Проект "Тоолум дошта, тывызыым дытта"
проект (старшая группа) на тему
Проект "Тоолум дошта, тывызыым дытта" с детьми кукольного театра "Гуси - лебеди" к проекту "Тувинские народные обычаи и традиции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_toolum_doshta_tyvyzyym_dytta_-_kopiya.docx | 215.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с.Хайыракан
Разработала: Чонданова О.Д.
Проект «Тоолум дошта, тывызыым дытта»
с детьми кружка «Гуси-лебеди»
старшей группы «Хек-Даван»
к проекту «Тувинские традиции и обычаи»
Тип проекта: информационно-познавательный
Срок проекта: краткосрочный (недельный)
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители
Цель: Развивать интерес детей к народному творчеству через малые формы тувинского фольклора и приобщение детей к искусству театральной деятельности.
Задачи:
1)развитие творческих способностей детей;
2)развитие познавательных процессов;
3)сплоченность и развитие детского коллектива;
4)воспитывать у детей нравственные качества;
5)развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.
Ожидаемый результат:
- дети познакомятся со сказками, которых не знают и несущие ценность;
- познакомятся с тувинскими старинными словами;
- познакомятся с культурой и традициями тувинского народа, что будет способствовать творческому развитию личности ребенка и воспитанию интереса к чтению художественной литературы.
Материалы и оборудование: уголок театра, патриотический уголок, сборник сказок, документальный фильм «Путешествие по Туве», стихи о Туве, о юрте, загадки о домашних и диких животных, сказки на ЭОР «Уш чуул эртемниг оол», «Теве чуге чараш эвес апарганыл?», декорации для сцены, костюмы, музыкальное сопровождение, ЭОР.
План проекта с 11 по 19 января 2016г.
Дата и название мероприятий. | Программное содержание. | Целевые ориентиры. | |
11января, понедельник. 1. Беседа с детьми «О тувинских народных традициях и обычаях», о жанрах устного народного творчества. 2. Сказки – это искусство слова, древнее национальное богатство. 3. Показ документального фильма «Путешествие по Туве». Чтение стихов о Туве, о юрте. | Знакомство детей с народными традициями и обычаями; нравственное воспитание через познавательно-речевую деятельность. Прививать интерес и любовь к сказкам. | Искать решения совместно, анализируя прочитанное или просмотренное. Творческая мастерская: рисование или аппликация национальных узоров на идиках. | |
12 января, вторник. 1. Беседа с детьми о народных сказках, где главные герои – животные. 2. Загадки о домашних и диких животных. 3. Показ сказки «Уш чуул эртемниг оол». | Учить детей чувствовать прекрасное в сказках, развивать интерес к логическим стихам-загадкам. Воспитывать любовь к животным. | Подводить детей желанию проигрыванию, диалогической речи. Заучивание загадок. | |
13 января, среда. 1. Знакомство с видами театров – детский, театр кукол, зверей, музыкально-драматический, театр балета, кинотеатр. 2. Распределение ролей и чтение сказки «Самдар-оол биле бору» по ролям. | Познакомить детей с различными видами театра. Развивать у детей интерес к театральной игровой деятельности. Воспитывать чувство уверенности в себе. | Правила поведения в театре. Понимание эмоционального состояния героев сказки. Повадки, движения и голоса животных. | |
14 января, четверг. 1. Плоскостной театр. Изготовление атрибутики к сказке на фланелеграф. 2. Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос». | Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой , развивать творческие способности: внимание, память, наблюдательность, образное мышление. | Освоения навыков владения плоскостными фигурами, развитие моторики рук в сочетании с речью | |
