Проект " Тайны орнаментов в национальной одежде алтайцев"
проект (старшая группа) на тему
Что же можно сказать о сегоднешнем Горном Алтае? Забывается фольклор, народные промыслы, своеобразие орнамента. Забываются национальные традиции- это, то что перешло от одного поколения к другому, что уноследовано от предшествующих поколений. И поэтому нужно знакомить детей с национальной культурой, исскуством своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._proekt_tayny_ornamentov_v_natsionalnoy_odezhde_altaytsev.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Детский сад « Березка»
Проект
На тему: «Тайны орнаментов в национальной одежде алтайцев»
Старшая группа.
Подготовила: Воспитатель Унучакова. А. В.
С. Иогач
«Тайны орнаментов в национальной одежде алтайцев»
Введение.
Что же можно сказать о сегодняшнем Горном Алтае? Забывается фольклор, народные промыслы, своеобразие орнамента. Забываются национальные традиции. А ведь традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
И поэтому нужно знакомить детей с национальной культурой, искусством своего народа. Приобщение это нужно начинать с раннего детства. Все это способствует любви к родному краю, так, как без любви к малой родине, ее памятникам и природе невозможно почитание и родины большой.
Народное искусство в нашей стране занимает особое место. Оно отражает самобытность и фантазию, поэтичность и образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. А также воспевает лучшее черты народного характера: смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, честь, богатырскую силу, оптимизм.
Алтайский народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Люди занимались охотой, скотоводством. А поэтому различные формы орнамента складывались в связи со своеобразием жизни, быта, труда, окружающей природы, климатических условий. За долгие века сформировались национальные традиции орнамента, были созданы способы обработки узоров, их цвет и композиция.
Существенным в алтайском орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали воздействие цвета не только на зрение, но и на психику человека. Ведь с тем или иным цветом нередко ассоциируются определенные настроения и переживания. Алтайцы отдают предпочтение красному цвету. С красным цветом связывается представление тепла, радости, счастья. Это цвет огня, которому поклонялись алтайцы. Красный, оранжевый и золотисто – желтый цвета вызывают в нашем сознании сходство с солнцем - источником всего живого на Земле. Голубой, синий, зеленый и белые цвета вызывают ассоциации с небом, озерами, реками Горного Алтая. Недаром Горный Алтай называют голубым, солнечным, золотым.
Тип проекта: Познавательный, творческо – исследовательский.
Срок реализации: краткосрочный (26 октября – 1ноября. 2015г.)
Объект исследовательской деятельности: алтайские национальные орнаменты.
Гипотеза: Если обеспечить целенаправленное руководство детской познавательной, творческо – исследовательской деятельности с алтайскими орнаментами, то ребенок будет иметь углубленное представление об орнаментах алтайского народа и научиться их описывать. Дети узнают тайну орнамента и в национальной одежде алтайцев.
Обеспечение материала:
Материально – техническое: Шаблоны алтайского орнамента разного размера, войлок, вискозные салфетки, пластилин, карандаши цветные, клей, ножницы, альбом, краски ( гуашь), цветная бумага, картон.
Учебно – методическое: Методическая литература, иллюстрированный материал, наглядные пособия, дидактические игры.
Проблема:
Дети старшего возраста в недостаточной степени имеют представление о орнаментах алтайского народа и не могут описать орнамент, их интерес к познавательной, творческо – исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель исследования:
Формирование у детей интереса к познавательной, творческо – исследовательской деятельности к орнаментам национальной одежды алтайцев.
Задачи исследования:
-Расширять знания детей о национальной одежде и об орнаментах алтайского народа.
- Формировать партнерские взаимоотношения между воспитателем, детьми и родителями.
- Продолжать знакомить детей с алтайскими орнаментами, развивать воображение, фантазию.
- Воспитывать воспитанию эстетического вкуса, аккуратности в работе, усидчивости.
Ожидаемый результат:
Дети больше узнают о национальной одежде и смогут сами украсить одежду плоскостной куклы национальными орнаментами. Научаться сами мастерить куклу из войлока и вискозных салфеток. Больше узнают о алтайских орнаментах и о их легендах.
Поэтапный план реализации проекта.
Этапы | Содержание работы | Сроки реализации | Ответственные |
1.Подготовительный | Поисковая работа По подбору иллюстрированного материала, литературных произведений, информационного материала об алтайских орнаментах. Привлечь родителей в поиске изделий с алтайскими орнаментами. | октября | Воспитатель Унучакова.А.В. Родители |
2.Исследовательский | Познавательное развитие. Просмотр Слайдов: «Искусство алтайского народного орнамента» Рассматривания изделий с орнаментами. | октября | Воспитатель Унучакова.А.В. |
3.Заключительный | Подведение итогов реализации проекта Создание альбома « Национальная одежда алтайцев» Поделка тряпичной плоскостной куклы.
