Разработка НОД но проведению тувинских народных игр ко дню Шагаа
материал (младшая группа) на тему
Воспитание у подрастающего поколения глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям тувинского народа с использованием элементов народных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_nod.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка НОД
но проведению тувинских народных игр ко дню Шагаа
Цели: воспитание у подрастающего поколения глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям тувинского народа с использованием элементов народных игр.
Задачи:
- знакомство традиционных знаний о здоровом образе жизни тувинскими народными играми и традиционным национальным праздником «Шагаа»;
- развитие скоростно-силовых качеств, ориентирование в пространстве, комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, технико-тактические взаимодействия во время игры
Оборудование: плакаты с названиями игр; рисунок «Шагаа», где иллюстрированы иргы: «Тевектээр» (почекушки), «Аргамчы тыртары» (перетягивание аркана), «Шалбалаар»(метание аркана); голова лошади вырезанная с картона, аркан, канат, «тевек» (почекушка); призы для победителей.
Ходу урока
Воспитатель: Дорогие дети! Сегодня мы с вами познакомимся с тувинскими подвижными народными играми. Их играли наши дедушки и бабушки во время новогоднего праздника – Шагаа!
Шагаа – это праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключался в очищении. К Шагаа готовились с осени. Запасали мясо, топленое масло, просо. Большое значение имели благопожелания, «сан-салыры» (жертвенный огонь),моления, угощения и массовые игры.
Давайте назовем эти игры. (Ученики называют игры, которые нарисованы на плакате поочередно, поднимая руки).
1-й плакат: Для развития силы и выносливости.
Развитие силы и выносливости «Аргамчы тыртары» (перетягивание аркана) «Аскангыыр» (скаканье на одной ноге) «Тевектээр» (почекушка) |
2-й плакат: Для развития меткости.
Развитие меткости «Баг каггары» (выбивание ремня) «Шалбалаар» (метание аркана) «Ак ыяш» (белая палка)
|
3-й плакат: Для развития ловкости, быстроты подвижности.
Развитие ловкости, быстроты подвижности «Сывыртажыыр» (догонялки) «Согур аза» (слепой черт) «Чылгычылар» (табунщики) |
4-й плакат: Для развитие гибкости и координации движений
Развитие гибкости и координации движений «Тевектээр»(почекушки) «Ээлдек шынгырааш» (звенящая нежность) «Ча адыкчылары» (стрельба из лука) «Аяк шайым» (чашка чая)
|
Воспитатель: Молодцы! А сейчас выберем из них «Тевектээр» (почекушки), «Шалбалаар» (метание аркана), «Аргамчы тыртары» (перетягивание аркана), и будем играть.
В игру «Тевектээр» (почекушки) играли с удовольствием. «Тевек » изготавливают из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти или конного хвоста, а в наше время – шпагат. (И показывает «тевек», далее демонстрирует технику игры). Вначале подкидываем «тевек» одной ногой, подбрасываем, не уронив его на землю. У кого наибольшее число подбрасываний, тот и побеждает. (Выходят 3-4 участника, а остальные дружно считают. Победителя учитель отмечает).
Какие вы молодцы! А игру «Шалбалаар» (метание аркана) наши мальчики хорошо знают, так ведь? Игра «Шалбалаар» (метание аркана) носит подражательный характер «чылгычы» (табунщика), ведь лошадь в жизни тувинца занимала важное место.
Условие игры: «чылгычы» (участник) метко попадает в голову лошади, попытки – 3 раза.
Ой, табунщик поскорей!
Захомутай гнедого!
В поле чистом скачет резво,
Будет он тебе конем!
(готовят голову коня, вырезанную из картона и «аргамчы» (веревка), выходят 3 участника, состязаются, выявляется победитель. Учитель отмечает).
Воспитатель: Следующая игра называется «Аргамчы тыртары» (перетягивание веревки). Для этого разделитесь на 2 команды по 8 человек, чертим линию, выравниваем середину каната и тянем в свою сторону. Сильной стороной окажется та, которая перетянет канат в свою сторону.
