Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников "Кузнецк- моя малая родина".
проект (подготовительная группа)

Борисова Елена Владимировна

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Кузнецк -моя малая Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patriotizm_so_slaydami.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 28 г. Кузнецка

(МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка)

Проект

по патриотическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

«Кузнецк -моя малая Родина»

Выполнила:

старший воспитатель МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка

Борисова Елена Владимировна

Слайд 1.

Проект по патриотическому воспитанию

«Кузнецк – моя малая Родина»

Слайд 2. Любовь к родному краю,                            

                     родной культуре, родной речи  

              начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачев.

 В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к семье, где ребёнок растёт, уважение к обществу, в котором находишься, к традициям и истории своей страны, к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка.

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования.  Одним из центральных  направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

 Слайд 3.              Актуальность:

 К сожалению, в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

      Проблема:

Проведенное среди родителей воспитанников   анкетирование показывает недостаточный уровень знаний по этому вопросу. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОО, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Кузнецк- моя малая Родина»

Слайд 5.    Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Слайд 6.  Задачи проекта: 

  • Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу. 
  • Развивать чувство ответственности и гордости за  свой родной город.
  • Воспитывать уважение к труду жителей города, промыслам Пензенского края.
  • Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. 
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
  • Развивать инициативу ребёнка, его творческие способности.

Слайд 7.   Участники проекта: - дети подготовительной группы – воспитатель – родители
Вид  проекта– групповой, информационный, практико– ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации– с 1сентября 2023 –  по 31мая 2024


Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта) Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи,  пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)

Слайд 8.   Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный.  Сбор и анализ информации по темам, создание предметно- развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.

2.Основной.  Проведение занятий, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.

3.Презентационно- завершающий. Подведение итогов. Оценка результатов.

Слайд 9. Необходимые условия реализации проекта: 

  1. интерес детей и родителей; 
  2. методические разработки, 
  3. интеграция образовательных областей

Слайд 10.  Предполагаемые результаты:

  1. Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. 
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. 
  3. Освоение доступных знаний об истории родного  города. 
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. 
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
  6. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.

 

Слайд 11. В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей мы использовали:

*занятия;

*исторические материалы;

*совместную деятельность взрослых и детей;

*чтение художественной литературы;

*игры, досуги, развлечения;

*изодеятельность, конструирование;

*ознакомление с пословицами и поговорками

Слайд 12. Для взаимодействия с родителями  применялись следующие формы работы:

*анкетирование;

*родительские собрания;

*привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов;

*участие в конкурсах творческого мастерства;

*консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;

* участие в акциях «Подарок солдату», «Письмо на фронт» и т.д.

     Слайды 13,14,15.   Содержание работы над проектом по этапам:

*1-этап – подготовительный

Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы.

*2-этап – основной. 

Использование разнообразных направлений, форм  в  работы с детьми.

 Слайд 16.        Одним из таких направлений  явилась технология «Река времени», которая нам помогла познакомить детей с историей  малой Родины, научить выражать свои мысли и чувства в речи.  

Впервые эта технология была предложена Н.А.Коротковой.  Путешествие по  времени не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы материальной цивилизации. Суть  в том, что события, объективны и явления всегда встраиваются во временные рамки: от прошлого к настоящему.

«Река времени» - это карта-панно или длинный бумажный лист размером может быть 50 на 100 или160 см или 60 на 180 см, который символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с понятными детям названиями, картинками, например, («прошлое», «наше время», «будущее»), которые  заранее прикреплены к панно.

Слайд 17. Работа начинается с демонстрации заготовленного панно с первоначальными «метками» остановок и предложения попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?».

Начать следует с самого доступного для дошкольника — обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину». Из множества небольших иллюстраций, карточек  после совместного обсуждения, высказывания предположений, выбираются  подходящие и наклеиваются  на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки».    Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения.

В процессе ознакомления  воспитанников с  историческим наследием родного края мы поставили перед собой следующие задачи: Формировать чувство любви к  своей малой родине на основе развитие интереса к прошлому и настоящемуКузнецка, развивать бережное отношение к  родному городу, желание сделать его еще красивее и  уютнее.

Слайд 18 .Для того, чтобы дети поняли принцип работы с «Рекой времени», первоначально мы создали  мини- ленту «прошлое – настоящее» на тему

« Достопримечательности и улицы г. Кузнецка», которая способствовала формированию у детей представлений об изменениях зданий и исторических фактов со временем, способствовала умению сравнивать и анализировать, рассматривая фотографии улиц и зданий разных эпох.

