«Воспитание детей в русских традициях»
консультация на тему
Сменяют друг друга эпохи, возникают и распадаются великие державы, меняются традиции. Всегда ли новое лучше старого? Нужно ли отрицать прежний опыт, забывать уроки прошлого? Традиции воспитания на Руси - настоящий феномен, который стоит того, чтобы о нем вспоминать в наш век технического прогресса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание детей в русских традициях»
Сменяют друг друга эпохи, возникают и распадаются великие державы, меняются традиции. Всегда ли новое лучше старого? Нужно ли отрицать прежний опыт, забывать уроки прошлого? Традиции воспитания на Руси - настоящий феномен, который стоит того, чтобы о нем вспоминать в наш век технического прогресса.
Как говорится в народной пословице, «родись не богат, не красив , родись счастлив». Казалось бы все просто и ясно, только вот что это-«счастье», и где его искать? Летает ли за облаками невиданной Жар-птицей, лежит ли под землей невиданным кладом? Эх счастье, хрустальный дворец на песке у синего-синего моря…
Традиционное представление о счастливой семье неразрывно связано с желанием иметь детей. «Дети должны быть, а то какой же человек, который дитю не имеет»,- считали крестьяне. «Подавай Бог, кормить есть чем»,- говорили если семья зажиточной была. В народе верили, что с момента зачатия каждый шаг будущей матери, ее поведение оказывают влияние не только на развитие плода и благополучный исход родов, но и на формирование различных качеств ребенка. Беременной, например, запрещалось перешагивать через веревку (чтобы новорожденный не запутался в пуповине) или коромысло (ребенок горбатым будет), пинать ногой собак и кошек (у младенца появится «щетинка») и т.д. Если позволяли условия, беременную женщину старались освободить от тяжелой работы и, по возможности, исполнять ее желания, даже прихоти, особенно в отношении еды. В этом проявлялась забота семьи о потомстве.
Крещение – важнейший обряд, таинство, посредством которого человек через погружение в святую воду очищается от первородной греховной нечистоты и приобщается к Богу. Сроки проведения обряда не были строго обозначены – сразу по рождении, в ближайшее воскресение или праздничный день, в крайнем случае, если церковь далеко, то через год. Для участия в обряде родители младенца (сами они в церкви не присутствовали) выбирали восприемников – крестных отца и мать. Крестные родители в дальнейшем продолжали играть важную роль в жизни своего крестника, становясь его духовными наставниками.
После проведения в церкви обряда крещения устраивали крестильную трапезу, для участия в которой приглашалась все жители деревни. Приходить на крестины с пустыми руками не полагалось. Во время угощения на этом празднике особое место отводилось «Бабиной каше» - ритуальному кушанию, приготовленному повитухой из проса и гречи с добавлением меда. Горшок с угощением, украшенный лентами и цветами, подавали к столу и разбивали, затем кашу, сваренную довольно круто, ложкой раздавали гостям с пожеланиями счастья и благополучия. Слова обращенные к самому виновнику торжества, при этом звучали так: «Расти отцу на украшение, матери на утешение, а всему миру на честь-хвалу, на прославление».
Уход за ребенком грудного возраста включает, прежде всего его кормление. В высших слоях общества для этого принято было приглашать кормилиц, в крестьянских семьях было обычным делом вскармливание младенцев материнским молоком. Время грудного вскармливания измерялось шестью постами (при этом учитывался только Великий пост и Успенский), что соответствует полутора-двум годам. Заканчивая кормление грудью, мать по обычаю «прощалась» с ребенком: ставила на стол хлеб, соль, сажала рядом свое чадо и кланялась ему как при расставании. После такого обряда детям на равнее со взрослыми по постным дням молоко не полагалось, а таких дней в христианском календаре насчитывается двести пятьдесят!
Младенчество можно назвать также колыбельным периодом жизни ребенка. Приобретение навыков хождения, что в прошлом происходило обычно, когда ребенку было около полутора лет, означало окончание младенчества. Такое важное событие жизненного цикла, как способность к самостоятельному передвижению, оформлялась у русских особым обрядом. Малыша выносили в поле и, поддерживая под руки, проводили по нему, при этом на каждом шагу сыпали конопляное семечко. Более распространенным был другой обряд, связанный с началом хождения, известный как «разрезание пут».
Другим важным переходным обрядом было первое пострижение ребенка. Согласно древнему обычаю, до года волосы младенцу не стригли. Смысл подобного запрета объяснялся по-разному, например, «чтобы не отрезать язык».
Маленьких детей (до пяти-семи лет) в старину называли: «ребятня», «мелочь», «орда», «блазнота», что свидетельствует о взгляде на этот возраст как на дикий, стихийный. Вырастая, ребенок постепенно высвобождался от опеки матери. Мир, освоенный им, все более расширяясь, перерастал пределы дома, усадьбы, включал в себя всю деревню; поле за деревней, где он пасет скот, помогая родителям, или играет с друзьями; лес, куда они вместе бегают за грибами и ягодами; речку, куда так приятно нырнуть в летний зной… Крестьянский ребенок после исполнения ему трех лет уже практически постоянно находился в компании сверстников – братьев, сестер, друзей. Общаясь со сверстниками, дети заполняли свой досуг всевозможными играми и забавами. Вместе со взрослыми дети принимали участие в трудовой жизни семьи, а во время праздников – в различных обрядах, где порой им отводилась значимая роль.
