Презентация проекта "Тоолум дошта, тывызыым дытта"
проект (подготовительная группа) по теме

Суван Алла Май-ооловна

Проект был проведен с детьми страшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mbdou_detskiy_sad_sayzanak.zip313.1 КБ

Подписи к слайдам:

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры
.

Новизна:
- определить
условия воспитания детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора тувинского
народа;
- установить уровни усвоения средств малых форм фольклора (правильность, полнота, дифференцировка представлений о средствах малых форм фольклора), интереса к ним (устойчивость и мотивация), реализации имеющихся представлений о средствах малых форм фольклора в самостоятельной деятельности
.
Как отмечает
Г.Н.Курбатский
, тувинцев отличала большая родственная привязанность, во многом сохраняющая и до сих пор. О родственниках никогда не говорили плохо. Связь с родней делает человека сильным, уверенным в себе: например,
Дагыр

эргек
тала
тыртар
.
Большой палец к ладони жмется.
Но и требования к родне предъявлялись высокие:
Торел

багы

аал
чуду.
С плохой родней –
аалу
позор.
Жизненые
потребности, исторические обстоятельства, общественные условия породили мудрые народные афоризмы.
Тысячилетние
достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в настоящее время в освоении духовных
приобретаний
прошлых поколений дети народов выступают как дети человечества.

СУВАН
АЛЛА МАЙ-ООЛОВНА
МЕСТО
РАБОТЫ: МДОУ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА «САЙЗАНАК»
ДОЛЖНОСТЬ
: ВОСПИТАТЕЛЬ.
4.Использовать
средства малых форм фольклора для развития у детей правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с
потешками
, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя
потешки
, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову.
 

Актуальность
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Дошкольные учреждения с учетом реализации собственной образовательной программы обеспечивают приобщение к общекультурным и национально-значимым условиям, формированию общей базовой культуры. В связи с этим появляется необходимость учета личностных особенностей, интересов, склонностей дошкольников и педагогов ДОУ, позволяющих индивидуализировать
воспитательно
-
образовательный процесс в ДОУ по данному направлению .

Задачи:
Определить специфику культурного воспитания детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм тувинского народа

Выявить содержание средств малых форм фольклора, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели исследования.

Определить основу доказательства гипотезы и проверить опытным путем эффективность выявленных условий воспитания детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Разработать рекомендации по совершенствованию воспитания детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Б.Т.Лихачев
не перестал удивляться мудростью тувинского народа. Он говорил, что в живом голосе тувинского народа слышится многовековое назидание. Вот художественно-эстетическое осмысление природы:
Уннун

чаражы

хекте

Унуштун

чаражы

чечекте
.
Нет голоса красивее, чем у кукушки,
Нет растения наряднее, чем цветок.
В загадке:
Хун

адалыг,чер

иелиг
,
суг

угбалыг
.
Солнце – отец, мать – земля, вода - сестра показаны основные условия роста растений через термины родства.
В половицах:
Куш
уялыг
,
кижи

чурттуг
.
У птицы – гнездо, у человека –родина –родина, родная земля воплощены в интернациональных по сути образах
гнезды
птицы, матери и колыбели.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

МБДОУ детский сад «
Сайзанак
»

с.
Хайыраканский
.



П
роект




приобщение детей к народным традициям через тувинские загадки


Составила
: воспитатель


Суван
А.М.
Наиболее
актуальным представляется вопрос о «
вращивании
» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте, т.к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом .
По
свидетельству фольклорных материалов (в частности загадки, поговорки и пословицы) человеческая мысль является чрезвычайно активной субстанцией. В них мысли человека отводится значительное внимание, главным образом, явный намек на ее силу, живущую в глубинах сознания. Пословицы и поговорки выступают в качестве «окон» в эти глубины, подсказывают как увидеть и использовать эти «творческие
силы
», которые таят в себе скрытые возможности самого человека.
2
. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты характера тувинского народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Показать глубокий нравственный смысл пословиц, поговорок , загадок и их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).

Цель:
Создание педагогических
условий воспитания детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм тувинского народа.

Гипотеза:
В
оспитания
детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм тувинского народа будет эффективным, если:

обеспечить взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов культурной компетентности ребенка;

реализовать продуктивное взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель" в процессе воспитания детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм тувинского народа


организовать процесс ознакомления средствами малых форм фольклора в комплексе занятий, праздников, свободной деятельности, игры;
Приложение Б.
Дети успешно отгадывают загадки, в которых исполь­зован такой художественный прием, как сравнение, осо­бенно если оно им хорошо известно, понятно.
А
ккыр
,
хоюг

суттуг
,
Алдын

ортектиг
. (
ошку
)
Чем
чивес

чарашпай
,
Черге
чорбас

чарашпай
,

Чучак

хептиг

чарашпай
,

Чугаазы

чок

чарашпай
. (
Ойнаар-кыс
)

Вечность народного воспитания – в вечных заботах, в вечной любви, в вечной памяти
Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
У детей дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, в дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов. Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами малых фольклорных форм тувинского народа.

Приложения
Приложение А
В
традиционных представлениях тувинцев четко прослеживается взаимодействие мысли с поступками человека и их последствиями. Об этом свидетельствуют следующие пословицы и
поговорки.
Например,

«
Чарын

эъдин

чааскаан

чивес
,
чанында

эшке
кара
салбас
» (мясо лопатки одни не едят, рядом сидящему зла не желают);
«Биче
сеткил

хунду

болур
,
улуг

сеткил

уржук

болур
» (мысли добрые – к уважению, мысли высокомерные – к преграде);
«
Сыяп

сагыш

суксадыр
,
шолук

сагыш

човадыр
» (прожорливая мысль вызывает жажду, запальчивая мысль вызывает утомление).

Проблема

Как
сделать
процесс воспитания детей
дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм тувинского народа наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества
Из всего выше сказанного можно определить следующие приоритеты воспитания детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора:
1. Формировать чувство причастности к
истории своей малой
Родины через знакомство средствами малых форм фольклора ,в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых , растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Тема:

Воспитание детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора тувинского народа.

Противоречие


М
ежду
потребностью в

воспитании детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм тувинского народа, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей дошкольного возраста на кружковых занятиях - с другой. Выявленное противоречие помогло
обозначить

Сущность практического опыта
Для решения поставленных задач
можно использовать
комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, социологической, этнографической, психолого-педагогической и методической литературы по
проблеме;
изучать опыт
педагогической работы ДОУ; анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, статистическая обработка материалов.
Список литературы:

М.Б.Кенин-Лопсан
.Тыва
чоннун

бурунгу

ужурлары
- Кызыл 1994.
Л.К.Аракчаа
Истоки экологического воспитания-Кызыл 2004.
Г.Н.Волков
., К.Б.
Салчак
.,
А.С.Шаалы

Этнопедагогика
тувинского народа-Кызыл 2009.
О.О.
Сувакпит
.,Б.М.
Монгуш
.,
Ч.К.Кара
-Куске Тыва
уруглар
ясли-
садтарынга

номчулга
ному- Кызыл 2001.
Гербова
В. В. Планирование работы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 8. -С. 17-25
.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: пособие для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
Урунтаева
Г.А. Дошкольная психология. Учеб пособие. – М. – «Академия», 1999.
З.С.Маадыр

Дурген

чугаалар
,
тывызыктар
-Журнал «
Башкы
№2/2009..
Стр
70.»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Проект "Тоолум дошта, тывызыым дытта"

Проект "Тоолум дошта, тывызыым дытта" с детьми кукольного театра "Гуси - лебеди" к проекту "Тувинские народные обычаи и традиции"...