Слайд 19.  Особый акцент делали на то, что предшествующие и нынешние поколения кузнечан много трудились  для того, чтобы город стал более красивым, чистым, уютным, удобным для жизни, работы и отдыха его жителей. Обращала внимание детей  на полезные дела, которые они сейчас смогут сделать для благоустройства города, предлагала пофантазировать о том,  какие изменения во внешний облик города в будущем они внесут, когда вырастут. (можно прочитать из конспекта что дети придумали)

Слайд 20. В процессе знакомства с темами «От прялки до швейной фабрики», «История ремесел», «Как изменялась мебель»  особое внимание уделяла развитию у детей интереса к истории ремесел, профессиям, востребованным в городе (швея, мебельщик, повар). Дети с большим интересом рассматривали, например, настоящую старинную прялку, сравнивали с  фотографиями, сделанными на Кузнецкой швейной фабрике и, сравнивали, как изменялась со временем технология  изготовление ткани и шитье одежды.

Слайд 21. Размещая на реке времени иллюстрации, дети отмечали, что современные ткани, мебель, одежда, посуда стали лучше, удобнее, чем в прошлом. Предлагали детям побывать в будущем и примерить на себя профессию – мебельщику - создать новую мебель, швее – нарисовать новую одежду, что позволяет развивать у детей интерес и  желание найти себя в данной профессии в Кузнецке будущего. Для этого мы использовали многофункциональный макет «Путешествие по Кузнецку», своего рода «река времени»,где каждая створка  символизировала определённый отрезок времени: прошлое настоящее и будущее.

Слайд 22. Работая над темой «Кузнечане – защитники Отечества» реализовали такие задачи:

    Задачи: Прививать уважения к мужеству и героическим поступкам земляков, которые сражались за Родину и трудились в тылу, воспитывать чувство признательности к защитникам Отечества,  гордость за историческое прошлое города.

      Данная технология позволяет в полной мере использовать воображение детей и склонность полностью погружаться в созданную игровую ситуацию, «проживая» её. В процессе путешествия по «Реке времени» дети знакомились с тем, как  сражались на фронте кузнечане, бойцы 354 стрелковой дивизии, какие подвиги совершались нашими земляками в тылу в прошлом, в годы  Великой Отечественной войны, и как мы, их потомки, в настоящее время чтим их память. На  карте – панно, которое символизирует линейное движение исторического    времени, дети размещали картинки, фотографии на соответствующей остановке  «прошлое», «настоящее», объясняли свои действия, рассказывали о том, что изображено. Особенно трогательно звучали слова благодарности, которые наши воспитанники передавали  ветеранам войны и труда, поздравляя их с праздником  9 мая.

Слайд 23. В работе над данной темой нашло отражение и участие кузнечан в зоне специальной военной операции. Дети показывали фотографии своих родных, участников СВО, принимали участие в изготовлении поздравительных открыток ко дню защитников Отечества.   Слайд 24,25. 

     Информация и впечатления, полученные детьми в ходе видеоэкскурсий, чтения и бесед, рассматривания  старинных предметов, фотографий в процессе путешествий по «Реке времени», находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании мини-музеев, выставок и экспозиций при активном участии родителей. В результате музейной и проектной деятельности в  группе появились «уголки боевой славы», содержащие фотографии, письма, иллюстрации о войне.

      Сейчас у нас в планах, которые мы уже реализуем, создание большой «Реки времени» по теме «Знаменитые люди, прославившие наш край». Цель создания такой ленты: познакомить детей с известными  людьми Пензенского края, которые жили в разные времена и прославляли нашу область.

      Знакомство с историей жизни, достижениями в науке и культуре знаменитых земляков, позволяет воспитывать у детей восхищение результатами их труда, гордость за их достижения и желание быть похожими на них.

В течение следующего учебного года, Года семьи, планируем также  работу над «семейной рекой времени» - «Мои родители и Я!». Слайд 26. Это индивидуальные «Реки времени», где дети вместе с родителями могут фиксировать события, которые происходили лично с ними.

Слайд 27. Изготовление таких «семейных рек времени» будет способствовать  формированию у детей представлений о том, что каждый человек имеет свою историю, и эта история связана с историей родного города.

      «Реку времени» мы используем в рамках тематической недели, она  служит наглядным иллюстративным материалом к определенной теме на занятиях, совместной и проектной деятельности. Её можно прикрепить на стены групповой комнаты на уровне роста детей для того, чтобы они могли самостоятельно рассматривать изображения, рисовать, передвигать и прикреплять картинки.  Можно реку сделать в форме пластин, приклеить кармашки, в которые вставляют карточки с изображениями, изготовить в форме «гармошки», сложить, перенести на другое место. «Реку» можно раскладывать на столе, ковре, брать с собой на прогулку.

Работа с «Рекой времени» позволила нам  охватить  все направления развития детей  дошкольного возраста.

 Художественно- эстетическое развитие.  Слайд 28.

