«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности»
презентация к уроку (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 90 «Подсолнушек»
«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста
через различные виды деятельности»
выступление из опыта работы на региональном семинаре
«Интегративный подход в организации познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
на базе МБДОУ «ЦРР-д/с № 90» г. Нижнекамск
Составили: воспитатель 2 младшей группы
Бульхина Гузаль Рашидовна,
В педагогической среде никто не будет отрицать особую роль сенсорного развития в раннем детстве. Работая в группах с детьми от 1,5 до 3 лет мы ставим перед собой одну из главных задач – создание благоприятной обстановки для лёгкой адаптации, приходящих в детский сад малышей. Ну, а чтобы здесь им было комфортно, уютно и интересно нужна продуманная, особенная развивающая среда. Ведь когда детям интересно, и они всё время заняты полезным делом, то и у окошка в ожидании мамы незачем стоять.
Как бы красиво не называли новые технологии, а «сенсорику» ещё никто не отменял, потому что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Мы ещё раз напомним значение сенсорного воспитания .
Итак, сенсорное воспитание:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Соблюдая поэтапность сенсорного воспитания, мы включили процесс формирования представлений о сенсорных эталонах в более широкий диапазон деятельности ребёнка. Это:
- Игровая
- Коммуникативная
- Трудовая
- Познавательно-исследовательская
- Продуктивная
- Музыкально-художественная
- Чтение художественной литературы
- Двигательная
- Совместная деятельность
Таким образом, мы способствуем овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности.
Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны малышу раннего возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Организуя игры с детьми, учитываем следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.
Коммуникативная деятельность :
- Игры с мячом в кругу
- Игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок...)
- Пальчиковые игры
- «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой)...
- Чтение художественной литературы
Трудовая деятельность
- Трудовые поручения по сбору и группировке по местам игрушек в групповой комнате
- Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий...
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы....):
- «Сравни листочки»,
- «Чьи следы больше?»,
- «Покормим зверюшек»,
- «Что выше куст или дерево?»
- Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...)
- Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки»...
Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары...)
Продуктивная деятельность.
Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий...)
игры с конструктором-лего (крупным и мелким)
игры с развивающими кубиками «Сложи узор»
игры с логическими блоками Дьенеша
игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине) «Бусы для нанизывания»
игры с различными шнуровками...
Лепка, аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом...
Рисование: игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами...)
Продуктивная деятельность Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!»...
Игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей», «Уложим куклу спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Расчешу волосики»...
Музыкально-художественная деятельность
- Игры на развитие фонематического слуха
- Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка...)
- Игры с самодельными звучащими предметами
- Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо...)
- Народная игрушка (неваляшки, свистульки...)...
Двигательная деятельность
- Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками...)
- Двигательные задания с использованием физкультурного оборудования Подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами.
- Босохождение по «Дорожкам здоровья»...
Чтение художественной литературы
- Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности)
- Книжки из разных материалов
- Книжки с музыкальными эффектами
- Красочные книжки разных размеров...
Таким образом, происходит объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении.
Мы уверены, что главная задача сенсорного восприятия, которая решается благодаря комплексному объединению информации от всех видов деятельности, осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности.
В презентации кратко раскрываются значение, этапы сенсорного воспитания, ставятся задачи сенсорного развития, приводятся примеры игр на сенсорное развитие для детей раннего возраста....
Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в различных видах деятельности.
Сенсорное воспитание ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т....
Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »
Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....
«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Консультация "Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности" будет полезна воспитателям, работающих с детьми раннего возраста и родителям....
Презентация на тему "Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"
quot;Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности"...
Семинар-практикум: «Сенсорное развитие детей раннего возраста различных видах деятельности»
Само понятие сенсорика произошло от латинского слова census — чувство. Сенсорное воспитание –целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий,...
«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через игровую деятельность»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе...