Предметно-пространственная среда в 1 младшей группе по ФГОС
статья (младшая группа) на тему
Предметно-пространственная развивающая среда группы для детей младшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
С целью создания предметно-пространственной образовательной среды в группе, которая отвечала бы требованиям федерального дошкольного образования, нами было создано пространство группы, обеспечивающее эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В результате того, что была создана предметно-пространственная образовательная среда в группе младшего дошкольного возраста, нам удалось собрать материал по этой теме, который представлен в этих методических рекомендациях.
У детей младшего дошкольного возраста существует три основных потребности: общение, движение и познание.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям ребят и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая реализуется дошкольными образовательными учреждениями.
В образовательном пространстве обязательно должны быть:
а. Средства обучения. Для того чтобы был создан соответствующий эмоциональный фон, звуковая среда, происходило обогащение познавательного мира детей в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности, в группе должны присутствовать магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель и интерактивная доска.
б. Игровой, спортивный, оздоровительный инвентарь и оборудование.
в. Разнообразный материал, оборудование и инвентарь, которые помогут обеспечить:
¾ игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность ребят, экспериментирование с доступными (по возрасту) материалами;
¾ двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и конкурсах;
¾ эмоциональное благополучие ребят при взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
¾ самовыражение ребят. Для этого существуют разнообразные атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, театры, наряды и т.д.).
Для обеспечения полифункциональности пространство целесообразно условно разделить на три части:
а. «Спокойная», где дети смогут спокойно проводить свое время: играть в настольные игры, знакомиться с книгами, картинками, творить и уединяться.
б. «Активная», где дети активно двигаются, возводят крупные игровые постройки, организуют сюжетно-ролевые, подвижные и другие групповые игры.
в. «Рабочая», предусмотренная для организации партнерских форм занятий ребят.
Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, применяемых для игровой или продуктивной и исследовательской деятельности материалов.
У всех частей пространства должна быть приспособленность к изменениям, иначе говоря, должны быть предусмотрены подвижные, трансформируемые границы. Данное пространство должно быть «живым» и «пульсирующим», оно должно меняться согласно образовательной ситуации, в том числе и от изменения интересов и возможностей детей. С этой целью применяются мягкие модули, маркеры игрового пространства, столы-трансформеры, всевозможные ширмы и раздвижные столы.
Важно отметить тот факт, что существуют такие составляющие предметной среды, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы в разных видах деятельности малышей:
· природные материалы;
· предметы-заместители, предметы мебели, маты, мягкие модули и ширмы.
Все элементы предметно-пространственной среды группы должны соответствовать требованиям по обеспечению комфортности, надёжности и безопасности при их использовании.
Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой. С этой целью можно использовать ковровые покрытия, мягкую мебель и всевозможный текстиль. Оборудование должно обладать эстетической привлекательностью и развивающими свойствами. Благоприятно воздействует на малышей наличие игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.
В группе детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечивают свободный выбор ребят. Маленькому ребенку свойственно постоянное изменение, развитие и вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. оно должно быть вариативным. Игровой, дидактический, наглядный материал тоже должен меняться, для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности малышей.
Доступ дошколят к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности, должен быть свободным и функциональным, а не витринным. Всё должно находиться на уровне роста детей, чтобы они смогли спокойно это взять и перенести с места на место. Материалы для детских игр целесообразней хранить в удобных и практичных емкостях с яркими метками-значками, которые помогут облегчить выбор.
Важное назначение предметно-развивающей среды – способствование раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые были даны ему от природы. Предметно-развивающая среда группы должна быть оснащена общим и специфичным материалом для девочек и мальчиков (поло-ролевое воспитание): куколки, машинки, костюмы, дидактические игры, печатные материалы, материалы для творчества и т.д.
Центры, созданные для мальчиков, способствуют воспитанию мужских начал: выносливость, сила, воля, уважение, самостоятельность, справедливость, взаимопомощь.
Для девочек – женских начал: аккуратность, бережливость, этика общения, эстетические качества, нравственность, любовь к ближнему, женственность, умение выглядеть красиво и опрятно.
Важно отметить, что центр для мальчиков (социально – коммуникативное развитие) расположен в групповой комнате, а центр для девочек в спальной комнате.
В младшей группе дошколят должен быть создан центр для детей, где они смогли бы получить первые представления о родном поселке, районе, крае. Познакомиться с природой родного края, бытом, одеждой, игрушками, предметами обихода, народами, проживающими на территории района (национально-культурные условия).