Крестьяне, по большей части люди не грамотные, опираясь, в основном, на обычаи старины и свой жизненный опыт, обнаруживали подчас тонкое знание детской психологии. Ярким примером тому служит материнская школа пестования – особый фольклорный жанр, созданный специально для детей. Вначале, еще для совсем маленьких, - колыбельные песни, удачно подобранные по звуковому ряду, с опорой на свистящие и шипящие звуки,что вместе с монотонным жужжанием веретена и мирным покачиванием колыбели быстро убаюкивают ребенка, настраивая на спокойный сон:
Шла наша Дрема,
Вдоль по улице прошла.
Когда ребенок подрастал к колыбельным добавлялись потешки, приговорки, способствующие установлению эмоциональному контакту с ребенком, еще практически не умеющего говорить. Красоту звучания родной речи крестьянские дети начинали постигать, повторяя забавные скороговорки, небольшие текстовые стихи , выстроенные в виде игры.
Подобные игры с детьми, песенки и потешки существовали когда-то в виде устной традиции. Не все сохранила народная память, многое утрчено, но, к счастью, не совсем. И такие игры-потешки, как «Ладушки», «Гули-гули», «Сорока-ворона», создающие у ребенка радостное настроение, вызывающие чувство удовольствия от общения со взрослым, и сегодня не менее известны, чем сто лет назад.
В целом отношение к детям в русской традиционной культуре отличалось любовью, заботой и терпимостью, так как детский возраст считался «глупым», «неразумным», а потому безвинным. Это отношение не исключало, конечно, различных форм наказания за проступки, ибо, как говорили в народе, «ненаказанный ребенок накажет своих родителей». Серьезным проступком, с точки зрения народной педагогики, было нпроявление неуважения к старшим. В присутствии взрослых младшим не полагалось сидеть, нельзя было перебивать речь старших, вмешиваться в их беседу, затевать при них шумные игры и так далее.
Языческие традиции стали основой воспитания детей у древних славян. Ситуация не менялась до X века - крещения Киевской Руси. С этого момента возникло весьма любопытное явление - переплетение языческих традиций воспитания христианскими.
Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло языческих традиций почитания старших. По мнению историков, изучающих тот далекий период, Русь заимствовала не столько идеал воспитания Нового Завета, основанный на проповеди любви, кротости, ценности каждого человека, сколько старый идеал Ветхого Завета - во-многом суровый. По нему служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, оскорбление их - его оскорблению. И акцент делался не столько на истинно добродетельной жизни христианина, сколько на выполнении внешних обрядов - постов, праздников, причащений и т.п. Но все же именно осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости - основы воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт. Разве не это - гарантия преемственности традиций, не стали ли мы сейчас «Иванами, не помнящими родства»? Уважают ли наши современные дети старших по возрасту? А учим ли мы современных детей так беречь и почитать природу, как это делали наши предки? Человек сейчас покоряет природу, а не живет с нею в гармонии и согласии, как это было раньше. Бережное отношение к природе прививали ребенку с детства. «Земля - кормилица» давала урожай. Не будет его - пропадет род. Нельзя было стоя на земле, говорить о ней плохо, ибо «мать земля не простит этого», весной нельзя было бить палкой по земле, так как она беременна - родит хлеб потом и даст жизнь всем другим растениям. Специальные запреты (запуки) оберегали природу от бессмысленного уничтожения - охраняя птиц, зверей. «Синицу не зори - будет дома пожар», «Не трогай пчел - будешь плакать». Сейчас мы много говорим об экологическом воспитании, а ведь все это уже было давным-давно.
Традиции гостеприимства были очень сильны на Руси. Н.М. Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. Ради того, чтобы прокормить его, разрешалось даже украсть. В давние языческие времена хозяин своей головой отвечал за сохранение жизни гостя. Гостеприимен ли сейчас ваш дом? Радуются ли ваши дети гостям? Не стали ли мы постепенно превращать наши квартиры в крепости, куда нет входа посторонним? Нет ли тенденции переносить встречи в кафе, рестораны?
А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет. «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи». И многое значили также языческие традиции воспитания в духе уважения к власти - сначала почитание старейшин, вождей, затем князей. Не потому ли так отчаянно сражались в XIII веке русские воины во главе со своими правителями с монголо - татарами, с крестоносцами? Сейчас много пишут о необходимости гражданского воспитания, но есть ли у современных детей чувство Родины? Что она для них? Уважают ли они традиции своих предков, гордятся ли ее историей, знают ли государственную символику, готовы ли отстаивать ее интересы?
Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6 - 7 делали почти полностью работу взрослых - пахали землю, ловили рыбу, девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счету, детей правителей приучали к исполнению государственных дел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание детей в русских народных традициях"
Консультация для воспитателей...
"Воспитание ребёнка в русских традициях"
Выступление на краевом семинаре по духовно-нравственному воспитанию....
Воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа.
На основе проведенных мероприятий воспитывать интерес детей к русской народной культуре....
Опыт работы по теме: «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».
Опыт работы раскрывает актуальность становления нравственных качеств дошкольника, воспитывая у него гуманное отношение к окружающим, через народную игру....
Семейное воспитание детей через русскую культуру и традиции
Русской культурной традицией считается закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаи...
Консультация для родителей «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА»
Консультация для родителей «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА»...