Изготовление «Реки времени» представляет художественно -эстетический процесс в самом начале. Дети рисуют, вырезают, наклеивают изображения предметов. Особую ценность представляет умение детей изображать предметы будущего, где детям необходимо передать не только внешний вид задумки, но и добавить ему новые функции. На занятиях с «рекой» часто используем музыку:  хороводы, старинные песни. Рассматривая одежду старины, отмечаем красоту русских узоров, их многообразие.

Социально-коммуникативное развитие.

Процесс работы с «Рекой времени» предполагает общение со взрослыми и сверстниками. Дети советуются друг с другом, проводя опыты и эксперименты (например, с глиной, тканью). Рассматривая на «реке» длинный путь преображения вещи, дети понимают, как не просто её было изготовить. В связи с этим, у них формируется уважительное отношение к людям труда и бережное отношение к рукотворному миру. Таким образом, у детей расширяются знания о своей малой родине, ее культуре, истории.

Познавательное развитие.

Работа с «Рекой времени» способствует развитию у наших воспитанников любознательности и познавательных интересов. Трудно представить без наглядности такие слова, как «древность», «старина», «современность», «будущее».  Ведь абстрактные понятия можно осознать лишь с помощью «реки времени». Именно «река» помогает ребенку понять, что человек целенаправленно изменяет предметы вокруг себя, делая их более удобными и полезными.

Речевое развитие.

Знакомясь с предметами древности и старины, дети узнали много новых слов, у них расширяется словарный запас. Дети учатся рассуждать, объяснять, рассказывать. Свои знания об истории дети применяют в сюжетно-ролевых играх, их речь становится при этом более интересная и связная.

Физическое развитие.

Все занятия с «Рекой времени» проходят динамично. Переходя «от времени к времени», дети выполняют различные задания. При этом сохраняется принцип выбора. Они выбирают, чем они будут заниматься: наклеивать картинки, рисовать, лепить или проводить опыты. Дети двигаются, используя все пространство группы. Физминутки  мы проводим в виде, хороводов, логоритмики.

Используемая нами технология «Река времени»  позволяет создать атмосферу сотрудничества, формирует навыки взаимодействия и значительно оптимизирует образовательный процесс по ознакомлению детей с историей Кузнецка и Пензенского края, воспитанию любви к малой родине, гордости за достижения ее земляков.

Слайды 29,30,31.Так же на основном этапе работы с детьми проводились занятия по  патриотическому воспитанию. Мы разучивали с детьми стихотворения и песни о Родине, знакомили с пословицами и поговорками, читали художественную литературу о культуре родного края, о наших защитниках, о грозных днях Великой войны, участвовали в конкурсах творческого мастерства.  Дети с удовольствием играли в подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Они занимались конструированием военной техники, создавали аппликации и рисунки на военную тематику. Всё это помогло раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, а ведь это так важно для формирования  компетентной, социально-адаптированной личности.

Слайды 32, 33. В работе с родителями использовали такие формы, которые позволили взрослым быть активными участниками всех совместных мероприятий:

- принимали активное участие в проведении круглого стола на тем : «Нужно ли воспитывать в детях патриотизм?»

-участвовали в викторине «По улицам родного города», где с большим увлечением отвечали на вопросы, связанные с историей города Кузнецка;

- вместе с детьми участвовали в акциях «Подарок солдату», «Письмо на фронт» и т.д.

-родители проявили большой интерес к изготовлению атрибутов для игр и пособий;

Слайд 34.

3.Презентационно – завершающий этап

Реализация проекта способствовала сплочению детско-взрослого коллектива  нашей группы. Отобранный материал оказывает благоприятное влияние на всех участников проекта. Также, перемены в детях отметили родители.

У наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к изучению славного исторического прошлого своего города, наблюдается позитивное отношение к землякам - труженникам, которые стараются сделать наш город современным, красивым и уютным,  к Вооруженным Силам, к традициям российского воинства, они стали внимательнее относиться к людям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны.

Слайд 35.

Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствует приобщению детей к гражданским ценностям, развитию духовности  и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.

Слайд 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию на тему "Моя малая родина" в средней группе

Проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста. Работая над этим проектом, дети познакомятся с историей своего города и села, достопримечательностями городаи села, познакомятся с первостроите...

Проект по патриотическому воспитанию « Мой район – моя малая Родина»

Проект по патриотическому воспитанию«  Мой район – моя малая  Родина»...

«Моя семья – моя малая Родина» Педагогический проект по патриотическому воспитанию Старшая группа

Цель проекта : Познакомить детей с родным районом, посёлком и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.Задачи проект...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...

Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...

Проект по патриотическому воспитанию "Моя большая и малая Родина"

Цель: Осуществление комплексного подхода к формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного посёлка, города, досто...