15 января, пятница. 1. Подготовка материалов к оформлению сцены для показа драматизации сказки «Самдар-оол биле бору». 2. Костюмерная. Примерка костюмов маленьких артистов. | Вызвать желание участвовать в оформлении, подводить детей к созданию образа героев сказки, воспитывать дружеские взаимоотношения. | Создание положительного эмоционального настроя в коллективе маленьких артистов, воспитывать артистические качества. | |
18 января, понедельник. 1. Драматизация сказки на оформленной сказочной сцене (репетиция). 2. Экспериментирование со своей внешностью (мимика, жесты, пантомима). | Побуждать интерес к своей творческой деятельности, обеспечить более яркое восприятие сказки. | Создать условия для проявления индивидуальности, формировать в детях артистичность. | |
19 января, вторник. 1. Встреча гостей по национальным традициям. 2. Знакомство гостей с уголком театра. 3. Театрализованное представление сказки. | Воспитание основ духовности: уважение и любовь к людям, природе. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, имитировать характерные движения сказочных героев. | Создание условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. |
План совместной работы с родителями
№ | Дата. | Мероприятия. | Программное содержание. |
1. | 11-12 января. | 1. Познакомить родителей с планом проекта «Тоолум дошта, тывызыым дытта» с детьми кружковой работы группы. 2. Обмениваться мнениями о работе по проектной деятельности с детьми. 3. Памятки - загадки о животных. | Продолжать развивать интерес родителей к работе кружка с детьми группы. Привлекать к активной совместной работе по познавательно-речевому развитию детей. |
2. | 12-14 января. | 1. Создать дизайн костюмов для театрального представления детей кружка по сказке «Самдар-оол биле бору». 2. Тетради с записями ролевых диалогов участников деятельности для заучивания. 3. Буклеты «Ог – октаргайнын бичи хевир-майыы», «Ог дугайында улегер домактар». | Создать у родителей положительный эмоциональный настрой по подготовке костюмов для маленьких участников проекта. Обеспечение практического усвоения родителями с детьми по развитию диалогической речи. |
3. | 14-15 Января. | 1. Оформление сцены для театрализованного представления (помощь родителей бросовыми материалами). 2. Показ национальной одежды и костюмов для представления. | Привлечь родителей к участию оформления атрибутами для драматизации сказки. Вызвать интерес родителей к созданию дизайнов костюмов сказочных персонажей. |
4. | 18 января. | 1. Участие родителей в генеральной репетиции и обмен мнениями по создании атрибутики и игровойтеатрализованной деятельности детей. 2. Ознакомление родителей со следующими этапами проекта «Тувинские народные традиции и обычаи» на февраль, март месяцы. | Осознанный интерес к народным традициям и обычаям, соблюдение их всей семьей. Развивать творческие способности в совместной деятельности с детьми, с педагогами. Фантазия при изготовлении национальных костюмов. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с.Хайыракан
Разработали: Чонданова О. Д.,
Айыр-оол В. В.
Драматизация сказки К. Тоюн «Самдар-оол биле Бору»с
детьми старшей группы
Цель: развитие творческих способностей детей через сказку
Виды детской деятельности:познавательная, коммуникативная, двигательная.
Материалы: декорации сцены, ширма – занавеска с изображением горных хребтов, зеленого луга, на котором пасутся коровы, костюмы героев сказки – волка, лисы, быка, коров, мальчика Самдар-оола, капкан.
Действующие лица:Самдар-оол – Сарыг Айдыс, волк – Метпигир Ай-Херел, лиса – Айыр-оол Вероника, бык – Чонданова Ольга, коровы – Сурун-оол Настя, Дулуш Суге-Маадыр, Хувартаа Вика, Дажы Шынгыраа, Доспан Чайрана, Борбак Доржаама.
Ход сценария
1.Приветственное слово. Благопожелания гостьям.
2. Музыкальное сопровождение. Открывается занавес с изображением горных хребтов.
Автор.Саяк ала буга мунган. Сааскан кежи чагы кеткен,
Хола баштыг суваяктыг, Кошкар бышкаа чанчы хаптыг,
Сарыг-кидис хевенектиг, Кушкаш адар согун, чалыг,
Кудус омак, эрес-шоваа Самдар-оол деп бичи кайгал.
Башкы танды эдектерин, шуптузун-на эргип, кезип,
Чурттап чораан чувен иргин.
(Самдар-оол харанып кайганып кылаштап турар)
Автор. Кайгалчыгаш бир-лекатапБайлакхемнинунун куду
Каргыраалап, хоомейлеп, маннатпышаан бадып орган. (Самдар-оол бугазын мунуп алган)
Саяк ала бугажыгы Самнай базып халып ора,
Хедерленип, корткан-даа дег, хенертен-не былдай душкен.
Былдай бээр деп билген эвес, Быжыгланып орган эвес.
Самдар-оол-даа бугажыындан Чайлып барып душкен иргин.
Канчангаш-ла коор дээрге, Ырак эвес бору турган.
Ылавылап топтагылаан – Какпаладып алган болган.
Самдар-оол. - Хорум-даштыг кадыр черге Холум, будум бертир частым..
Аргазынга барып чытпас. Аштанчыл – деп, хыйлангылаан.
Бору. – Ававыстан кады торээн. Алышкы дег, оннуктербооп,
Эргеленчип, дузалажып, Эдержир бис, кужур дунмам.
Алды хонук манаа чыттым. Аштап, суксап олур четтим.
Холумда бо хилинчээмден. Хостап кор – деп, Бору дилээн.
Самдар-оол. - Оор, хоптаан кончуг болгай. Оонну сен ам соксаар сен бе?
Бору. – Кужур дунмам, карам соглур. Хуну-биле соксап каар мен.
Автор.Олуп чыткан араатанны какпазындан адырыпкан.
Оожу эдип, эзеп, херлип, карактары кыза берген:
Бору.- Аштап олур чеде бердим, Ала буган чиийн - диген..
Самдар-оол. - Амынны мен алдым, Бору…
Бору.-Адырыпкан бодун шорун.
Автор. Ишти-хырны соолгаштын, ийи караа кыза берген.
Араатан-даа хайыра чок. Ала бугаа халдай берген.
Самдар-оол. – Кайывыстын шын боор эвес, Кады чоруул, чаргылдажыыл!
Бору. – Каяа баар бис, чоруул харын, Канчалза-даа чиирим шынныг.
Автор.Самдар-оол-даа Бору биле чаргылдажып чоруп-ла каан.
Открывается занавес с изображением зеленого луга, на котором пасутся коровы.
Автор. Ишкин-Аксы, доргун сынмас Инектерге дужуп келген.
Чаргылдажып келгеннерге. Чагдаар инек чангыс-даа чок.
Кожаланчып чоокшулаардан Хоюп дезер мындыг болган.
Хамык-ла хой инектернин. Аразында эн-не кырган
Кара-хурен инек турган, Анаа кады чеде берген:
Инек. - Бору-биле чуге мынчап, Болгумнежип чоруурун ол?
Самдар-оол. - Чиртир, читпес дугайында Шииткекчи дилеп чор мен.
Шакбо Бору какпаа киргеш, Аштап олур чедип чыткан.
Чаннырга мен салыпкан мен. «Ала буган чиир мен» дидир.
Амызын мен алган-дыр мен. Айыылдан мен чарган-дыр мен.
Ала бугам чиири шынбе? Азы мээнии меге-дир бе?
Автор. Кырган инек бодангылааш, кыйырады кегженгилээш.
Чаргылдашкан Самдар-оолга. Саналын-даа бере берген:
Инек. - Мен-не бодап турарымга, Бору чиири шынныг ышкаш.
Мен-даа база сен дег мындыг. Берге чуулду коруп тур мен.
Доргун сынмас инектернин. Догерезин торуп кагдым.
Ээм мени кыраан сен, дээш. Эртен соп чиир дижип турлар.
Хойну торуп берген-дир мен. Хоокуй мени чуге чиирил?
Амызын сен алган-дыр сен. Ала буган чиири чоп боор.
