"Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе музейной педагогики и краеведения"
статья (старшая группа) по теме

Карпова Винера Асымовна

 

    Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Митяева И.Е.

Карпова В.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 комбинированного вида»

г. о. Саранск РМ.

Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе музейной педагогики и краеведения

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

В настоящее время возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В воспитании дошкольников мы опираемся  на молодую отрасль педагогической науки - музейная педагогика. Она тесно связана с такими дисциплинами как музееведение, искусствоведение, история краеведения. Музейная педагогика помогает развивать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриотизм. Осуществить это возможно через ознакомление детей с музеями, воспитание у ребят потребности в их посещении. Музей для взрослого - это место, где хранятся истинные культурные ценности, а для ребёнка - это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Сделать его понятным и интересным, и есть наша задача.

   Музей позволяет: увидеть те предметы, которых нет в окружении ребёнка, приобрести опыт общения с подлинником, развивать чувственно-эмоциональную сферу.

   В последние годы музейной педагогикой занимаются ведущие научные центры дошкольного образования нашей страны: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, сотрудники Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Институт общего образования Минобразования России. Музейной педагогикой можно заниматься в любом месте, в любой деревне, посёлке, а не только в больших городах, где есть крупные музеи. Главная идея музейной педагогики – это коллекционирование и исследование, которые развивают любознательность, творчество, стимулируют общение детей и взрослых.

   При организации работы с дошкольниками в данном направлении были поставлены основные задачи:

  1. Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры.
  2. Формирование у дошкольников представления о музее.
  3. Расширение представлений о работе экскурсовода.
  4. Учить сравнивать образ жизни свой и людей, живущих в другом        времени;
  5. Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине.
  6. Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности     к её сбережению.
  7. Знакомить детей с основной символикой города и государства.

   Наш детский сад работает в инновационном направлении по проблеме: «Развитие творческих способностей детей через наполнение образовательных программ средствами музейной педагогики и синтеза искусства». В детском саду создана развивающая среда, которая способствует развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

   Работая в данном направлении, по внедрению музейной педагогики в воспитательно-образовательную работу, в нашем дошкольном учреждении были открыты мини-музеи: «Чудо дерево», «Светлица», картинная галерея «Народные сказки».

   Мы тесно сотрудничаем с краеведческим музеем города Саранска, музеем изобразительных искусств С. Эрзи. В музее работает программа «Музеи и дети», разработанная с учётом возрастных особенностей детей 5-6 лет.

  Нами разработан проект «Школа маленького экскурсовода». Опираясь на непосредственные впечатления детей, которые они получают во время экскурсий музеи, этот игровой проект, побуждает детей играть роль экскурсоводов. Такая игра развивает у детей разнообразные способности (речь, коммуникативные навыки, умение вести беседу и др.), расширяет их познания о профессии «экскурсовод», развивает любознательность. Посещая музеи у детей старшего дошкольного возраста, накапливается информация, расширяется кругозор, развивается любознательность. В рамках реализации проекта дети стали более активно исполнять роль экскурсовода.

  Проект «Школа маленького экскурсовода» приобщает к сотрудничеству родителей.  Для приобщения родителей к данной работе мы разработали проект «Музей выходного дня». Дети с удовольствием посещали музеи и выставки.

   Родители могут позволить себе делать длительные остановки у экспонатов, привлекших внимание и рассматривать объекты, не входящие в поле зрения обычной экскурсии.

   Кроме этого с родителями мы проводим совместные занятия, экскурсии, праздники, беседы, консультации.

   Приобретение детьми познавательного опыта в процессе знакомства с культурно-историческими и природными достопримечательностями родного края, результат всей нашей работы.

Литература

  1. Воронович  В.М. Управление учебно - воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. № 12.-2007.-С.
  2. Князева О.Л., Маханева  М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.
  3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой,    О.В. Мельниковой. М.: ТЦ «Сфера»,2006.
  4. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. Дошкольное образование № 22, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе музейной педагогики и краеведения

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности,...

Консультация для воспитателей "Основы патриотического воспитания старших дошкольников"

Консультация для воспитателей. «Основы патриотического воспитания старших дошкольников»Никто не учит маленького человека:«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,попирай красоту, выше всего ставь...

Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики

Статья о роли создания мини-музея в детском саду для развития и воспитания патриотических чувств дошкольников....

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством музейной педагогики»

Консультация для родителей "Патриотическое воспитание дошкольников посредством музейной педагогики"...