«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности»
презентация к уроку (младшая группа) по теме

Бульхина Гузаль Рашидовна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_razvitie_sensornoy.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 90 «Подсолнушек»

«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста

через различные виды деятельности»

выступление из опыта работы на региональном семинаре

«Интегративный подход в организации познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

на базе МБДОУ «ЦРР-д/с № 90» г. Нижнекамск

                                       Составили: воспитатель 2 младшей группы

                                                         Бульхина Гузаль Рашидовна,

 

В педагогической среде никто не будет отрицать особую роль сенсорного развития в раннем детстве. Работая в группах с детьми от 1,5 до 3 лет  мы ставим перед собой одну из главных задач – создание благоприятной обстановки для лёгкой адаптации, приходящих в детский сад малышей. Ну, а чтобы здесь им было комфортно, уютно и  интересно нужна продуманная, особенная  развивающая среда.  Ведь когда детям интересно, и они всё время заняты полезным делом, то и у окошка в ожидании мамы незачем стоять.

Как бы красиво не называли новые технологии, а «сенсорику» ещё никто не отменял, потому что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Мы ещё раз напомним  значение сенсорного воспитания .

Итак, сенсорное воспитание:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

 - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

 - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

 - влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Соблюдая поэтапность сенсорного воспитания, мы включили процесс формирования представлений о сенсорных эталонах в более широкий диапазон деятельности ребёнка. Это:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Трудовая
  • Познавательно-исследовательская
  • Продуктивная
  • Музыкально-художественная
  • Чтение художественной литературы
  • Двигательная
  • Совместная деятельность

 Таким образом, мы способствуем овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности.

Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Организуя игры с детьми, учитываем следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.

Коммуникативная деятельность :

  • Игры с мячом в кругу
  • Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок...)
  • Пальчиковые игры
  • «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой)...
  • Чтение художественной литературы

Трудовая деятельность

  • Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек в групповой комнате
  • Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий...

         Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы....):

  • «Сравни листочки»,
  •  «Чьи следы больше?»,
  • «Покормим зверюшек»,
  • «Что выше куст или дерево?»
  • Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...)
  • Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки»...

Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары...)

Продуктивная деятельность. 

Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий...)

игры с конструктором-лего (крупным и мелким)

игры с развивающими кубиками «Сложи узор»

игры с логическими блоками Дьенеша

игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине) «Бусы для нанизывания»

игры с различными шнуровками...

Лепка, аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом...

Рисование: игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами...)

Продуктивная деятельность Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!»...

Игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей», «Уложим куклу спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Расчешу волосики»...

Музыкально-художественная деятельность

  • Игры на развитие фонематического слуха
  • Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка...)
  • Игры с самодельными звучащими предметами
  • Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо...)
  • Народная игрушка (неваляшки, свистульки...)...

     Двигательная деятельность

  • Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками...)
  • Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами.
  • Босохождение по «Дорожкам здоровья»...

Чтение художественной литературы

  • Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности)
  • Книжки из разных материалов
  • Книжки с музыкальными эффектами
  • Красочные книжки разных размеров...

Таким образом, происходит  объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении. 

Мы уверены, что главная задача сенсорного восприятия, которая решается благодаря комплексному объединению информации от всех видов деятельности, осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности.

В презентации кратко раскрываются значение, этапы сенсорного воспитания, ставятся задачи сенсорного развития, приводятся примеры игр на сенсорное развитие для детей раннего возраста....

Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в различных видах деятельности.

Сенсорное воспитание ребенка – это  развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т....

Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »

Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....

«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Консультация "Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности" будет полезна воспитателям,  работающих с детьми раннего возраста и родителям....

Презентация на тему "Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"

quot;Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"...

Семинар-практикум: «Сенсорное развитие детей раннего возраста различных видах деятельности»

Само понятие сенсорика произошло от латинского слова census — чувство. Сенсорное воспитание –целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий,...

«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через игровую деятельность»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе...