Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе музейной педагогики и краеведения
статья (старшая группа) по теме
Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_peredelannaya.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Митяева И.Е.
Карпова В.А.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 комбинированного вида»
г. о. Саранск РМ.
Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе музейной педагогики и краеведения
Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
В настоящее время возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В воспитании дошкольников мы опираемся на молодую отрасль педагогической науки - музейная педагогика. Она тесно связана с такими дисциплинами как музееведение, искусствоведение, история краеведения. Музейная педагогика помогает развивать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриотизм. Осуществить это возможно через ознакомление детей с музеями, воспитание у ребят потребности в их посещении. Музей для взрослого - это место, где хранятся истинные культурные ценности, а для ребёнка - это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Сделать его понятным и интересным, и есть наша задача.
Музей позволяет: увидеть те предметы, которых нет в окружении ребёнка, приобрести опыт общения с подлинником, развивать чувственно-эмоциональную сферу.
В последние годы музейной педагогикой занимаются ведущие научные центры дошкольного образования нашей страны: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, сотрудники Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Институт общего образования Минобразования России. Музейной педагогикой можно заниматься в любом месте, в любой деревне, посёлке, а не только в больших городах, где есть крупные музеи. Главная идея музейной педагогики – это коллекционирование и исследование, которые развивают любознательность, творчество, стимулируют общение детей и взрослых.
При организации работы с дошкольниками в данном направлении были поставлены основные задачи:
- Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Расширение представлений о работе экскурсовода.
- Учить сравнивать образ жизни свой и людей, живущих в другом времени;
- Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине.
- Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению.
- Знакомить детей с основной символикой города и государства.
Наш детский сад работает в инновационном направлении по проблеме: «Развитие творческих способностей детей через наполнение образовательных программ средствами музейной педагогики и синтеза искусства». В детском саду создана развивающая среда, которая способствует развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.
Работая в данном направлении, по внедрению музейной педагогики в воспитательно-образовательную работу, в нашем дошкольном учреждении были открыты мини-музеи: «Чудо дерево», «Светлица», картинная галерея «Народные сказки».
Мы тесно сотрудничаем с краеведческим музеем города Саранска, музеем изобразительных искусств С. Эрзи. В музее работает программа «Музеи и дети», разработанная с учётом возрастных особенностей детей 5-6 лет.
Нами разработан проект «Школа маленького экскурсовода». Опираясь на непосредственные впечатления детей, которые они получают во время экскурсий музеи, этот игровой проект, побуждает детей играть роль экскурсоводов. Такая игра развивает у детей разнообразные способности (речь, коммуникативные навыки, умение вести беседу и др.), расширяет их познания о профессии «экскурсовод», развивает любознательность. Посещая музеи у детей старшего дошкольного возраста, накапливается информация, расширяется кругозор, развивается любознательность. В рамках реализации проекта дети стали более активно исполнять роль экскурсовода.
Проект «Школа маленького экскурсовода» приобщает к сотрудничеству родителей. Для приобщения родителей к данной работе мы разработали проект «Музей выходного дня». Дети с удовольствием посещали музеи и выставки.
Родители могут позволить себе делать длительные остановки у экспонатов, привлекших внимание и рассматривать объекты, не входящие в поле зрения обычной экскурсии.
Кроме этого с родителями мы проводим совместные занятия, экскурсии, праздники, беседы, консультации.
Приобретение детьми познавательного опыта в процессе знакомства с культурно-историческими и природными достопримечательностями родного края, результат всей нашей работы.
Литература
- Воронович В.М. Управление учебно - воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. № 12.-2007.-С.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.
- Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ «Сфера»,2006.
- Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. Дошкольное образование № 22, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Основы патриотического воспитания старших дошкольников"
Консультация для воспитателей. «Основы патриотического воспитания старших дошкольников»Никто не учит маленького человека:«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,попирай красоту, выше всего ставь...
Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...
"Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе музейной педагогики и краеведения"
Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственн...
Содержание и методика патриотического воспитания старших дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края
Патритотическое воспитание в детском саду....
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Статья о роли создания мини-музея в детском саду для развития и воспитания патриотических чувств дошкольников....
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством музейной педагогики»
Консультация для родителей "Патриотическое воспитание дошкольников посредством музейной педагогики"...