ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. ПРОЕКТ: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовск ДС №5 «Мечта»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
ПРОЕКТ:
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» (семья, дом, детский сад).
Воспитатель: Шайхиева В.Т.
Актуальность темы.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребёнка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и важная ступень.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям, растёт число неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, своего города. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательным друг другу, словом и делом помогать.
Вид проекта: информационно - практико-ориентированный
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители, специалисты детского сада.
Цель:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи:
1. Формировать образ родного дома с его особыми традициями, обычаями; формировать чувство привязанности к родителям, ощущение того, что он нужен родителям. Создать тёплые воспоминания у ребёнка о детском саде. Воспитать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада – приобщать к трудовой деятельности.
4. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Учит детей принимать участие в обсуждении семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
7. Соблюдать права ребёнка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважать право на собственность.
8. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый результат: детьми накоплен опыт жизни, усвоены нормы поведения и отношения к семье, детскому саду. Они вежливы, активны, любознательны, дружны, отзывчивы, умеют сопереживать. Сочувствовать, проявляют больше самостоятельности в различных видах деятельности, в случаях затруднения обращаются ко взрослому. Дорожат семейными традициями, любят своих родителей, с уважением к ним относятся. С желанием ходят детский сад.
Содержание проекта:
Цикл мероприятий по теме «Семья», «Дом», «Детский сад».
Сроки реализации: октябрь – май.
Концептуальная основа.
Патриотическое воспитание предполагает освоение ребёнком определённой программы, необходимые качества. Ребёнок развивается как личность, входя в определённую сферу, в культуру общества, а направляется этот процесс обучением, воспитанием в различных формах. «Организм развивается, функционирует – отмечает С.Л. Рубенштейн, - человек взрослый развивается трудясь; ребёнок развивается воспитываясь и обучаясь. В этом заключается основной закон развития». Таким образом, с учётом возрастных особенностей дошкольников и особенностей их психического развития, существуют реальные предпосылки для формирования патриотических чувств у детей.
План мероприятий в рамках проекта «Моя малая Родина».
Этапы | Непосредственно организованная образовательная деятельность детей, осуществляемая в ходе режимных моментов. | Задачи | Срок реализации | Взаимодействие с семьями воспитанников. | |
1. | Ввести родителей в проблему. Ознакомить с планом реализации проекта, продемонстрировать имеющийся материал, рекомендации по работе дома. Распределить ответственных за проведение мероприятий проекта. | 2-я неделя октября. | Родительское собрание. Д/з: составление семейного альбома. | ||
2 | Беседа « Твоё имя» Д/игра «Назови ласково». | Дать представление о том, что ребёнок имеет право на имя, фамилию и отчеству; имя ребёнку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Знакомить со значениями имён. | 4-я неделя октября | Принести в садик значение имени своего ребёнка. Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?» | |
3. | Составление рассказа на тему « С кем я живу». Чтение: Р.Гамзатов «Мой дедушка» | Воспитывать любовь к членам своей семьи, дать понять, что каждый – и старый и молодой ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищён-ности , не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут. | 2-я неделя ноября | Создание интересной и содержательной жизни ребёнка в семье. | |
3 | Сюжетно – ролевая игра «Семья» Чтение: С. Капутикян «Моя бабушка» | Цель: побуждение детей творчески воспроиз-водить в играх быт семьи. Закреплять умения самостоятельно создавать игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств(гуманности, любви, сочувствия др.). | 4-я неделя ноября | Поощрение проявлений самостоятельности детей | |
4. | Составление рассказа « Хоро-шо у нас в саду …» Ориентирование: составление плана группы. | Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желание оказать им посильную помощь. Воспитание интереса и уважение к их труду. | 1-неделя декабря | Рекомендация о соз-дании благоприятной атмосферы дома на основе доброжела-тельностии. Выставка совместных рисунков: «Моему саду – 35». | |
5 | Беседа «В детском саду у детей есть определённые обязанности». Заучивание загадок, пословиц. | Познакомить детей с некоторыми обязанностями: слушаться воспитательницу, выполнять её требования, вести себя вежливо, здороваться с детьми и взрослыми, вешать одежду в шкафчик, мыть ручки перед едой, правильно и красиво вести себя за столом, на занятиях быть дисциплинированным, не мешать детям, не ссориться по пустякам с друзьями. | 2-я неделя декабря | «Трудовой десант» с родителями «Летящая горка на участке» | |
6 | Экскурсия по детскому саду Экскурсия в кабинет заведующего. Игра-инсценировка «В физкультурном зале», «В музыкальном зале». | Побуждение у детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать игровую обстановку. Воспитывать культурных навыков. | 3-4 – янедели декабря | Выставка совместных рисунков, новогодних игрушек. | |
7. | Дид игра «День рождения» «Сладкий стол» (чаепитие) | Доставить радость от совместного общения. Формировать у детей уважительное отношение друг другу. | 2-я неделя января | Досуг в семье. | |
8 | Дид. игра «Что такое хорошо, что такое плохо?» «о привычках). Ролевая игра по сказке. | Познакомить детей с полезными и вредными привычками: полезные привычки помогают сохранять здоровье. А вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят жизнь | 3-я неделя января | Соблюдение прав ребёнка на игру, досуг, труд. | |
9 | Рисование «Выходные в семье» | Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления. воспитывать любовь к родной семье. | 3-я неделя января. | ||
10 | Беседа « Полезная и вредная еда». | Закреплять представления о том, какая еда полезная, а какая – вредная для организма. подвести детей к пониманию противоречия: мне нравится эта еда…, а моему организму полезно это… | 4-я неделя января | Рассказы родителей о том, что помогает быть здоровым | |
11 | Сочинение стихотворения о друге. Дид игра «Назови ласково» | Формировать представление о друге как о человеке, который живёт рядом, заботится о тебе. Воспитывать чувство гордости за своего друга. | 1-я неделя февраля | Совместный рисунок «Друг моего ребён-ка». | |
12 | Заучивание стихотворения «Дружите, дети» Т.А. Шорыгина Слушание песен о дружбе. | Воспитывать внимание, доброжелательность. | 2-я неделя февраля | Совместное рисо-вание плаката « Я, ты, он, она – вместе дружная семья» | |
13 | Изготовление поздравитель-ных открыток папам, дедушкам. Оформление газеты «Мой папа лучше всех» | Развивать интерес к миру азрослых,вызвать желание подражать в достойном поведении. Воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами. | 3-я неделя февраля |
Создание альбома «Защитники отечества». Посещение кинотеатра. | |
14 | Изготовление поздравитель-ных открыток мамам, бабушкам, работникам детского сада. | Воспитывать внимательное отношение к мамам, бабушкам, работникам детского сада; стремление заботиться и помогать им. | 1-я неделя марта. | Выпуск семейной газеты к празднику. Участие в городском конкурсе «Город глазами детей» | |
15 | Беседа «Как я помогаю маме». Составление фотоальбома «Мой детский сад» Просмотр мультфильма | Учить детей радовать родных, оказывать им посильную помощь; воспитывать желание помогать близким людям. Воспитывать чувство гордости за свой детский сад. | 3-я неделя марта | Посильная трудовая деятельность детей дома | |
16 | Составление генеологического древа семьи (Ручной труд). Развлечение «Путешествие в страну мальчиков и девочек» | Дать детям доступные сведения о родословном дереве, месте бабушек и дедушек в нём; уточнить знания детей о своих бабушках и дедушках, отношения к ним. | 4-я неделя марта | Помочь детям в оформлении генеологического древа рода семьи. | |
17 | Чтение А Барто «Грипп», «Прививка» | Формировать бережное отношение к своему здоровью. | 1-я неделя апреля | Разработать совмест-но с детьми «Правила чистюли» | |
18 | Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» | Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье. | 2-я неделя апреля | Принимать активное участие. | |
19 | Выпуск газеты «Мой детский сад». | Вызвать у детей желание отражать в рисунках свои впечатления и представления. Воспитывать любовь к детскому саду, доброжелательное отношение к сверстникам. | 3-я неделя апреля | Совместные рисунки о детском саде. | |
20 | Чтение стихотворений о семье, детском саде. Видеотека «Праздники в детском саду». | Вызвать положительные эмоции. Развивать умение выражать свои чувства. | 2- 3 –я недели мая | Рассматривание с детьми семейного альбома. | |
21 | Беседа «Каким я хочу быть». Посадка цветов на участке. | Формировать понятие «гражданин»; чувство уверенности в себе. Учить детей совершать поступки для того, чтобы порадовать окружающих. | 4-я неделя мая | Трудовой десант «Все на огород!» | |
22 | Диагностика. | 4-я неделя мая | Итоговое собрание. |
Схема реализации проекта через разные виды деятельности.
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | 1. Сюжетно – ролевые 2. Д/и 3. Коммуникативные игры |
Речь и речевое развитие | 1. Составление рассказа на тему: 2. Сочиним стихотворение |
Художественная литература | 1. Чтение 2. Заучивание 3. загадки |
Изобразительная деятельность | 1. Рисование 2.оформление выставок 3. Рисование праздничных открыток родителям, сотрудникам 4. Совместные рисование детьми газет «как мы отмечали праздник в д/с, «Иы любим трудиться» 5.Рисование плакатов |
Трудовая деятельность | 1Посильная трудовая деятельность дома: заправить постель, протереть пыль, пропылисосить, поддержать порядок в комнате 2. Дежурство по столовой, в природном уголке, хозяйственно-бытовой труд,ручной труд. 3. Трудовые поручения |
Познавательная деятельность | 1. Занятия, 2. Беседы «Как я помогаю маме», «Я и моё тело» 3.Экскурсия по детскому саду 4.Ориентирование: составление плана группы. участка |
Социальное развитие | 1. Выпуск семейной газеты «В здоровом теле – здоровый дух» 2.Создание альбомов 3.Создание газеты «Мой детский сад» 4.Видеотека «Праздники в детском саду», «Труд на даче», |
Здоровье и физическое развитие | 1. Беседы «Правила безопасного поведения», «Это вредная Еда», «Это полезная еда», «Микробы и мыло» 2 Д/игры «Огонь – опасная игра». 3 Совместно с детьми разработать «Правила чистюли» 4. Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома. 5.Физкультурный досуг 6. Беседа с медсестрой |
Музыка | 1.Проведение праздников 2.Разучиание песен о доме, д/саде, маме. 3. Прослушивание аудиозаписей |
Работа с родителями | 1. Создание благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности, 2.Анкетирование 3. Сотворчество детей и родителей 4 Соблюдение прав ребёнка на игру, досуг, труд 5.Трудовой десант с детьми и родителями 6. Досуг в семье в выходные дни. Семейные праздники. |
ДИАГНОСТИКА.
Фамилия имя ребёнка
| Знает имя отчество мамы | Знает имя, отчес- тво папы. | Умеет рассказы-вать о семье | Выполняет по- сльную работу | Знмает традиции обычаи семьи | Знает адрес д/с | Знает имя, отчес- тво заведующей | Знает имя, отчес- тво методиста | Знает профессии работников д/с | Умеет ориенти- роваться в д/с | Знает свои права | Знает свои обязанности | Зает правила поведения на улице | Умеет сопереживать | Самостоятельный | Отзывчивый, умеет дружить | Тоги | |||||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Литература.
1.Н.Г.Комарова, Л.Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет».
2. Н.С. Малетитна «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников».
3. Журнал «Дошкольная педагогика» №2 «2009г.
4. Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка».
5. Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников»
6.Т.Евтюкова «Умные вопросы»
7. Т.В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях».
8. Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников».
9. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко и др. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Работа с родителями.
Родительское собрание.
Д/з: составление семейного альбома.
Принести в садик значение имени своего ребёнка.
Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?»
Создание интересной и содержательной жизни ребёнка в семье.
Поощрение проявлений самостоятельности детей
Рекомендация о создании благоприятной атмосферы дома на основе доброжелательности.
Выставка совместных рисунков: «Моему саду – 35».
«Трудовой десант» с родителями «Летящая горка на участке»
Выставка совместных рисунков, новогодних игрушек.
Досуг в семье.
Соблюдение прав ребёнка на игру, досуг, труд.
Рассказы родителей о том, что помогает быть здоровым
Совместный рисунок «Друг моего ребёнка».
Совместное рисование плаката « Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Создание альбома «Защитники отечества». Посещение кинотеатра.
Выпуск семейной газеты к празднику. Участие в городском конкурсе «Город глазами детей»
Посильная трудовая деятельность детей дома
Помочь детям в оформлении генеологического древа рода семьи.
Разработать совмест-но с детьми «Правила чистюли»
Принимать активное участие.
Совместные рисунки о детском саде.
Рассматривание с детьми семейного альбома.
Трудовой десант «Все на огород!»
Итоговое собрание.
Анкета для родителей.
Влияние семейной атмосферы на развитие ребёнка.
Подчеркните свои ответы на вопросы анкеты.
- Знаете ли вы, от чего зависит психологический настрой ребёнка на весь день?
Да Нет
- Принимает ли ваш ребёнок участие в подготовке и проведении семейных мероприятий?
Да Нет
- Считаете ли Вы нужным использовать возможность погулять с ребёнком по городу?
Да Нет
- Удовлетворены ли вы воспитанием детей?
Да Нет
- Удовлетворены ли вы здоровьем детей?
Да Нет
- Удовлетворены ли Вы отношением ребёнка к взрослым?
Да Нет
- Нужно ли знать ребёнку свои права и обязанности?
Да Нет
- Участвуете ли в организации выставок рисунков, поделок, газет в группе? Да Нет
- Приобщаете ли ребёнка к труду? Да Нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. ПРОЕКТ: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» (семья, дом, детский сад).
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.ПРОЕКТ:«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»(семья, дом, детский сад)....

Презентация проекта по патриотическому воспитанию старших дошкольников "С чего начинается Родина"
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и в...

Опыт работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников (проект, презентации,сценарии праздников, развлечений)
Хочу поделиться опытом работы по патриотичесому воспитанию старших дошкольников. Предоставить конспекты экскурсий, развлечений , праздников , НОД, а также проекты и презентации на тему " Л...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Парциальная программа по патриотическому воспитанию старших дошкольников "Кунашак - моя малая Родина"
Целью программы является формирование у детей старшего возраста представлений о малой Родине, культуре, традициях и обычаях предков; воспитанние любви и уважительного отношения к истории своего родног...

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников "Кузнецк- моя малая родина".
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Кузнецк -моя малая Родина"...