Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»
проект на тему
Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»
Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный.
Раздел программы: «Программа по ознакомлению с культурой татарского народа» (Р. А. Бурганова) .
Цель проекта: Создание и поэтапная практическая апробация системы работы по использованию средств народной педагогики в национальном воспитании дошкольников.
Обоснования проекта: В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и региональную терпимости.
Для этого следует модернизировать содержание дошкольного образования:
1. Создание авторских проектов.
2. Разработка методического сопровождения педагогического процесса по использованию средств народной педагогики в воспитании дошкольников.
3. Использование интегрированных занятий.
4. Использование в воспитательно-образовательном процессе музейной и игровой педагогики.
Информация о проблеме: О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Этно-национальная культура помогает сформировать у детей эмоционально- положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость открытий. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь, отдельные стороны национального воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
Предназначение, спицефика, расшифровка цели проекта: Работая под девизом «Без прошлого нет будущего» авторы проекта планируют решение следующих задач:
1. Сформировать представления о средствах народной педагогики у детей дошкольного возраста.
2. Сформировать социальные умения, способствующие ориентации в современном мире, развивающие стремление жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
3. Развивать национальное культурное самочувствие ребенка через самоидентификацию его личности.
4. Воспитание гражданских чувств дошкольников: гордость за свой народ и свою Родину, дружелюбие, отзывчивость, толерантность.
5. Разработать методическое обеспечение процесса национального воспитания дошкольников посредством народной педагогики.
Предпологаемый результат:
1. Разработка методических рекомендаций для педагогов по ознакомлению детей с национальной культурой.
2. Подбор и система тестирования психолого-педагогического и иллюстративного материала по теме. Разработка конспектов, занятий, досугов, праздников.
3. Оформление мини-музея «Национальная одежда», «Путешествие в старину», «Народная игрушка», выставка детских работ, стендов.
4. Участие родителей в презентации, разработка методических рекомендаций для родителей по национальному воспитанию дошкольников средствами народной педагогики.
Формы презентации:
Представление мини проектов, стендовых докладов, мультимедийная презентация «Национальное воспитание в современном дошкольном учреждении».
Реализация проекта.
Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей
1. Определение тематики, задач и содержания микропроектов по всем возрастным группам.
2. Разработка конспектов занятий и проведение бесед с детьми, праздников и досугов по теме.
3. Подготовка видеоматериалов, фрагментов праздников, занятий и игр.
4. Выявление уровня знания детей. Оформление выставок, информационных стендов по теме с использованием фотоматериалов, детских работ, методической и художественной литературой.
1. Должны знать: свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями), представителей других национальностей, посещающих нашу республику, уважать их культуру и традиции.
2. Участие в праздниках, посещение городского музея; мини музея в детском саду, конструирование, моделирование и изобразительная деятельность.
1. Участие в анкетировании.
2. Содействие педагогам в сборе материалов для мини музея, оформление стендов, создание фото выставок.
3. Беседы с детьми, посещение музеев.
2 этап основной
Провести познавательно-речевое занятие по информационному, этническому, культурному блокам (по перспективному плану).
Воспитатели В течении года Формирование знаний и понятий: своей большой и малой Родины - многообразие наций и народов земли-многонациональность республики Татарстан. О родном городе, о быте двух народов, их сказках и различной национальной культуре и национальном наследии русского и татарского народов.
Создание мини –музея «Народная игрушка» Воспитатели Декабрь Выставка
Праздник «Осени»(пение песен об осени, игры, хороводы) Воспитатели и музыкальный руководитель Октябрь Развлечение «Осень золотая».
Семейный конкурс «Самая лучшая игрушка своими руками». Воспитатели Декабрь Информированность родителей.
Семинар для Воспитателей «Роль театрализованных игр в обучении детей второму языку» Воспитатель по обучению татарскому языку Февраль Развитие знаний о народных сказках
Драматизация сказки А. Алиша «Болтливая утка» Воспитатель по обучению татарскому языку и муз. руководитель Январь Знакомство с литературным материалом.
Выставка работ по татарским и русским народным сказкам. Воспитатели Январь Закрепление знаний о народных сказках в продуктивной деятельности.
Развлечение «У ворот» Воспитатели, муз. руководитель
Ноябрь Передача традиционных ценностей от поколения к поколению.
Народные праздники «Навруз», «Сабантуй», «Масленица». Воспитатели,
Муз. руководитель Март-Май Знакомство с содержанием национальных праздников.
Выставка дидактических игр: Укрась: «Камзул», «Ичиги», «Сарафан», «Кокошник», «Калфак». Воспитатель Март Оформление выставки: «Дидактические игры по национальному воспитанию детей»
3- этап заключительный
Мультимедейная презентация «Национальное воспитание в современном Доу». Воспитатели Май Подведение итога
Критерии эффективности проекта
Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта.
Средства используемые в национальном воспитании дошкольников
-устное народное творчество
-музыкальное народное творчество
-декоративно-прикладное искусство
-народные праздники, обряды, традиции
-народная педагогика
Условия национального воспитания
1. Активное деятельное погружение ребенка в мир народной культуры.
2. Участие семьи воспитанника в образовательном процессе.
3. владение педагогами ДОУ методикой осуществления народной педагогики.
4. Рациональное использование всех видов детской деятельности.
5. Создание культурно-образовательного пространства.
Основные направления проекта «Национальное воспитание средствами народной педагогики»
Информационный блок Этнический блок Культурный блок
Татарстан-край, в котором мы живем
Два народа Народные традиции и обычаи
Моя Казань Быт двух народов Праздники
Моя малая Родина- Предметы быта Народные промыслы
Кукмор Национальный эпос
Содержание работы над проектом по этапам
1 этап-подготовительный
Сроки Содержание Результат Формы контроля
Сентябрь-Январь 2016 Изучение условий проводимой работы по национальному воспитанию, постановка проблемы, цели, задач.
Выбор технологий для реализации поставленных целей и задач по национальному воспитанию (музейная, игровая педагогика) .Изучение условий по национальному воспитанию в ДОУ. Апробация вновь выбранных технологий внутри ДОУ. Разработка плана проекта «Национальное воспитание средствами народной педагогики, положений мастер-классе, творческой группы, методическом совете. Определение возрастных групп, где будет реализовываться проект.
Подготовка методических материалов.
2 этап -практический
Январь –Май 2016 Доработать проект по национальному воспитанию. Проведение консультаций с педагогами ДОУ. Создание фильма-игротеки.
Создание мини-музея «Народная игрушка».
Подготовка и выпуск методических рекомендаций для педагогов ДОУ. Определение участников проводимой работы по национальному воспитанию.
Создание дидактических игр, пособий.
3 этап -диагностический
Май 2016 Отчеты о результатах проекта. Применение результатов в педагогической деятельности. Описание, обобщение и представление результатов и итогов работы по проекту «Национальное воспитание детей средствами народной педагогики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»
Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный.
Раздел программы: «Программа по ознакомлению с культурой татарского народа» (Р. А. Бурганова) .
Цель проекта: Создание и поэтапная практическая апробация системы работы по использованию средств народной педагогики в национальном воспитании дошкольников.
Обоснования проекта: В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и региональную терпимости.
Для этого следует модернизировать содержание дошкольного образования:
1. Создание авторских проектов.
2. Разработка методического сопровождения педагогического процесса по использованию средств народной педагогики в воспитании дошкольников.
3. Использование интегрированных занятий.
4. Использование в воспитательно-образовательном процессе музейной и игровой педагогики.
Информация о проблеме: О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Этно-национальная культура помогает сформировать у детей эмоционально- положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость открытий. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь, отдельные стороны национального воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
Предназначение, спицефика, расшифровка цели проекта: Работая под девизом «Без прошлого нет будущего» авторы проекта планируют решение следующих задач:
1. Сформировать представления о средствах народной педагогики у детей дошкольного возраста.
2. Сформировать социальные умения, способствующие ориентации в современном мире, развивающие стремление жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
3. Развивать национальное культурное самочувствие ребенка через самоидентификацию его личности.
4. Воспитание гражданских чувств дошкольников: гордость за свой народ и свою Родину, дружелюбие, отзывчивость, толерантность.
5. Разработать методическое обеспечение процесса национального воспитания дошкольников посредством народной педагогики.
Предпологаемый результат:
1. Разработка методических рекомендаций для педагогов по ознакомлению детей с национальной культурой.
2. Подбор и система тестирования психолого-педагогического и иллюстративного материала по теме. Разработка конспектов, занятий, досугов, праздников.
3. Оформление мини-музея «Национальная одежда», «Путешествие в старину», «Народная игрушка», выставка детских работ, стендов.
4. Участие родителей в презентации, разработка методических рекомендаций для родителей по национальному воспитанию дошкольников средствами народной педагогики.
Формы презентации:
Представление мини проектов, стендовых докладов, мультимедийная презентация «Национальное воспитание в современном дошкольном учреждении».
Реализация проекта.
Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей
1. Определение тематики, задач и содержания микропроектов по всем возрастным группам.
2. Разработка конспектов занятий и проведение бесед с детьми, праздников и досугов по теме.
3. Подготовка видеоматериалов, фрагментов праздников, занятий и игр.
4. Выявление уровня знания детей. Оформление выставок, информационных стендов по теме с использованием фотоматериалов, детских работ, методической и художественной литературой.
