План кружка "Родной край"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Разработали программу кружка "Мой родной Башкортостан" с целью привить любовь к родному краю, развить чувство патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мой родной Башкортостан | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №29
Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Программа кружка «Мой родной край»
Воспитатели: Ровнейко А.А.
Егорова Э.Р.
Уфа, 2015
Пояснительная записка
Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у дошкольников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я -моя страна - мой мир».
Именно в старшем дошкольном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.
Рабочая программа кружка «Мой родной край» составлена на основе примерной программы внеобразовательной деятельности, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, курса по краеведению "Народная культура и традиции", В.Н. Косарева.
Программа обучения рассчитана на старший дошкольников возраст. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, города, района.
Цель курса.
— формирование у детей целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Республики Башкортостан.
Основные принципы, положенные в основу программы:— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и ребенка;— научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;— систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край » необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи , практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм.
Место кружка в учебном плане.
Согласно учебному плану МБДОУ Детский сад №29 занятия кружка «Мой родной край» проводятся один раз в неделю по 30 минут. Программа рассчитана на 33 учебные недели.
Содержание программы
1. Вводная беседа - 30 минут
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
2. Мой дом, моя семья - 5ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития города.
Семейный альбом
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Моя группа – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории города через историю семьи.
3. Герб семьи. Эмблема группа.
3 . «Малая родина»- 5 часов
Моя детский сад, моя группа , мои воспитатели
Мой дом, моя улица.
История детского сада
4. Начальные навыки туризма - 1,5 ч.
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.
Умей оказать первую медицинскую помощь
Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу
Что должен помнить турист
Правила техники безопасности
Практические занятия:
1. Поход в березовую рощу.
5. Охрана природы – 2 ч.
Растительность нашего края
Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности
Съедобные и ядовитые грибы и растения
Животный мир нашей местности
Охрана окружающей среды,“Красная книга”
Практические занятия:
1.Проект «Наша экологическая тропа»
6. Поиск - 2,5ч.
Война – глазами очевидцев
Практические занятия:
Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.
Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.
Тематическое планирование кружка «Мой родной край»
Раздел 1. «Моя родословная» | |||||
1 | Введение в краеведение. | Беседа, просмотр презентации | Рассказать детям о краеведении, ее целях и задачах, поговорить о технике безопасности на занятиях, просмотр презентации "Уфа". | ||
2 | Имя твое | Беседа | Побеседовать с детьми об именах, рассказать откуда произошли их имена. | ||
3 | Фамилия, герб семьи | Беседа, рисование | Обсудить с детьми фамилии, нарисовать герб своей семьи. | ||
4 | Моя семья. Семейные традиции | Беседа | Обсудить с детьми их семейный досуг, рассказать о том, что такое родословная | ||
5 | Моя семья. Семейные традиции | Беседа, рисование | Поговорить с детьми о том, кем работают их родители, отобразить их в рисунке. | ||
6 | Семейные гербы | Беседа | Познакомить детей со знаменитыми гербами России и Башкортостана. | ||
7 | Семейные гербы | Беседа, рисование | Познакомить детей со знаменитыми гербами России и Башкортостана, нарисовать герб своей семьи. | ||
8 | Летопись Семьи | Беседа | Рассказать детям о том, что такое летопись семьи, для чего ее ведут. | ||
9 | Летопись семьи. Генеалогическое древо | Беседа, рисование | Рассказать детям о генеалогическом древе, нарисовать генеалогическое древо своей семьи. | ||
10 | Биография моей семьи. История моей семьи- история моего города. | Беседа | Обсудить с детьми историю возникновения своей фамилии, своей семьи. | ||
