"Воспитание детей в русских народных традициях"
материал на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_detey_v_russkih_narodnyh_tradiciyah.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание детей в русских народных традициях.

         Любое общество заинтересовано в сохранении и передачи накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение, передача и степень восприятия этого опыта во многом зависит от стиля воспитания подрастающего поколения.

         Старая поговорка гласит: «Все новое хорошо забытое старое».  Действительно, человек возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в  истинность  которой перестали уже верить.

         Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которая впитывает с «молоком матери». Знание культуры собственного народа, умение понять его, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основной активной творческой деятельности человека, если знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет  его в удивительную страну прошлого, расскажет о предках - тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

        Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осуществлялась раньше преимущественно в семьях ,поэтому в основе народной педагогики прежде всего семейная педагогика, т.е. то чему учили и как учили подрастающего в семье человека.

       Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

      Сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ  оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Для приобщения детей к истокам русской народной культуры необходимо выбрать следующие направления:

  1. Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем  чувство красоты, любознательность, должны  быть национальными. Это помогает детям с раннего возраста понять, что они часть великого русского народа (матрешки, погремушки, волчки, трещотки, свистульки, бубни и т.д.)
  2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы и поговорки, хороводы). В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Большое место в приобщении  детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  4. Очень важно ознакомить детей с декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей национальным изобразительным искусством.

      Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Приобщение детей к русским народным традициям"

Духовно-нравственное воспитание у детей...

Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...

Консультация "Приобщение детей к русским народным традициям и художественно-эстетическое воспитание детей"

Приобщение детей к русским народным традициям и художественно-эстетическое воспитание детей...