Развитие малыша зависит от предметной среды в той же степени, как и от его родителей или опекунов, которые знают предпочтения и привычки малыша, поступающего в детский сад. И которые просто помогают воспитателям, но и активно участвуют в оформлении предметно-развивающей среды вместе с конструкторами и дизайнерами группы.
Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша.
Создавая предметно-развивающую среду группы, нами были учтены все требования ФГОС ДО, они отображены во всех центрах (см. Приложение). Мы постарались сделать среду разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, для того, чтобы в группе создалась эмоционально положительная атмосфера и было обеспечено гармоничное развитие каждого малыша.
Приложение
Перечень оборудования, пособия, игр развивающих центров в группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО
Физическое развитие
Двигательный центр «Юные спортсмены»
· Балансир (доска на полукруглом основании);
· Метательные мешочки;
· Полоса препятствий;
· Кольцеброс;
· Разноцветные кегли;
· Детские скакалки;
· Комплект резиновых мячиков;
· Маленький пластмассовый обруч;
· Гимнастическая палка.
Центр здоровья
· Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
· Схема «Чистим зубы правильно»
· Альбом «Помоги себе сам» (основы помощи при царапинах, ушибах и т. п.);
· Дидактические игры: «Составь портрет», «Какая польза?», «Какое настроение?», «Собери фигуру человека»,«Что полезнее?»;
· Навесное пособие для развития дыхания.
Познавательное развитие
Математический центр «Мы учимся считать»
· Раздаточный материал по ФЭМП каждому малышу (карточки с отображением количества, цифр и т. п.);
· Разнообразные мозаики, доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и иные настольно-печатные игры;
· Геометрические фигуры, предметы разный геометрических форм, счетный материал на «липучках», разноцветные палочки с оттенками, наборы для сериации по величине;
· Блоки Дьенеша;
· Головоломки;
· Часы с круглым циферблатом и стрелками.
Центр конструктивной деятельности «Маленькие строители»
· Крупный и средний строительный конструктор;
· «Лего»;
· Игровые наборы;
· Мозаика с образцами;
· Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек;
· «Автосалон»;
· Машины грузовые, легковые, пожарная, «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты и ракета-робот.
Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»
· Пластмассовый набор юного экспериментатора (микроскоп, лупа, весы, компас, термометры, зеркальце, ёмкости разной вместимости и т.п.).
Центр экологии и труда «Экология и природа».
· Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки;
· Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартучки;
· Картина сезонов, модели года и суток;
· Календарь природы со значками ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п. и указывающей на них передвигающейся стрелкой;
· Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Животные» и т. п.;
· Наборы объемных и плоских игрушек;
· Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.
Речевое развитие
Речевой центр «Говори красиво»
· Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений;
· Дидактическое лото «Что для чего»;
· Картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная);
· Наборы парных картинок;
· Карточки на произнесение согласных звуков;
· Серии картинок «Времена года»;
· Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.
Центр книги «Библиотека юного читателя»
· Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и т.п.;
· Детские книги;
· Портреты детских писателей;
Художественно – эстетическое развитие
Центр изобразительной деятельности «Талантливые пальчики»
· Стенд с детскими рисунками и поделками;
· Раздаточный материал для художественного творчества.
Центр музыки «Веселые нотки».
· Игрушечные музыкальные инструменты;
· Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;
· Аудиосредства (проигрыватель с пластинками, магнитофон, центр, дискеты с записями музыкальных произведений).
Центр театра «В гостях у Сказки»
· Различные виды театров;
· Аудио и видео средства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов;
· Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей.
Социально – коммуникативное развитие
Центр игры: «Мы играем»
· Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр;
· Игровой модуль «Кухня» с плитой, посудой и аксессуарами;
· Комплект для ролевой игры «Парикмахерская»;
· Комплект для ролевой игры «Магазин»;
· Штурвал для ролевой игры «Моряки».
Центр безопасности
· Уголок безопасности с дидактическими играми по данной тематике;
· Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт;
· Игрушки с изображениями (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности», уголок уединения «Волшебный балдахин», «Мы дежурим».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sreda_unikalnaya.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-пространственная развивающая среда группы для детей младшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
С целью создания предметно-пространственной образовательной среды в группе, которая отвечала бы требованиям федерального дошкольного образования, нами было создано пространство группы, обеспечивающее эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В результате того, что была создана предметно-пространственная образовательная среда в группе младшего дошкольного возраста, нам удалось собрать материал по этой теме, который представлен в этих методических рекомендациях.
