.

Показ слайда12 - игрушки Алтая, тряпичные куклы.

Выставка тряпичных кукол

Показ воспитателем технологии  изготовления тряпичной куклы –  «Зайчик-на-пальчик».  

Обратить внимание детей на изготовленные игрушки.

4.Закрепление основного содержания воспитательного мероприятия

Цель:  Формировать умение детей вести диалог, высказывать свою точку зрения. Развивать культуры речевого общения. Развивать умение открыто выражать свои чувства и эмоции.

Методы и приемы: ситуативный разговор, показ слайдов.

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

Ответы детей

Дети отвечают на вопрос

Дети отвечают на вопрос

Дети отвечают на вопрос

Нужно немало потрудиться, чтобы многому научиться.

 -А кто вам в этом может помочь?

Какие профессии у ваших родителей?

Независимо от профессии, ваши родители и сотрудники нашего детского сада увлечены различными видами декоративно – прикладного искусства. И стараются своими знаниями и     умениями поделиться с вами. 

-Какими качествами должен обладать каждый мастер? 

-В наше время, где  можно увидеть предметы декоративно – прикладного искусства?

-Для чего необходимо сохранять традиции нашего народа?

Слайд 13 – Профессии родителей и сотрудников детского сада

Обратить внимание на выставку «Мастерство народных рук»

5.Итоги занятия, рефлексия

Цель: Создать у детей эмоционально-положительное настроение, удовлетворение от результатов работы.

Методы и приемы: ситуативный разговор, показ слайдов, чтение стихотворения.

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

Дети отвечают на вопрос

Дети отвечают на вопрос

Ребёнок читает стих: Нет на земле страны чудесней

Чем та, в которой мы живём!

Исполнение детьми песни.

Дети дарят гостям птичек Счастья.

-Ребята, вы узнали, как называется, город мастеров?

- Что вам особенно было интересно?

- В чём вы испытывали затруднения?

Поддерживая народные художественные промыслы, мы сможем сохранить для последующих поколений все лучшее, что было накоплено нашими предками.

И об этом мы споем песню

 « Моя Россия» Г. Струве.

Показ слайда 14- Моя Родина

Всех гостей приглашаем на выставку изделий «Мастерство народных рук».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект, презентация Мастер - класса «Павлин».Техника «квиллинг»

Мастер - класс «Павлин».Техника «квиллинг»...

Конспект проведения мастер-класса для родителей младшей группы ДОУ "Султанчики"

Конспект проведения мастер-класса для родителей младшей группы ДОУ"Султанчики" Цель:  Изготовление пособий по физической культуре для повышения двигательной активности детей дошкольного возр...

Конспект проведение мастер-класса «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей»

Проведение мастер-класса для родителей «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей»....

Конспект проведения мастер-класса «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей»

Конспект проведения мастер-класса «Осуществление деятельностного подхода в работе с семьей» ...

Конспект проведения мастер-класса для родителей с детьми старшей группы Тема: «Дымковская барыня»

Изготовление игрушки "Дымковская барыня "нетрадиционным" способом, частично из бросового материала...