Раздел 2 «Малая родина» | |||||
11 | Мой детский сад- мой дом. | Беседа | Обсудить с детьми режим в детском саду, нравится ли им ходить в детский сад. | ||
12 | Мой детский сад. Конкурс рисунков о детском саде. | Беседа, рисование | Продолжать знакомить детей с детским садом, рассказать им о работниках детского сада. | ||
13 | Воспитатели детского сада | Беседа | Рассказать детям о труде воспитателя. | ||
14 | Мой край на карте Родины | Беседа | Составление небольших рассказов о своей малой родине. | ||
15 | Мой край на карте Родины | Беседа | Составление небольших рассказов о своей малой родине. | ||
16 | Экскурсия по памятным местам города. | Экскурсия. | Изучить историю города Уфа, прививать любовь к родному городу. | ||
17 | Экскурсия по памятным местам города. | Экскурсия. | Изучить историю города Уфа, прививать любовь к родному городу | ||
18 | Мой двор, моя улица. За что люблю. | Беседа | Составление небольших рассказов о своем дворе | ||
19 | Мой двор, моя улица. За что люблю. | Беседа, рисование | Составление небольших рассказов о своем дворе, нарисовать родную улицу. | ||
20 | Улицы города | Беседа, поиск | Сбор информации о названиях улиц города. | ||
21 | Улицы города | Беседа, поиск | Сбор информации о названиях улиц города. | ||
Раздел 3 « Начальные навыки туризма» | |||||
22 | Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте , компасу. Практическая работа: укладывание рюкзака | Беседа, практическая работа | Рассказать детям о походах, о туризме, о том, что необходимо брать с собой в поход. | ||
23 | Гигиена туриста. Правила техники безопасности. | Беседа | Рассказать детям о правилах безопасности в походах, рассказать о правилах доврачебной помощи. | ||
24 | Инструктаж по технике безопасности в лесу, горах, около воды | Беседа | Обсудить с детьми правила поведения в лесу, в горах, около воды. | ||
Раздел 4 «Охрана природы» | |||||
25 | Растительность нашего края. Экскурсия | Беседа, экскурсия | Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности. Рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах. | ||
26 | Растительность нашего края. Экскурсия | Беседа, экскурсия | Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности. Рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах. | ||
27 | Животный мир нашей местности. | Беседа | Сбор информации о животных Башкортостана. | ||
28 | Красная книга родного края. | Беседа | Обсудить с детьми о вымирающих животных нашего края, о редких растениях нашего края. | ||
Раздел 5 « Поиск» | |||||
29 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | Беседа | Рассматривание фотоматериалов, записей. | ||
30 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | Беседа | Рассматривание фотоматериалов, записей. | ||
31 | Мы Победили! | Конкурс рисунков | Предложить детям нарисовать День Великой Победы. | ||
32 | Герб Башкортостана, Герб Уфы | Беседа, рисование | Рассмотреть герб Республики, герб города, предложить детям нарисовать их. | ||
33 | Фотовыставка “Процветай, мой Башкортостан!" | Беседа, выставка | Сбор фотографий с видами города. Организация выставки. Показ выставки подготовительной группе и родителям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самоабразованию воспитателя старшей группы Богдановой Т.В. "Ставропольский край -это край необычайных природных контрастов"
"Красота родного края , открывающая благодаря сказке, фантазии ,творчеству - это источник любви к Родине . Понимание и чу...
План работы по самоабразованию воспитателя старшей группы Богдановой Т.В. "Ставропольский край -это край необычайных природных контрастов"
"Красота родного края , открывающая благодаря сказке, фантазии ,творчеству - это источник любви к Родине . Понимание и чу...
План работы по самоабразованию воспитателя старшей группы Богдановой Т.В. "Ставропольский край -это край необычайных природных контрастов"
"Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии , творчеству - это источник любви к Родине....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
Комплексно-тематический план. Тема: «Край родной, навек любимый». Подготовительная группа.
Создание условий для гражданско- патриотического воспитания дошкольника, приобщение к истории и культуры родного края....
Примерный план реализации творческого проекта: «Край ты мой, родимый край!»
Примерный план реализации творческого проекта: «Край ты мой, родимый край!»...