У детей младшего дошкольного возраста существует три основных потребности: общение, движение и познание.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям ребят и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая реализуется дошкольными образовательными учреждениями.
В образовательном пространстве обязательно должны быть:
- Средства обучения. Для того чтобы был создан соответствующий эмоциональный фон, звуковая среда, происходило обогащение познавательного мира детей в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности, в группе должны присутствовать магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель и интерактивная доска.
- Игровой, спортивный, оздоровительный инвентарь и оборудование.
- Разнообразный материал, оборудование и инвентарь, которые помогут обеспечить:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность ребят, экспериментирование с доступными (по возрасту) материалами;
- двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и конкурсах;
- эмоциональное благополучие ребят при взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- самовыражение ребят. Для этого существуют разнообразные атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, театры, наряды и т.д.).
Для обеспечения полифункциональности пространство целесообразно условно разделить на три части:
- «Спокойная», где дети смогут спокойно проводить свое время: играть в настольные игры, знакомиться с книгами, картинками, творить и уединяться.
- «Активная», где дети активно двигаются, возводят крупные игровые постройки, организуют сюжетно-ролевые, подвижные и другие групповые игры.
- «Рабочая», предусмотренная для организации партнерских форм занятий ребят.
Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, применяемых для игровой или продуктивной и исследовательской деятельности материалов.
У всех частей пространства должна быть приспособленность к изменениям, иначе говоря, должны быть предусмотрены подвижные, трансформируемые границы. Данное пространство должно быть «живым» и «пульсирующим», оно должно меняться согласно образовательной ситуации, в том числе и от изменения интересов и возможностей детей. С этой целью применяются мягкие модули, маркеры игрового пространства, столы-трансформеры, всевозможные ширмы и раздвижные столы.
Важно отметить тот факт, что существуют такие составляющие предметной среды, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы в разных видах деятельности малышей:
- природные материалы;
- предметы-заместители, предметы мебели, маты, мягкие модули и ширмы.
Все элементы предметно-пространственной среды группы должны соответствовать требованиям по обеспечению комфортности, надёжности и безопасности при их использовании.
Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой. С этой целью можно использовать ковровые покрытия, мягкую мебель и всевозможный текстиль. Оборудование должно обладать эстетической привлекательностью и развивающими свойствами. Благоприятно воздействует на малышей наличие игрушек из натуральных и экологически чистых материалов.
В группе детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечивают свободный выбор ребят. Маленькому ребенку свойственно постоянное изменение, развитие и вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. оно должно быть вариативным. Игровой, дидактический, наглядный материал тоже должен меняться, для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности малышей.
Доступ дошколят к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности, должен быть свободным и функциональным, а не витринным. Всё должно находиться на уровне роста детей, чтобы они смогли спокойно это взять и перенести с места на место. Материалы для детских игр целесообразней хранить в удобных и практичных емкостях с яркими метками-значками, которые помогут облегчить выбор.
Важное назначение предметно-развивающей среды – способствование раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые были даны ему от природы. Предметно-развивающая среда группы должна быть оснащена общим и специфичным материалом для девочек и мальчиков (поло-ролевое воспитание): куколки, машинки, костюмы, дидактические игры, печатные материалы, материалы для творчества и т.д.
Центры, созданные для мальчиков, способствуют воспитанию мужских начал: выносливость, сила, воля, уважение, самостоятельность, справедливость, взаимопомощь.
Для девочек – женских начал: аккуратность, бережливость, этика общения, эстетические качества, нравственность, любовь к ближнему, женственность, умение выглядеть красиво и опрятно.
Важно отметить, что центр для мальчиков (социально – коммуникативное развитие) расположен в групповой комнате, а центр для девочек в спальной комнате.
В младшей группе дошколят должен быть создан центр для детей, где они смогли бы получить первые представления о родном поселке, районе, крае. Познакомиться с природой родного края, бытом, одеждой, игрушками, предметами обихода, народами, проживающими на территории района (национально-культурные условия).
Развитие малыша зависит от предметной среды в той же степени, как и от его родителей или опекунов, которые знают предпочтения и привычки малыша, поступающего в детский сад. И которые просто помогают воспитателям, но и активно участвуют в оформлении предметно-развивающей среды вместе с конструкторами и дизайнерами группы.
Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша.
Создавая предметно-развивающую среду группы, нами были учтены все требования ФГОС ДО, они отображены во всех центрах (см. Приложение). Мы постарались сделать среду разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, для того, чтобы в группе создалась эмоционально положительная атмосфера и было обеспечено гармоничное развитие каждого малыша.