Не стой в стороне равнодушно,
Давай смелей за команду!
Перетянем «аргамчы», канат.
1,2,3 Че-ве, че-ве-че !
(Учащиеся делятся на 2 команды. Выявляют сильнейшую команду).
Молодцы ребята! А теперь награждение победителей! (награждение)
Игра “Разбить лопатку” - чарын шывылаары. Вызывается “ловкач” (по желанию”) разбить лопатку, за которую распорядитель праздника обещал приз. Для этого брали хорошо очищенную от сухожилий и мяса лопатку барана, придерживая ее между средним и безымянным пальцами левой руки, и выбивали щелчком среднего пальца правой руки. Играли двое. Если вызвавшийся не мог выполнить условия, его наказывали, требовали какой – нибудь выкуп: ремень, узду, путы, аркан и т. д.
Игра “Сломать хребет” - хендирбе соггар. Условия игры те же. Берется хорошо очищенный хребет КРС (сарлыка, коровы). Игрок держит его левой рукой у тонкого конца вниз основной частью и ударом кулака правой руки по середине должен сломать хребет пополам.
Подведение итогов и награждение победителей.
Воспитатель: Ребята, у вас было домашнее задание. Спросить у дедушек и бабушек игры, которые они играли в детстве. Записать, как играли.
По вашим ответам выяснилось, что деды сами делали почекушки. И они играли - ударяли ногой почекушку вверх до 300-500 раз, стараясь не уронить.
Список использованной литературы:
- Аг-оол Е.М. Разработка вариативной части учебной программы по физической культуре для 1-4 классов с использованием элементов тувинских национальных видов спорта, танцев и народных игр: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Омск,1998.
- Дыртык-оол М. Психологические особенности детских тувинских игр: (на примере «Сайзанак»)// Башкы.-2005.-№ 1.- с. 91-93.
- Кужугет А.К. Зрелищность спортивных состязаний/ А.К.Кужугет//Гуманитарные исследования в Туве: Сб.научных статей /Отв.ред. К.А.Бичелдей.- М.: Изд-во РУДН,2001.-с. 209-217.
- Самбуу И.У. Тувинские народные игры: историко-этнографический очерк.- Кызыл:Тувкнигоиздат,1978.
- Самбуу И.У. Из истории тувинских игр : историко-этнографический очерк.-Кызыл:Тувкнигоиздат,1974.
- Уйнук-оол Е.С. Игры тувинских детей//Башкы.-2011.-№ 1.- с. 16-17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности ("Чтение художественной литературы") Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"
Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народно...
Конспект занятия для детей старшей группы ( образовательная область " Чтение художественной литературы") Тема: " Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"
Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народного творчества...
Методическая разработка : организация и проведение народных подвижных игр на прогулке в подготовительной группе.
Цель:развивать у детей интерес к народным играм;физические качества : ловкость, выносливость, быстроту движений;способствовать развитию положительных чувств : уверенности, смелости, радости;воспитыват...
Тема: "Тувинские народные игры"
Народная игра является основой всего воспитательного, образовательного и оздоровительного процесса. В игре ребенок находит возможности реализовать присущие ему двигательные действия, творческую энерги...
Тувинская народная сказка "Почему верблюд стал некрасивым?" ("Теве чуге чараш эвес апарганыл?")
Презентация к тувинской народной сказке "Почему верблюд стал некрасивым?" ("Теве чуге чараш эвес апарганыл?")....
Мастер класс "Тувинская народная игра "Хирлээш"
Обоснованием данного мастер-класса являетвся педагогическая направленность на принципах сохранения и передаче тувинских народныхигр....
Сценарий тувинского национального праздника "Ак чолдуг Шагаам"
Познакомить с историей тувинского национального, традиционнаго праздника "Шагаа". Воспитвывать любовь своим традициям....