Проект Многонациональная Республика Татарстан
проект (подготовительная группа) на тему
Проект по закреплению знаний о республиках Поволжья с детьми подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mnogonatsionalnaya_respublika_tatarstan.docx | 312.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны
"Центр развития ребенка - детский сад №104 "Бэлэкэч"
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
в рамках Международного дня родного языка
для детей подготовительной к школе группы
"Многонациональная Республика Татарстан"
Разработала:
воспитатель 1 квалификационной категории
Понизова Надежда Петровна
,
Актуальность. В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжье, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога.
Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой бы национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа.
Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
Так и родилась идея создания проекта «Многонациональная Республика Татарстан» для подготовительной к школе группы. На протяжении дошкольного возраста дети знакомятся с культурой и своеобразием народов Поволжья через непосредственную образовательную деятельность, где педагоги рассказывают детям о народах Поволжья, их быте, культуре, через знакомство с художественной литературой: читают стихи, сказки, знакомятся с фольклором и устным народным творчеством; знакомятся с различными народными играми, в которые дети с удовольствием играют. Также в детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются игры народов Поволжья.
Данный проект мы реализуем в рамках «Недели Международного дня родного языка».
Данный проект требует от педагогов и родителей пополнить знания о культуре народов, населяющих республику Татарстан. И в тоже время проект помогает воспитателям расширить представления детей об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре.
Цель проекта - воспитывать интерес к миру национальных культур, языку, расширять представления об образе жизни людей, населяющих Республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.
Реализация данной цели требует решения нескольких задач:
1. Способствовать физическому, нравственному, эстетическому развитию детей.
2. Расширять круг знаний народных игр. Вызывать положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
3. Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.
4. Познакомить с народным творчеством, обычаями, традициями, укладом жизни народа.
Тип проекта: краткосрочный (с 16 по 20 февраля 2015 года), познавательно-творческий.
При реализации данного проекта мы используем следующие методические приемы:
• беседы с просмотром презентаций,
• чтение художественных произведений (народные сказки, пословицы и поговорки, потешки, считалки)
• экскурсии, прогулки,
• творческая деятельность детей.
№ п\п | Мероприятие | Цели мероприятия | Форма проведения |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||
1. 2. 3. | Подбор литературы по выбранным направлениям Составление перспективного плана Познакомить родителей с проектом. | Изучение имеющегося опыта работы в раскрытии перед ребенком мира национальных культур. Определить приоритетные направления, формы и методы работы. Привлечь родителей к осуществлению проекта, определить приоритетные направления работы. | «Родительская пятиминутка» |
Понедельник - 16.02.2015 - «День русской культуры» | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | В Татарстане живут русские Заучивание потешки «Лады-ладыньки», считалки «Бежит зайка», чтение РНС «Марья Моревна». Хороводная игра «Ехал Ваня» НОД - ОО «Художественное творчество» раздел Рисование "Волшебные сказки»" Русские народные подвижные игры «Море волнуется», «Яков, где ты?» Словесная игра «Кольцо» Настольно-печатная игра «Русские узоры» Слушание Русская народная песня «Из-под дуба». «Масленница-проказница» «Многонациональная Республика Татарстан» | Формировать представление о характерных особенностях русской культуры, народных обычаях и традициях. Вызвать интерес к русскому народному творчеству, помочь запомнить потешку, развивать память. Привлечь детей к разучиванию новой хороводной игры, воспитывать интерес к русской культуре. Формировать умение самостоятельно передавать в рисунке содержание знакомых русских сказок, продолжать развивать воображение, воспитывать интерес к русским народным сказкам. Вызывать интерес к русским народным играм, развивать двигательную активность. Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал. Закреплять знания о народном промысле России, уметь отличать разные виды росписи и называть их. Познакомить детей с музыкальным фольклором России; вызывать интерес к народной музыке, способствовать созданию хорошего настроения. Познакомить детей с народными праздниками, отметить, что сегодня начало Масленичной недели. Предложить попробовать традиционное масленичное блюдо - блины, символ солнца. Привлечь родителей к участию в конкурсе рисунков, совместно с детьми. | Коллективная беседа с презентацией «Обычаи и традиции русского народа» Чтение художественной литературы. Игровая деятельность. НОД Игровая деятельность. Игровая деятельность. Игровая деятельность. Музыкальное воспитание Просмотр презентации, угощение блинами (родители), слушание песен о Масленице. Конкурс рисунков совместно с родителями. |
Вторник - 17.02.15 - День татарской культуры | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | В Татарстане живут татары Заучивание татарской пословицы «Дружба и братство дороже богатства», чтение татарской народной сказки «Гульчечек» Татарские народные подвижные игры «Продаем горшки», «Тюбетейка» НОД - ОО «Познание», «Социализация», «Коммуникация» - «Путешествие в татарскую деревню» Настольно-печатная игра «Узоры Татарстана» Слушание «Минем кораб» М.Мозаффаров. Словесные игры + УМК «Вежливые и добрые слова» «Татарский национальный костюм» «Татарское национальное блюдо - чак-чак» «Международный день родного языка» | Формировать представление о характерных особенностях татарской культуры, народных обычаях и традициях. Вызвать интерес к устному народному творчеству, помочь запомнить пословицу, понимать ее смысл, развивать память. Закреплять знание игр народов Поволжья, продолжать учить соблюдать правила игры, развивать двигательную активность. Закреплять знания детей о татарской культуре. Продолжать учить различать и правильно называть предметы декоративно-прикладного искусства, их характерные особенности; развивать знания о татарских народных сказках, именах, блюдах татарской кухни. Познакомить и помочь запомнить татарские пословицы, познакомить с традициями и обычаями татарского народа. Способствовать общению детей на разных языках. Воспитывать культуру поведения, интерес к народной культуре. Вызывать интерес к татарским народным орнаментам, развивать внимание, речь. Познакомить детей с татарским композитором М.