Речной Петербург
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кирилюк Алена Анатольевна

Петербурговедение для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zan.no4_.docx91.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №14 Кировского района

НОД по Петербурговедению с использованием ИКТ

для детей старшего дошкольного возраста

Составил воспитатель

Кирилюк Алена Анатольевна

Санкт-Петербург 2015

НОД по теме:

«Санкт-Петербург – морской и речной город»

         Цель: сформировать первичное представление обучающихся о названиях рек Санкт-Петербурга;

         Задачи:

  1. Образовательная:
  • познакомить обучающихся  с названиями рек, посредством

словообразования  и  рассказа педагога;

  1. Развивающая:
  • способствовать закреплению знаний о символах города:  флаг, гимн,

герб, золотой кораблик, морской, речной якорь, жезл;

  • способствовать развитию  памяти обучающихся посредством

разучивания стихотворения «У красавицы Невы ожерелье из листвы»;

3. Воспитательная: способствовать воспитанию положительного  эмоционального отношения  к городу, посредством содержания всего занятия;

Оборудование:

  • ноутбук;
  • презентационный материал занятия;
  • незаконченные силуэты с символами  города;
  • запись Р. Глиэра «Гимн Великому городу ».

План НОД по теме:

«Санкт-Петербург — морской и речной город»

I. Вступительная часть……………………………………… 5 мин

1.Приветствие. Введение в тему занятия………………….. ...2 мин.

2.Стихотворение «Медный всадник»…………………………3мин.

II. Основная часть……………………………………………20мин.

1.Первые постройки……………………………………………2мин.

2.Игра «По болоту Петр шел»…………………………………5мин.

3.Реки нашего города…………………………………………..5мин.

4. Физкультминутка ……………………………………….……3мин.

5.Символы Санкт-Петербурга……………………………….…5мин

III. Заключительная часть………………………………..…10мин.

1.Дорисовывание силуэтов……………..………………………5мин

2.Чтение и заучивание стихотворения………………………….5мин.

Ход НОД по теме:

«Санкт-Петербург – морской и речной город»

I. Вступительная часть. 

1. Приветствие. Введение в тему занятия.

 Педагог: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что у меня в руках?

(Педагог держит в руках пушистый шарик)

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

            Педагог: - Как вы думаете, что это такое?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

(Педагог подбрасывает мячик вверх).

            Педагог: - Это пушистый мягкий шарик. Он прикатился, чтобы порадовать вас, поднять вам настроение. Сейчас мы будем передавать шарик, и говорить друг другу приятные слова.

    Педагог: «Леночка, какая ты сегодня красивая»

 (Далее говорят обучающиеся)

            Педагог: У меня есть еще один круглый предмет.

(Педагог показывает глобус)

Педагог: Кто знает, как называется этот предмет?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы).

Педагог: Правильно, ребята, это глобус. На глобусе изображены разные моря, реки и страны. Кто скажет, в какой стране мы живем?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

             Педагог: Правильно, в России. У нас в России много разных городов, я сейчас буду говорить названия городов, а вы внимательно слушайте и когда услышите название города, в котором мы живем, хлопните в ладоши.

- Москва, Воронеж, Новгород, Санкт – Петербург.

(Педагог называет города)

Педагог: На название, какого города вы хлопнули в ладоши? Почему?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

            Педагог: Потому что, мы живем в Санкт – Петербурге. Дети, кто был основателем нашего города?

(Демонстрируется слайд №2)

(Обучающиеся отвечают на вопрос.  Осуществляется фронтальная форма работы)                 

 Педагог: Правильно, Пётр 1. Молодцы! А какой памятник поставили в память о Петре 1?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

(Демонстрируется слайд №3)

Педагог: Правильно, Медный всадник.

  1. Стихотворение «Медный всадник».

(Демонстрируется слайд №4)

            Педагог: Послушайте, пожалуйста,  стихотворение о Медном всаднике.

Это памятник из бронзы

На коне сидит герой

Он красивый молодой

Это память в честь Петра

Много сделал он добра

Скачет воин в будни, праздник

А зовется Медный всадник.

II. Основная часть.

  1. Первые постройки.

            Педагог: Скажите, какая постройка была первой в Санкт – Петербурге?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы) 

Педагог: Да, это Петропавловская крепость)

(Демонстрируется слайд №5)

Педагог: Где она была построена?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Правильно, на Заячьем острове.

2. Игра «По болоту Петр шел».

            Педагог: А сейчас мы поиграем в  нашу любимую игру «По болоту Петр шел» и еще раз вспомним, как строилась крепость.

(один ребенок – «Петр», ходит в середине, а «зайцы» вокруг него по кругу. На словах «крепость новая стоит» руками показывают лесенку (как бы строят) На словах «пушками грозит» –  «Петр» стучит в барабан и «зайцы» разбегаются на словах «не осталось зайцев там»).

Педагог:

По болоту Петр шел

Остров Заячий нашел

Он собрал рабочий люд

И построил город тут.

Бам, бам, бам, бам

Не осталось зайцев там.

Зайцы пушек испугались

По болоту разбежались.

  1. Реки нашего города.

            Педагог: А теперь, ребята, послушайте загадку:

Петропавловский шпиль

Над родною рекой

И широкие спины мостов

И суровые львы охраняют покой

У гранитных твоих берегов.

            Педагог:  Дети, о какой реке говорится в загадке

(Обучающиеся отгадывают загадку. Осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог:  Ну, конечно же, о Неве.

