Программа кружка по краеведению «Северяночка»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка по краеведению «Северяночка» | 62.5 КБ |
Перспективное планирование кружка "Северяночка" | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по краеведению
«Северяночка»
Педагог: Онучина Анна Николаевна
г. Няндома
Цель программы: воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.
Задачи программы: 1)Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2)Обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать общее представление о народах Севера.
3)Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов.
4)Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
5)Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному городу. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
6)Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
7)Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу.
Участники программы: Воспитанники, воспитатели, родители, педагоги Дома творчества.
Направления реализации программы: Работа с дошкольниками, родителями, педагогами и работа над предметно-развивающей средой.
Принципы реализации: Принцип энциклопедичности, краеведческий (региональный) принцип, принцип интеграции, культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры, тематический принцип, принцип наглядности.
Ожидаемые результаты: 1. Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям.
2. Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу, краю.
3. Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
4. Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни города.
5. Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине.
Объяснительная записка
Мне кажется, любовь к родной земле
Заложена в нас кем - то свыше,
Живет она с рождения во мне,
Я чувствую ее и слышу:
И тихий стон разрушенных церквей,
И песню ручейка лесного,
Немой упрек некошеных полей,
Радость птиц, вернувшихся весною.
Все та же прелесть осени в краю,
Разруха, нищета в деревне…
Люблю сторонку милую свою,
От всей души ее жалею!
Наталья Бутакова
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к городу, где он родился, чувство восхищения родным городом, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.
Программа «Северяночка» направлена на решение задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирование положительного отношения к родному краю путем реализации регионального компонента в основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Оригинальность ее состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.
Трудоемкость осуществления программы заключается в необходимости организации в группе увлекательной, богатой материалами краеведческого характера предметно-развивающей среды.
Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному краю, поселку. Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал, максимально использовать образовательный и воспитательный потенциал краеведения, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить их собственные потенциальные возможности на благо процветания своей Родины, осознал свою значимость и нужность для неё.
К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:
- предполагается интеграция краеведческих знаний во все компоненты воспитательно-образовательного процесса
- предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения, информационно-коммуникационных технологий
- предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения (исследовательскую и опытно-экспериментальную работу и т.п.)
- предполагается создание в группе богатой предметно-развивающей среды - уголка краеведения
- планируется активная совместная проектная деятельность с родителями
- при планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.
К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации системы работы, способным помочь в осуществлении работы, относятся следующие:
- Обязательное наличие предметно-развивающей среды, насыщенной богатым материалом краеведческого содержания
- Обязательное использование методов развития познавательной активности, в частности, проектно-исследовательского и экспериментального метода
- Личностный фактор, где от самого педагога зависит очень многое. Только ему, творцу, «играющему режиссеру», под силу заинтересовать ребенка в игре, обогатить знания детей, преобразовать обыденный социальный опыт детей в проблемно-творческую деятельность, создать игровую атмосферу в группе
- Непременным условием успеха является обмен опытом: изучение передового педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование ресурсов Internet), обмен опытом внутри детского сада, посещение открытых мероприятий в других детских садах, и создание творческой группы единомышленников – просто жизненно важное для любой идеи условие.
Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору занимает особое место в педагогической процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации краеведческой работы. Формирует макросреду детского сада: выставки семейного творчества, выставки детского творчества, фотовыставки, конкурсы среди педагогов, конкурсы семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала.
Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе микросреды - уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, района, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.
Механизм реализации программы. Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются:
- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную
Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация»).
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников)
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций)
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в осуществлении программы, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города; коллекционирование картинок, открыток, символов; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях и прочее.
Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к краеведческим знаниям осуществляется через применение следующих методов:
- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
- Экспериментирование и опыты
- Придумывание сказок, рассказов
- Сюрпризные моменты
- Элементы творчества и новизны
- Игровые и воображаемые ситуации
- Решение логических задач
- Метод моделирования и конструирования
А также необходимо использовать такие методы обучения и развития творчества как:
- Эмоциональная насыщенность окружения
- Исследование предметов живой и неживой природы
- Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее)
- Игровые приемы
- Проблемные ситуации и задачи
- Неясные знания (догадки)
- Предположения (гипотезы)
Мониторинг по программе «Северяночка»
Цель мониторинга: изучить особенности представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста и влияние на их развитие взаимодействия педагогов и родителей.
Задачи мониторинга:
Выявить особенности представлений и характер отношения к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.
Выявить характер проявления интереса к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.
Выявить заинтересованность родителей в воспитании интереса к малой родине у старших дошкольников и компетентность педагогов в этой проблеме.
Методика мониторинга включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, города, страны.
Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, экспериментальная ситуация «Выбери книгу», наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина», анализ детских вопросов о родной стране.
Полученные с помощью комплексной методики результаты позволяют выделить разные уровни развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень. Ребенок имеет разнообразные представления о родной стране, его представления носят разносторонний характер; с удовольствием рассказывает о ее городах, истории, природе; проявляет активный познавательный интерес к знакомству со страной — задает вопросы о разных сторонах жизни страны, интересуется новыми материалами в развивающем центре.
Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, с интересом рисует ее, может объяснить, что ему нравится в родном городе, стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее.