Предложить родителям обшить одежду кукол алтайскими орнаментами. | октября | Воспитатель Унучакова А. В. Родители |
Пути воздействия на привитие познавательного, творческо – исследовательского интереса дошкольникам.
Результаты: У детей повысился интерес к алтайской национальной одежде, дети познакомились с алтайскими орнаментами и их легендами, научились мастерить куклу из войлока и украшать орнаментами.
Литература: «Загадки национальной одежды алтайцев» Горно – Алтайск 2010г.Составители: Бабрашева Т. К. Боконокова А. Н.
Детям о культуре и искусстве алтайского народа Г. Н. Огнева 1992г.
Кан Алтай альбом стихов Иннокентий Тенгереков.
Республика Алтай мастерская « Ай – Тана» Современные стилизованные модели. Фото Л. Иркитов.
Хрестоматия по алтайской литературе для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Горно – Алтайск 2006г.
Алтайские сказки Выпуск 2 Аудиотеатр.
Интернет ресурсы: « Искусство алтайского национального орнамента».
Дни недели | Тема | Этапы | Пособия и материалы |
Понедельник 26.10 | Просмотр слайдов « Тайны орнаментов в национальной одежде алтайцев». Рассматривание украшений (орнамент, узор и само изделие.) Рассказать, что обозначает орнамент и его легенду. Орнаменты: «Лабиринт», « Волны», «Горы», « Птицы в полете», « Рога», «Шкуры животных», а также постоянные спутники жизни человека – Солнце и луна. Цель: Познакомить детей с орнаментами. | Подготовить шаблоны орнаментов. | ИКТ. (ноутбук, проектор). Иллюстрации национальной одежды, картон, карандаш, орнаменты. Изделия с орнаментами: Коврик, сумочка для телефона, костюм (Шелковая кисточка). |
Вторник 27.10 | Рисование « Алтайская женская, верхняя одежда» Цель: Познакомить детей с верхней одеждой. | Дети рисуют зимнюю одежду. Тон (Шуба) Подразделяется на три вида: зимнюю, весенне-осеннюю и летнюю. | Образец рисунка. Карандаши, альбомные листы ½. |
Среда 28.10 | Аппликация « Алтайский чегедек » Цель: Познакомить детей с традиционным женским нарядом, Глубоко символичный образ Алтая. | С помощью шаблонов дети Вырезают орнаменты и прикладывают по вырезу ворота, вдоль борта, рукавов и подола. Рассматривают, проводится беседа, что обозначает тот или иной орнамент, потом самостоятельно наклеивают. Алтайская игра « Сырга». | Готовые шаблоны чегедек, Шаблоны орнаментов, клей, цветная бумага. |
Четверг 29.10 | Знакомство с алтайским головным убором. Рассматривание иллюстраций в книге « Загадки национальной одежды алтайцев» стр. 32 – 33 Цель: Познакомить детей с алтайским головным. Рукоделие « Украшение шапки» (аппликация из ткани). | Дети раскладывают на готовые войлочные шапки орнаменты выбирая самостоятельно цвета, называя орнаменты, а затем наклеивают на изделие Алтайская игра «Подкидывание шапок» | Шаблон шапки из войлока «Такыйа». Детская летняя шапка. Орнаменты вырезанные из вискозного материала, клей, полоски ткани для кисточек на шапке. |
Пятница 30.10 | Знакомство с алтайской народной обувью Украшение сапог богатыря Сартакпая. ( из чего сделана, когда надевали). Рассматривание иллюстраций обуви в книге « Загадки национальной одежды алтайцев» Стр. 34. Рисование « Сапог Сартакпая». Цель: Учить детей рисовать узорную композицию на сапоге. | Дети рисуют сапог и раскрашивают красками. Орнамент рисуют самостоятельно. Алтайская игра « Конные скачки». | Шаблон сапога, краски (гуашь). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический образовательный проект «Национальная одежда коми народа»
Культура народа Коми занимает достойное место среди других культур, в которую входит виды самого разного народного искусства: песни, танцы, национальный костюм, предметы домашней утвари; устного...
Проект "Бурятская национальная одежда"
Проект "Бурятская национальная одежда"...
Проект "Бурятская национальная одежда"
Проект "Бурятская национальная одежда"...
Чага-Байрам (национальный праздник алтайцев)
Чага-Байрам» - Алтайский новый год по лунному календарю.Праздник Чага-Байрам, который еще называют алтайским Новым годом, празднуют в конце февраля, начале марта – когда начинается новолун...
Тайна орнамента, бурятского народа
Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа через бурятский орнамент.воспитывать любовь к народному искусству, к обычаям и традициям бурятского народа...
Проект "Национальная одежда хакасов"
Цель проекта: Создание условий для обобщения и систематизации знаний в процессе реализации проекта "Национальная одежда хакасов ".Задачи проекта: создать условия для система...