Самдар-оол. - Чок, мен чер-ле хулээвес мен. Чоруул, Бору, дораан чоруул..
Ам бир кижи ынча дизе, Ала бугам чигей сен аан.
Автор. Аштаан бору амырааштын, Азыг дижин чылгангылап,
Кудуруун-даа мунуп алган, кулбунайнып чоруп орган.
Бир-ле ындыг хову бажы. Бичии ногаан аргажыктан
Кызыл Дилги чедип келгеш, Кыйыынга кээп тура душкен:
Дилги. - Кижи биле Бору канчап Хини тудуш болу берген?
Каяа канчап ужурашкаш, Кады базып чору силер?
Бору. – Ала буга дугайында Аравыста маргылдааны
Шиитпирлеп, чара шиидер. Шииткекчи дилеп чор бис.
Самдар-оол. - А бо Бору какпаа киргеш, Аштап олур чедип чыткан.
- Хостап кор – деп, ээрежирге. Холун уштуп, тынын алдым.
«Амымны сен оршээдин» деп, Амыраарнын улуу харын;
«Мунуп чоруур кара чангыс. Бугажыынны чиир мен» дидир.
- Конгус сээнии буруу – дидим. «Оозу хамаан, чиир мен» деп чор.
Кок Борунун чиири шын бе, Ону шиидип шыдаар сен бе?
Дилги. - Бо-даа дынзыг маргылдаа-дыр. Бодаарымга Бору чиир боор.
Ынчалза-даа… каяа чыткан, Ынаар барып, черни коор-дур.
Канчап какпаа кактынганыл? Казып, истээр ужурлуг – дээш,
Автор. Шииткекчи Дилгижек-даа Шиидип бээр дээш чоруп-ла каан.
Кашпал хемнин эриин орта Какпазынга чедип келген.
«Какпала» деп, Дилги тургаш. Кады-ыг кылдыр дужаал берген.
Самдар-оол-даа какпаа баргаш, Частыр кылдыр какпалап каан.
Дилги. - Кайыын, канчаар кыштап келгеш, Какпаа кире бердин, Бору?
Бору. – Ол чарыкче кежип барып, Ооругдан хараныр дээш,
Далажыксап, шошкуп ора, таваржып кээп кактынган мен.
Дилги. – Сээн оон-даа шын-даа чоор бе? Сээденней берген сен бе?
Баштай шенеп корейн – дээштин. Маннавыла ынай болган.
Автор. Ол борунун маннап келген. Орук изин чандыр баспайн.
Халывышаан, Дилги келгеш, Какпага кээп холун баскан.
Чиик дилги каш-даа басса. Какпа кайын частыр дээр сен.
Дилги. – Кайы какпа чазылбас-тыр, Чиир эрге сенде чок – деп,
Кажар Дилги Борудуве каттырымзап хыйыртап-тыр.
Бору. – Ындыг ужур турбас – дээштин, Аштаан Бору боду маннаан.
Кактынарда келген изин. Чангызын-дыы чандыр баспайн.
Какпага кээп базар орта. Шарт-ла диген, кызып алган.
Шииткекчи Дилги тургаш:
- Ону чуге адырар сен, чиксээнин чип, анаа чытсын.
Орта дегбе, орта чор! – дээш, талдар иштин куду алзы.
Даалыктап бады барган.
Ханга покпес аштаан Бору катап база чаннып чыткан:
«Ойнап чордум, баштактандым. Ончок хора бодавайн кор.
Ала буган кайыын чиир мен. Адырып кор, алышкы боол».
Автор. Чангыс борбак бугазындан чарлыр часкан оскус Самдар
Ынчап кайын мегеледир. Ырлай тыртып берген ийин:
Самдар-оол. «Кара сеткил ара душту, калчаа Бору таптыг-дыр бе
Акым Дилги шын-на шиитти. Ала бугам тынын алды».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Тоолум дошта, тывызыым дытта"
Проект был проведен с детьми страшей группы...