Воспитание культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики»
проект (подготовительная группа)
Данный материал предназначен для ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики»
Детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.
Русская народная педагогика уходит своими корнями в глубокую древность. Предками русских были многочисленные племена, жившие на территории нынешней России.
Народная педагогика – это проверенная жизнь, в воспитательной практике, передаваемая из поколения в поколение, вышедшая из распространенного народного опыта как бы книга идей, мыслей, нравоучений, примеров воспитания, средств воспитания. Это родник мудрости, здоровой нравственности. В основе ее лежат человечность, милосердие, уважение к людям, скромность, порядочность.
На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Речь является инструментом развития личности растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, воспитатель одновременно способствует развитию его интеллекта и высших эмоций, готовит почву для дальнейшего успешного обучения в школе, для творческой деятельности, для развития социально активной личности. Для успешной реализации данной концепции я считаю важным введение в образовательный процесс элементов фольклора, произведений устного народного творчества. С ними хорошо знакомы и взрослые (родители) и дети.
В настоящее время в языковой практике человека, к сожалению, начинают исчезать лучшие речевые традиции, происходит процесс падения нравов общества, что влечёт за собой упадок общей культуры, и, как следствие, языка. Это выражается в появлении увеличении в разговорной речи просторечных форм, вульгаризмов и жаргона. Поэтому я считаю, что введение элементов культуры речи в общую систему воспитания дошкольников в логопедической группе, будет серьёзно способствовать решению коммуникативных и социальных задач, окажет влияние на развитие духовного мира ребёнка.
В процессе работы над речью важно учесть тот факт, что лучшие образцы речевой культуры даёт народная педагогика и, в частности, фольклор. Детский фольклор - часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях
Обратимся к некоторым видам фольклора, используемых нами в детском саду.
1.Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек.
Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его, настроить ребёнка на отдых. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.
2.Пестушки, потешки, прибаутки – небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая…» и т.д.) Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
3.Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры.
Потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.
Психологи, и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.
4. Прибаутки - это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого...
5.Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры.
6. Заклички - это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Заклички выкрикивались хором, нараспев.
7. В отличие от закличек, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу - заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый...
8.Молчанка - это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.
9. Загадки - одно из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.
Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.
10.Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословица заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.
Поговорка сходна с пословицей, но поговорка - не является полным суждением. Поговорка - часть суждения, часть предложения.
Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка — только цветочек, яркое выражение, а пословица - ягодка: это законченное предложение
11.Сказка
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.
Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, поговорки, загадки, сказки, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство и в этом нам поможет народное слово — вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело использовать их в повседневную речь. Педагоги многих детских садов используют сегодня в практике этот богатейший материал «народной азбуки».
Народная педагогика–это совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми.
Таким образом, народ, соблюдая педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189534-1359291583.jpg)
Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых технологий
Презентация работы по заявленной теме...
Проект: "Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием речевых игр"
Участники проекта дети старшей логопедической группы. Цель проекта: воспитание культуры речиу дошкольниковс помощью речевых игр. Ведение коррекционной работы, которая помогла бы преодолеть речевое нед...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/01/picture-700021-1446369746.jpg)
Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»
Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный.Раздел программы: «Программа по ознакомлению ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/18/picture-798489-1466199001.jpg)
Методы работы над культурой речи у дошкольников средствами народной педагогики.
Статья рекомендации для педагогов...
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»
методическое пособие...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/23/picture-1457555-1695490836.jpg)
«Воспитание культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики»
Мои выступления на педагогическом совете...