(Демонстрируется слайд №6)

            Педагог: Кто скажет, какая она?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы) 

Педагог: Да, наша  Нева широкая, глубокая, быстрая, длинная.

  А какие реки в городе вы еще знаете?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: Молодцы! Рек много в нашем городе. Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова, Лебяжья канавка.

 Но есть в нашем городе и другие речки. Картинки помогут нам узнать эти названия.

(Педагог показывает рисунок «Крест»)

            Педагог: Что здесь изображено?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: От слова «крест» произошло название реки «Крестовка»

(Демонстрируется слайд №7)

(Педагог показывает рисунок «камень»).

            Педагог: Что здесь изображено?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: От слова «камень» произошло название реки «Каменка»

(Демонстрируется слайд №8)

(Педагог показывает рисунок «Волк»)

            Педагог: Что здесь изображено?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

Педагог: От слова «волк» произошло название реки «Волковка».

(Демонстрируется слайд №9)

(Педагог показывает рисунок «таракан»)

            Педагог: От слова «таракан» произошло название реки «Таракановка»

(Демонстрируется слайд№10)

(Педагог показывает рисунок «Глухарь»)

            Педагог: От слова «глухарь» произошло название реки «Глухарка »

( Демонстрируется слайд№11)

(Педагог показывает рисунок «карп»)

            Педагог: От слова «карп» произошло название реки «Карповка»

(Демонстрируется слайд№12)

Педагог: А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду показывать картинки, а вы будете называть реки.

(Педагог показывает по очереди картинки, а обучающиеся говорят названия рек)

  1. Физкультминутка.

           Педагог: Вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнем и поиграем в игру «Тихо плещется вода».

(Упражнения на координацию речи с движением)

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке.

(Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда.

(Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем.

(Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок.

(Дети садятся.)

  1. Символы Санкт-Петербурга.

            Педагог: В начале нашей беседы я называла разные города. У каждого города есть свои отличительные приметы: символы. Это флаг.

(Демонстрируется слайд№13)

 Педагог: Какой наш флаг?

(Обучающиеся отвечают на вопрос. Осуществляется фронтальная форма работы)

            Педагог: В нашем городе строились корабли, создавался флот. Кроме флага у города есть еще другие символы. Кто помнит, какие?

(Обучающиеся отвечают на вопрос .Осуществляется фронтальная форма работы)

            Педагог: Правильно, герб, гимн. Что изображено на гербе города Санкт – Петербурга?

(Обучающиеся отвечают на вопрос .Осуществляется фронтальная форма работы)

(Демонстрируется слайд№14)

            Педагог: Да, морской и речной якоря, жезл. А почему изображены якоря?

(Обучающиеся отвечают на вопрос .Осуществляется фронтальная форма работы)

            Педагог: Санкт – Петербург построен на большой реке, недалеко от Балтийского моря).

У города есть гимн, написал Р. Глиэр, называется «Гимн великому городу». Давайте его послушаем.

(Звучит «Гимн Великому городу»)

III. Заключительная часть.

  1. Дорисовывание силуэтов.

            Педагог: Ребята посмотрите, у меня есть рисунки, на которых художник не успел дорисовать некоторые детали символов города, давайте ему поможем.

 (Обучающиеся выполняют предложенное  задание - дорисовывают детали. Осуществляется индивидуальная форма работы).

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e62e871dc09a7c5821cb326263e5948b&n=21  https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=7e8ed74def70cc82682c3c92090d6964&n=21 https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=200ecaac9afe8fcf69c205e87882dd61&n=21

  1. Чтение и заучивание стихотворения.

           Педагог: Ребята, вы сегодня молодцы! А сейчас я предлагаю послушать  стихотворение о главной реке Санкт-Петербурга. Давайте его выучим.

У красавицы Невы

Ожерелье из листвы

Из гранитов самых лучших

Сшито платье на века.

Но совсем не белоручка

Знаменитая река:

Баржи, лодки, пароходы

На себе несет Нева.

И в трубе водопроводной

Тоже плещется Нева.

           Педагог: Наше путешествие подходит к концу. Я надеюсь, оно было для вас увлекательным и познавательным. Спасибо за ваше активное участие на занятии! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Царство речных рыб».

Рассматривая проблемные вопросы входящие в тему учебной программы мы выяснили, что одно из замечательных богатств нашей Родины- это рыбы.Для проведения проекта необходимо запланировать экскурсии к вод...

Подгрупповое логопедическое занятие. Тема: «Описание морских и речных рыб с использованием опорной схемы»

Конспект подгруппового занятия по закреплению умения составлять описательный рассказ по схеме для детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет). На занятии дети закрепляют знания по теме "Рыбы", обог...

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню рождения Санкт-Петербурга «Путешествие на речном трамвайчике». Область "Социально-коммуникативное развитие""

Уважаемые коллеги! Представляю свою разработку открытого мероприятия, посвящённую Дню рождения Санкт-Петербурга. В увлекательной игровой форме дети закрепляют знания о роном городе, формируют чувство ...

Комплексное занятие по познавательному развитию Тема "Речные обитатели"

Цель. Уточнить и расширить представление детей о рыбах.Познакомить детей с обитателями реки Волги, местом обитания, внешним видом и способом питания. Находить основные существенные признаки рыб.Воспит...

Прогулка на речном трамвайчике по Санкт - Петербургу

Непосредственно образовательная деятельностьс детьми предшкольного возраста...

«Путешествие на речном трамвайчике» - знакомим с Санкт-Петербургом

Знакомство с Санкт-Петербургом - путешествие по реке и каналам города....