ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
проект (старшая группа) на тему
В статье рассматривается как метод проектов влияет на развитие познавательных способностей у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekinaya_deyatelnost.docx | 528.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Проектная деятельность позволяет развиваться ребёнку так, чтобы он смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы. Метод проекта содержит разнообразные формы работы, и при этом реализуются принципы ФГОС, это совместная игровая деятельность, творческая активность, которая обеспечивает познавательное развитие ребёнка , всё это легко вписывается в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – исследовательскую деятельность детей, педагогов и родителей. Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Особенностью проектной деятельности в детском саду является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью.
Представляю методическую разработку по проекту:
Образовательный проект «Моё любимое село»
Старшая группа
Вид проекта: познавательно – творческий
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: с ноября по апрель.
Актуальность:
Равнодушие, потеря духовности, народных традиций и культурных ценностей, пассивность к ближайшему окружению у детей и взрослых.
Цель проекта:
- Помочь детям увидеть, узнать то, что они раньше не видели, не замечали, не слышали, развивать интерес к своему селу.
- Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому своего народа.
Задачи проекта:
- Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
- Воспитывать нравственно- патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны.
- Приобщить детей к традициям и обычаям своего народа.
- Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Изучение методической литературы
- Составление перспективного плана
- Разработка конспектов занятий
- Создание развивающей среды, уголка «Я живу в России»
- Подбор игр и оборудования.
Формирующий (основной):
- Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок
- Занятия-путешествия, викторины.
- Дидактические игры «Угадай, где я нахожусь?», «Герб села», «Заколдованный город»,
- Конструирование из строительного материала
- Создание фотоальбомов: «Путешествие по временам года», «Осенняя прогулка по селу».
- Фотовыставка «Моя семья»
- Фотовыставка «Дом, в котором я живу»
- Изготовление коллективной работы «Улица моего села».
- Разучивание стихов, частушек про село, народных игр.
- Экскурсии в музей, в библиотеку, к Вечному Огню .
- Фото – выставка «Профессия моего папы».
- Выставка семейных работ «Природа нашего края».
- Участие в выставке рисунков в доме культуры «Милая мамочка моя».
- Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
- Экскурсии по достопримечательным местам села.
Заключительный этап:
- Презентация проекта на М/О
- Выставка детских работ «Байкалово глазами детей»
- Праздник «Ярмарка»
Работа с родителями
- Ширмы «Мы живём на Урале», «Символы села».
- Составление семейных проектов «Моё любимое животное»
- Семейное чтение произведений уральских писателей
- Конкурс «Поэтические ступеньки» (село, детский сад, моя семья).
- Изготовление поделок и угощения для ярмарки.
- Участие родителей в ярмарке.
Результат работы над проектом:
Работу над проектом «Моё любимое село» считаю плодотворной. Дети знают и замечают красоту своего села. Умеют рассказывать о Байкалово, знают его достопримечательности, названия улиц. Дети знакомы с обычаями и традициями своего народа. Родители стали активными помощниками и участникам данного проекта. Надеемся на то, что если в будущем кто - то уедет из родных мест на долгие годы, то будет вспоминать их с теплотой. Ведь Родина – это место глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, его творчеством.
Экскурсии по селу
Ярмарка, посвященная родному селу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....
«Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей у старших дошкольников»
Сообщение ...
Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников".
Самообразование...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...
Рекомендации для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей старших дошкольников»
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...
«Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей». Выступление на семинаре перед педагогами ДОУ «Адаптация к переменам».
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Специфика дошкольного возраста в соответствии с ФГТ та...