Мозаффаровым; вызывать интерес к народной музыке, способствовать созданию хорошего настроения. Развивать речевую и двигательную активность детей, закреплять знание слов и диалогов приветствия на татарском языке, воспитывать уважительное отношение к языкам других народов. Закреплять знания о татарском народном костюме, замечать отличия между русским и татарским народным костюмом. Продолжать знакомить детей с народными блюдами. Предложить попробовать чак-чак. Познакомить родителей с праздником родного языка. | Коллективная беседа с презентацией «Гостеприимный Татарстан» Чтение художественной литературы. Игровая деятельность. НОД Игровая деятельность. Музыкальное воспитание Игровая деятельность. Просмотр презентации. Просмотр презентации, угощение детей (родители). Размещение информации в родительском уголке. |
Среда - 18.02.15 - День чувашской культуры | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | В Татарстане живут чуваши Заучивание чувашской пословицы «Пока не взболтаешь молока, не получишь сливочного масла», чтение чувашской народной сказки «Коза, баран и семеро волков» Чувашские народные подвижные игры «Пула» (рыбки), «Сирелер» (Расходитесь) НОД - ОО «Познание», «Социализация», «Коммуникация» - «Путешествие в татарскую деревню» Настольно-печатная игра «Узоры Татарстана» Слушание «Над землей летят птицы» (гостевая) «Чувашский национальный костюм» «Чвашские национальные блюда» | Формировать представление о характерных особенностях чувашской культуры, народных обычаях и традициях. Вызвать интерес к устному народному творчеству, помочь запомнить пословицу, понимать ее смысл, развивать память. Закреплять знание игр народов Поволжья, продолжать учить соблюдать правила игры, развивать двигательную активность. Закреплять знания детей о татарской культуре. Продолжать учить различать и правильно называть предметы декоративно-прикладного искусства, их характерные особенности; развивать знания о татарских народных сказках, именах, блюдах татарской кухни. Познакомить и помочь запомнить татарские пословицы, познакомить с традициями и обычаями татарского народа. Способствовать общению детей на разных языках. Воспитывать культуру поведения, интерес к народной культуре. Вызывать интерес к татарским народным орнаментам, развивать внимание, речь. Познакомить детей с чувашскими народными мелодиями; вызывать интерес к народной музыке, способствовать созданию хорошего настроения. Закреплять знания о чувашском народном костюме, замечать отличия между русским, татарским и чувашским народным костюмом. Продолжать знакомить детей с народными блюдами. | Коллективная беседа с презентацией Чтение художественной литературы. Игровая деятельность. НОД Игровая деятельность. Музыкальное воспитание Просмотр альбомов Просмотр презентации |
Четверг - 19.02.2015 - День удмуртской культуры | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | В Татарстане живут удмурты Отгадывание удмуртских народных загадок, чтение народной сказки «Вожо и падчерица» Удмуртские народные подвижные игры «Горшки», «Пучеглаз» Слушание «Топыртон» (удмуртский перепляс) «Удмуртский национальный костюм» «Удмуртская кухня» | Формировать представление о характерных особенностях удмуртской культуры, народных обычаях и традициях. Вызвать интерес к устному народному творчеству. Закреплять знание игр народов Поволжья, продолжать учить соблюдать правила игры, развивать двигательную активность. Вызывать интерес к народной музыке, способствовать созданию хорошего настроения. Закреплять знания об удмуртском народном костюме, замечать отличия между костюмами народов Поволжья. Продолжать знакомить детей с народными блюдами. | Коллективная беседа с презентацией Чтение художественной литературы. Игровая деятельность. Музыкальное воспитание Просмотр альбомов. Просмотр презентации |
Пятница - 20.02.2015 - День родного языка ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||
1. 2. 3. | «Международный день родного языка» Викторина «Путешествие по сказкам мира» Блюда разных народов | Закреплять знание детей о многонациональном составе нашей планеты, нашей страны, нашей республики и нашего города. Воспитывать толерантность, уважительное отношение к людям других национальностей. Развивать знание детей о сказках народов мира, тметить, что многие сказки схожи по содержанию, на каком бы языке не была написана сказка, добро в ней всегда побеждает зло. Закрепить знания детей о блюдах народов Поволжья. | Развлечение, музыкальное воспитание Презентация Итоговая беседа |
Использованная литература.
1. Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. - Казань: РИЦ «Школа», 2006 г.
2. www.prezentacii.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих республику Татарстан
помочь воспитателям дошкольного образовательного учреждения раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их об...
Сценарий развлечения, посвященный дню Республики Татарстан "Мой Татарстан, ты лучше всех!"
Сценарий развлечения, посвященный дню Республики Татарстан, для детей подготовительной к школе группы....
ПРОЕКТ на тему: « Духовно – нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан»
Разработка, апробация и внедрение инновационной образовательной программы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с культурой народов Республики Татарстан.Осно...
Сценарий посвященный празднику День республики «Татарстан — моя республика»
Сценарий посвященный празднику День республики «Татарстан — моя республика»...
проект "Моя республика Татарстан"
В проекте даны материалы для воспитания патреотических чувств у детей дошкольного возраста и систематизации знаний детей о родном крае....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в рамках Международного дня родного языка для детей подготовительной к школе группы "Многонациональная Республика Татарстан"
Проект ко Дню Родного языка...
Сценарий посвященный празднику День республики «Татарстан — моя республика»
Сценарий посвященный празднику День республики "Татарстан-моя республика"...