Комплексное НОД «Тюбетейка»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Муртазина Фания Габдулхаевна

                                                                                              Муртазина Фания Габдулхаевна

 

Комплексное НОД «Тюбетейка»

 

 Программные задачи

 Образовательные:

·                                 Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами.

·                                 Учить детей на силуэте тюбетейки составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, волнистые линии, тюльпан и др.).

·                                 Учить самостоятельно создавать узор.

·                                 Продолжать учить наносить рисунок восковыми карандашами, затем красками.

 Развивающие:

·                                 Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

·                                 Умение обобщать и делать выводы.

·                                 Развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.

 Воспитательные:

·                                 Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству, духовно-нравственные качества.

 Словарная работа: ярмарка, тюбетейка, орнамент, тюльпан, узор, калфак, камзул, фартук.

 Материалы и оборудование: татарская национальная одежда, тюбетейка, калфак, камзул, фартук; образец рисунка, восковые карандаши, гуашь, кисть №5; силуэты тюбетеек, салфетки.

 Предварительная работа с детьми

 Коммуникация: беседа о праздниках.

Познание: рассматривание кукол в национальной одежде, рассматривание иллюстраций, экскурсия в мини-музей татарского народа.

 Чтение художественной литературы: чтение стихов, загадок о посуде, одежде и обуви.

 Социализация: национальные игры: подвижные, малоподвижные.

 Труд: изготовление материалов к национальным играм.

 Художественное творчество: лепка «Чашка с блюдцем», аппликация  «Татарские сапожки».

 Физическое развитие: физкультминутка «А теперь, ребята, встать. Руки медленно поднять…», малоподвижная игра «Тюбетейка».

 Построение занятия

 I​ вводная часть: 5 минут.

 а) приход девушки в татарской национальной одежде;

 б) рассматривание одежды, беседа;

 в) рассматривание тюбетеек.

 II​ основная часть: 13 минут.

 а) показ воспитателя с объяснением;

 б) самостоятельная работа детей;

 в) индивидуальный подход к детям.

 III​ заключительная часть: 3 минуты.

 а) анализ детских работ;

 б) татарская национальная игра «Тюбетейка».

Организация детей

 1 часть – дети сидят полукругом.

 2 часть – дети сидят за столом по 2.

3 часть – дети стоят полукругом; во время игры стоят в кругу.

 Ход

 (Дети сидят полукругом на стульях. Слышится стук в дверь, заходит кукла в татарской национальной одежде, в коробке национальная одежда: камзул, фартук, калфак, тюбетейка.)

 Кукла Айсылу:  Здравствуйте, ребята. Я возвращаюсь с ярмарки и купила там разной красивой одежды татарского народа. А вы хотите посмотреть на них?

 (Она достает из коробки одежду и показывает детям, обращает внимание на орнамент, узоры.)

 - А что это такое, ребята?

 Дети:  Камзул, калфак, фартук, тюбетей.

 Кукла Айсылу: Правильно, молодцы. А как вы думаете, носят ли такую одежду сейчас?

 Дети:  Нет, только по праздникам, на концертах. И можно увидеть на выставках и музеях.

 Кула Айсылу:  Да, ребята, вы говорите правильно. А как можно узнать, что эта одежда принадлежит татарскому народу?

 Дети:  По узорам, по пошиву.

 Кукла Айсылу:  Правильно, молодцы. Знаете, мне сказали, что скоро будет выставка тюбетеек. А не хотите ли участвовать на этой выставке и вы?

 Дети:  Хотим.

 Айсылу:  Тогда, ребята, вам нужно будет нарисовать тюбетейки и отправить свои работы на выставку. А я оставлю вам тюбетейки, а самой пора попрощаться. До свидания, ребята.

 Дети:  Спасибо вам, до свидания.

 Воспитатель:  Ребята, кукла Айсылу ушла и оставила нам свои тюбетейки. А давайте рассмотрим их по лучше. Посмотрите, какие они красивые и разные. А что на них нарисованы? Где находятся эти узоры?

 Дети:  Цветы, листочки, волнистые линии. Они находятся по краям тюбетейки и в центре.

 Воспитатель: А вы хотите рисовать такие красивые тюбетеи и участвовать на этой выставке? Тогда берем свои стулья и садимся за столы тихо и спокойно.

 (Дети садятся на свои места).

 Воспитатель:  Ребята, а сейчас смотрите и слушайте меня внимательно, я вам покажу и объясню как надо рисовать. Я беру желтый восковой карандаш и по краям рисую волнистые линию. К ней я добавлю мелкие листочки и закрашиваю их. Можно добавить цветок – тюльпан. Его можно рисовать красным карандашом или желтым. Так же украшаю центр тюбетейки. Когда заканчиваю рисовать узоры, я беру кисть, гуашь и закрашиваю тюбетейку. Можно красить синей краской, можно зеленой. Цвет тюбетейки выбираете сами. Но можно ли взять краски много? А как правильно пользоваться водой? Можно ли сильно нажимать на карандаш? (Дети отвечают).  Прежде чем приступить к работе, давайте сначала нарисуем в воздухе.

 (Дети рисуют в воздухе).

 Воспитатель:  А сейчас давайте встанем и отдохнем.

 Физкультминутка.
А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь снова за дело.

 Воспитатель: — Теперь сели красиво, правильно и начинаем работать. С чего начинаем работу?

 Дети:  С края тюбетейки, узоры восковыми карандашами.

 (Дети рисуют. Я хожу между ними, подсказываю, подбадриваю их, показываю приемы рисования затрудняющимся детям. За 5 минут до окончания занятия предупреждаю детей о завершении своих работ. Готовые работы ставлю на стол для анализа).

 Воспитатель:  Ребята, посмотрите на эти тюбетейки. Каждый выбирает понравившуюся ему работу и расскажет нам о ней.

 (Выслушиваю 3-4 ребенка).

 Воспитатель:  Да, ребята, каждый из вас старался и у каждого получилась интересная и работа. А вы подумайте и скажите, все ли дети выполнили мои требования к выполнению работы? (Ответы детей). Правильно, только тогда получается интересная и красивая работа. А как вы думаете, можно ли ваши работы отправить на выставку тюбетеек?

 Дети:  Да, можно.

 Воспитатель:  Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем в татарскую национальную игру «Тюбетейка».

Проводится татарская национальная игра «Тюбетейка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mpleksnoe_nod_tyubeteyka.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Украшение колфака и тюбетейки".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

"Конструирование татарского национального головного убора - тюбетейки"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности для детей подготовительной к школе группы...

"Украшение татарской тюбетейки"

Конспект комплексного занятия по художественному творчеству (аппликация) «Украшение татарской тюбетейки» для детей подготовительной к школе группы...

Украшение тюбетейки

Занятие началось из приведствия  друг друга. И в гости пришел мальчик, но не просто так, а с задачей. У него "Су анасы" украла тюбетейку. В замен попросила, чтобы мальчик принес эскизы. Дети с ра...