Средний уровень. Ребенок имеет некоторые представления о стране — ее символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о стране, не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своей страны неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием фильмов, бесед педагога, разговоров детей, кинофильмов и быстро угасает. В экспериментальных ситуациях ребенок может выбрать игру или книгу о родной стране, но его выбор связан с внешним видом или новизной пособия.
Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе, стране.
Низкий уровень. Ребенок имеет достаточно скудные представления о родной стране, может путать названия страны и города, не знает символики страны, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает односложно, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни страны, он не задает вопросов о стране, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об ее истории и современности.
Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.
Список литературы
1. Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
- Родной край. Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. М., Просвещение, 1985.
- История геологического поиска. Под ред. А.Шедченко. М., Пента, 2003.
- Животный мир Севера России. Кречмар А.В., Забродин В.А. Россельхозиздат, 1987.
- Краски северного лета. Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А. СПб., Алфавит, 1997.
- Экологическое воспитание дошкольников. Николаева С.Н. Страна чудес. М., 1998.
- С чего начинается Родина?//Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М., Сфера, 2003 г.
- Система экологического воспитания в ДОУ. Составитель – О. Ф. Горбатенко. Волгоград, 2007
- Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008
Методическая литература для занятий с детьми художественным творчеством:
1. Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми.// Авт.-сост. А. В. Белошистая, О.Г.Жукова. М., Аркти, 2006.
2. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. СПб., Детство-пресс, 2003 г.
3. Дубровская Н.В. Яркие ладошки. СПб., Детство-пресс, 2006 г.
4. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Ярославль, 2007
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по программе «Северяночка»
Месяц | Занятие /беседа | Художественное творчество | Подвижная игра | Чтение художественной литературы | Проектная деятельность (совместно с родителями) | Тематические мероприятия | Конкурсы, выставки |
Сентябрь | «По родным просторам» | «Корзинка с грибами» | «Успей поймать» | Стихотворения Павла Захарьина | Мини-проект «Создание презентации «Красота родной природы» | Конкурс поделок из природного материала «Осенняя фантазия» | Конкурс рисунков «Няндомский край – родная сторона» |
Октябрь | «Мой любимый городок» | «Кто спрятался в траве?» (аппликация) | «Рыбаки и рыбки» | «Смех и горе у Бела моря» Б. Шергин | |||
Ноябрь | «Знакомство с жизнью северян» | «Жители северного леса» (рисование) | «Волк и охотники» | Беломорская сказка «Елена Прекрасная» | Мини-проект «Создание фотоальбома «Юный няндомец» | Экскурсия в Няндомский музей | |
Декабрь | «Традиционные праздники» | «Новый год в Няндоме» | «Льдинки, ветер и мороз» | «Любитель сказок» М. М. Пришвин | Экскурсия к елке на главной площади | Фестиваль семейного творчества «Фейерверк талантов» (конкурс поделок краеведческой тематики) | |
Январь | «Декоративно-прикладное творчество Севера» | «Национальные узоры» (рисование) | «Лихие наездники» | Сказки Степана Писахова | Мини-проект «Музей народной игрушки» | Экскурсия по детскому саду «Коляда» | |
Февраль | «Щедрые дары природы» | «Лекарственные растения Севера» (рисование) | «Смелые ребята» | «Лесовичок» М. М. Пришвин | Спортивный праздник «Мы солдаты» | Конкурс фотографий «Счастливое детство в Няндоме» | |
Март | «Лесные жители Севера» | «Оленёнок» (аппликация) | «Куропатки и охотники» | Беломорская сказка «Иван Соснович» | Мини-проект «Создание фотоальбома «Моя семья в истории Няндомы» | Экскурсия по городу «Дома на моей улице» | |
Апрель | «Растительный мир севера» | «Цветочки на полянке» (оригами) | «Меткие стрелки» | «Волшебное кольцо» Б. Шергина | Беседа с известными людьми города | ||
Май | «Как сохранить природу севера?» | «Не губите природу» (коллаж) | «Ручейки и озера» | Стихотворения Павла Захарьина | Экскурсия к памятнику неизвестному солдату | «Они сражались за родину» - создание фотоколлажа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы кружка по краеведению и духовно - нравственному воспитанию
Кружок по краеведению "Березка" посещают дети старшего возраста. Цель работы кружка формирование духовно-нравственного воспитания детей. На занятиях кружка знакомим детей с православными календарными ...
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ "ЮНЫЙ СЛЕДОПЫТ"
Перспективно-тематический план кружка по краеведению "юный следопыт" напрвлен на воспитание у детей дошкольного возраста патриотизма, любви к родине, уважения к историческому прошлому страны....
Программа кружка по краеведению
Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному посёлку, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей посёлка ...
Программа кружка краеведения "Урал-мой край родной"
Программа кружка краеведения "Урал -мой край родной" составлена для работы с детьми 5-7 лет, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) разного уровня.Рабочая программа разработана с учетом потр...
Программа кружка "Краеведение"
Краеведение - это основа воспитания гуманного отношения к природе, воспитание патриотизма, любви к Родине...
Программа кружка по краеведению "Доноведение" для детей 5-6 лет старшей логопедической группы
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитан...
ПРОГРАММА кружка по краеведению «Всякому мила своя сторона» (для детей старшего дошкольного возраста)
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над боль...