Приложение
Перечень оборудования, пособия, игр развивающих центров в группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО
Физическое развитие
Двигательный центр «Юные спортсмены»
- Балансир (доска на полукруглом основании);
- Метательные мешочки;
- Полоса препятствий;
- Кольцеброс;
- Разноцветные кегли;
- Детские скакалки;
- Комплект резиновых мячиков;
- Маленький пластмассовый обруч;
- Гимнастическая палка.
Центр здоровья
- Ширма «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»
- Схема «Чистим зубы правильно»
- Альбом «Помоги себе сам» (основы помощи при царапинах, ушибах и т. п.);
- Дидактические игры: «Составь портрет», «Какая польза?», «Какое настроение?», «Собери фигуру человека»,«Что полезнее?»;
- Навесное пособие для развития дыхания.
Познавательное развитие
Математический центр «Мы учимся считать»
- Раздаточный материал по ФЭМП каждому малышу (карточки с отображением количества, цифр и т. п.);
- Разнообразные мозаики, доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и иные настольно-печатные игры;
- Геометрические фигуры, предметы разный геометрических форм, счетный материал на «липучках», разноцветные палочки с оттенками, наборы для сериации по величине;
- Блоки Дьенеша;
- Головоломки;
- Часы с круглым циферблатом и стрелками.
Центр конструктивной деятельности «Маленькие строители»
- Крупный и средний строительный конструктор;
- «Лего»;
- Игровые наборы;
- Мозаика с образцами;
- Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек;
- «Автосалон»;
- Машины грузовые, легковые, пожарная, «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораблики, лодки, самолеты и ракета-робот.
Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь»
- Пластмассовый набор юного экспериментатора (микроскоп, лупа, весы, компас, термометры, зеркальце, ёмкости разной вместимости и т.п.).
Центр экологии и труда «Экология и природа».
- Наборы для улицы: ведерко, формочки, совочек, лопатка, грабельки;
- Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартучки;
- Картина сезонов, модели года и суток;
- Календарь природы со значками ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п. и указывающей на них передвигающейся стрелкой;
- Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Животные» и т. п.;
- Наборы объемных и плоских игрушек;
- Природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.
Речевое развитие
Речевой центр «Говори красиво»
- Дидактический материал на уточнение качеств предметов и явлений;
- Дидактическое лото «Что для чего»;
- Картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная);
- Наборы парных картинок;
- Карточки на произнесение согласных звуков;
- Серии картинок «Времена года»;
- Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата и т.д.
Центр книги «Библиотека юного читателя»
- Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и т.п.;
- Детские книги;
- Портреты детских писателей;
Художественно – эстетическое развитие
Центр изобразительной деятельности «Талантливые пальчики»
- Стенд с детскими рисунками и поделками;
- Раздаточный материал для художественного творчества.
Центр музыки «Веселые нотки».
- Игрушечные музыкальные инструменты;
- Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;
- Аудиосредства (проигрыватель с пластинками, магнитофон, центр, дискеты с записями музыкальных произведений).
Центр театра «В гостях у Сказки»
- Различные виды театров;
- Аудио и видео средства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов;
- Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей.
Социально – коммуникативное развитие
Центр игры: «Мы играем»
- Игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр;
- Игровой модуль «Кухня» с плитой, посудой и аксессуарами;
- Комплект для ролевой игры «Парикмахерская»;
- Комплект для ролевой игры «Магазин»;
- Штурвал для ролевой игры «Моряки».
Центр безопасности
- Уголок безопасности с дидактическими играми по данной тематике;
- Коврик со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строения, ландшафт;
- Игрушки с изображениями (сюжетно-ролевые игры), «Страна Безопасности», уголок уединения «Волшебный балдахин», «Мы дежурим».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы по ФГОС
Функции развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе:· Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира...
Предметно пространственная развивающая среда в младшей группе
Организация предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС. Цели, задачи и принципы ппр среды освещены в этой работе....
Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"
Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"...
Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и ин...
Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие
Проектирование предметно-пространственной развивающей средыв младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие...
Предметно - пространственная развивающая среда в младшей группе "Ладушки"
Письменная характеристика предметно – пространственной развивающей среды в младшей группе "Ладушки" Воспитатель: Зайнуллина Т.В. Одним из определяющих факторов ...
Предметно-пространственная развивающая среда второй младшей группы
Презентация, содержащая описание развивающих центров второй младшей группы...
- Мне нравится (1)