1. Должны знать: свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями), представителей других национальностей, посещающих нашу республику, уважать их культуру и традиции.
2. Участие в праздниках, посещение городского музея; мини музея в детском саду, конструирование, моделирование и изобразительная деятельность.
1. Участие в анкетировании.
2. Содействие педагогам в сборе материалов для мини музея, оформление стендов, создание фото выставок.
3. Беседы с детьми, посещение музеев.
2 этап основной
Провести познавательно-речевое занятие по информационному, этническому, культурному блокам (по перспективному плану).
Воспитатели В течении года Формирование знаний и понятий: своей большой и малой Родины - многообразие наций и народов земли-многонациональность республики Татарстан. О родном городе, о быте двух народов, их сказках и различной национальной культуре и национальном наследии русского и татарского народов.
Создание мини –музея «Народная игрушка» Воспитатели Декабрь Выставка
Праздник «Осени»(пение песен об осени, игры, хороводы) Воспитатели и музыкальный руководитель Октябрь Развлечение «Осень золотая».
Семейный конкурс «Самая лучшая игрушка своими руками». Воспитатели Декабрь Информированность родителей.
Семинар для Воспитателей «Роль театрализованных игр в обучении детей второму языку» Воспитатель по обучению татарскому языку Февраль Развитие знаний о народных сказках
Драматизация сказки А. Алиша «Болтливая утка» Воспитатель по обучению татарскому языку и муз. руководитель Январь Знакомство с литературным материалом.
Выставка работ по татарским и русским народным сказкам. Воспитатели Январь Закрепление знаний о народных сказках в продуктивной деятельности.
Развлечение «У ворот» Воспитатели, муз. руководитель
Ноябрь Передача традиционных ценностей от поколения к поколению.
Народные праздники «Навруз», «Сабантуй», «Масленица». Воспитатели,
Муз. руководитель Март-Май Знакомство с содержанием национальных праздников.
Выставка дидактических игр: Укрась: «Камзул», «Ичиги», «Сарафан», «Кокошник», «Калфак». Воспитатель Март Оформление выставки: «Дидактические игры по национальному воспитанию детей»
3- этап заключительный
Мультимедейная презентация «Национальное воспитание в современном Доу». Воспитатели Май Подведение итога
Критерии эффективности проекта
Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта.
Средства используемые в национальном воспитании дошкольников
-устное народное творчество
-музыкальное народное творчество
-декоративно-прикладное искусство
-народные праздники, обряды, традиции
-народная педагогика
Условия национального воспитания
1. Активное деятельное погружение ребенка в мир народной культуры.
2. Участие семьи воспитанника в образовательном процессе.
3. владение педагогами ДОУ методикой осуществления народной педагогики.
4. Рациональное использование всех видов детской деятельности.
5. Создание культурно-образовательного пространства.
Основные направления проекта «Национальное воспитание средствами народной педагогики»
Информационный блок Этнический блок Культурный блок
Татарстан-край, в котором мы живем
Два народа Народные традиции и обычаи
Моя Казань Быт двух народов Праздники
Моя малая Родина- Предметы быта Народные промыслы
Кукмор Национальный эпос
Содержание работы над проектом по этапам
1 этап-подготовительный
Сроки Содержание Результат Формы контроля
Сентябрь-Январь 2016 Изучение условий проводимой работы по национальному воспитанию, постановка проблемы, цели, задач.
Выбор технологий для реализации поставленных целей и задач по национальному воспитанию (музейная, игровая педагогика) .Изучение условий по национальному воспитанию в ДОУ. Апробация вновь выбранных технологий внутри ДОУ. Разработка плана проекта «Национальное воспитание средствами народной педагогики, положений мастер-классе, творческой группы, методическом совете. Определение возрастных групп, где будет реализовываться проект.
Подготовка методических материалов.
2 этап -практический
Январь –Май 2016 Доработать проект по национальному воспитанию. Проведение консультаций с педагогами ДОУ. Создание фильма-игротеки.
Создание мини-музея «Народная игрушка».
Подготовка и выпуск методических рекомендаций для педагогов ДОУ. Определение участников проводимой работы по национальному воспитанию.
Создание дидактических игр, пособий.
3 этап -диагностический
Май 2016 Отчеты о результатах проекта. Применение результатов в педагогической деятельности. Описание, обобщение и представление результатов и итогов работы по проекту «Национальное воспитание детей средствами народной педагогики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Методы работы над культурой речи у дошкольников средствами народной педагогики.
Статья рекомендации для педагогов...
Проект « Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»
Проект по поликультурному воспитанию...
Педагогический проект "Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"
Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педаго...
Воспитание культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики»
Данный материал предназначен для ДОУ....
«Воспитание культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики»
Мои выступления на педагогическом совете...