Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников "Кузнецк- моя малая родина".
проект (подготовительная группа)
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Кузнецк -моя малая Родина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_patriotizm_so_slaydami.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 28 г. Кузнецка
(МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка)
Проект
по патриотическому воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
«Кузнецк -моя малая Родина»
Выполнила:
старший воспитатель МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка
Борисова Елена Владимировна
Слайд 1.
Проект по патриотическому воспитанию
«Кузнецк – моя малая Родина»
Слайд 2. Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачев.
В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к семье, где ребёнок растёт, уважение к обществу, в котором находишься, к традициям и истории своей страны, к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Слайд 3. Актуальность:
К сожалению, в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Проблема:
Проведенное среди родителей воспитанников анкетирование показывает недостаточный уровень знаний по этому вопросу. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОО, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Кузнецк- моя малая Родина»
Слайд 5. Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Слайд 6. Задачи проекта:
- Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
- Развивать чувство ответственности и гордости за свой родной город.
- Воспитывать уважение к труду жителей города, промыслам Пензенского края.
- Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- Развивать инициативу ребёнка, его творческие способности.
Слайд 7. Участники проекта: - дети подготовительной группы – воспитатель – родители
Вид проекта– групповой, информационный, практико– ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации– с 1сентября 2023 – по 31мая 2024
Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта) Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)
Слайд 8. Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный. Сбор и анализ информации по темам, создание предметно- развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.
2.Основной. Проведение занятий, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.
3.Презентационно- завершающий. Подведение итогов. Оценка результатов.
Слайд 9. Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция образовательных областей
Слайд 10. Предполагаемые результаты:
- Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного города.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.
Слайд 11. В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей мы использовали:
*занятия;
*исторические материалы;
*совместную деятельность взрослых и детей;
*чтение художественной литературы;
*игры, досуги, развлечения;
*изодеятельность, конструирование;
*ознакомление с пословицами и поговорками
Слайд 12. Для взаимодействия с родителями применялись следующие формы работы:
*анкетирование;
*родительские собрания;
*привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов;
*участие в конкурсах творческого мастерства;
*консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;
* участие в акциях «Подарок солдату», «Письмо на фронт» и т.д.
Слайды 13,14,15. Содержание работы над проектом по этапам:
*1-этап – подготовительный
Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы.
*2-этап – основной.
Использование разнообразных направлений, форм в работы с детьми.
Слайд 16. Одним из таких направлений явилась технология «Река времени», которая нам помогла познакомить детей с историей малой Родины, научить выражать свои мысли и чувства в речи.
Впервые эта технология была предложена Н.А.Коротковой. Путешествие по времени не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы материальной цивилизации. Суть в том, что события, объективны и явления всегда встраиваются во временные рамки: от прошлого к настоящему.
«Река времени» - это карта-панно или длинный бумажный лист размером может быть 50 на 100 или160 см или 60 на 180 см, который символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с понятными детям названиями, картинками, например, («прошлое», «наше время», «будущее»), которые заранее прикреплены к панно.
Слайд 17. Работа начинается с демонстрации заготовленного панно с первоначальными «метками» остановок и предложения попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?».
Начать следует с самого доступного для дошкольника — обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину». Из множества небольших иллюстраций, карточек после совместного обсуждения, высказывания предположений, выбираются подходящие и наклеиваются на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения.
В процессе ознакомления воспитанников с историческим наследием родного края мы поставили перед собой следующие задачи: Формировать чувство любви к своей малой родине на основе развитие интереса к прошлому и настоящемуКузнецка, развивать бережное отношение к родному городу, желание сделать его еще красивее и уютнее.
Слайд 18 .Для того, чтобы дети поняли принцип работы с «Рекой времени», первоначально мы создали мини- ленту «прошлое – настоящее» на тему
« Достопримечательности и улицы г. Кузнецка», которая способствовала формированию у детей представлений об изменениях зданий и исторических фактов со временем, способствовала умению сравнивать и анализировать, рассматривая фотографии улиц и зданий разных эпох.
Слайд 19. Особый акцент делали на то, что предшествующие и нынешние поколения кузнечан много трудились для того, чтобы город стал более красивым, чистым, уютным, удобным для жизни, работы и отдыха его жителей. Обращала внимание детей на полезные дела, которые они сейчас смогут сделать для благоустройства города, предлагала пофантазировать о том, какие изменения во внешний облик города в будущем они внесут, когда вырастут. (можно прочитать из конспекта что дети придумали)
Слайд 20. В процессе знакомства с темами «От прялки до швейной фабрики», «История ремесел», «Как изменялась мебель» особое внимание уделяла развитию у детей интереса к истории ремесел, профессиям, востребованным в городе (швея, мебельщик, повар). Дети с большим интересом рассматривали, например, настоящую старинную прялку, сравнивали с фотографиями, сделанными на Кузнецкой швейной фабрике и, сравнивали, как изменялась со временем технология изготовление ткани и шитье одежды.
Слайд 21. Размещая на реке времени иллюстрации, дети отмечали, что современные ткани, мебель, одежда, посуда стали лучше, удобнее, чем в прошлом. Предлагали детям побывать в будущем и примерить на себя профессию – мебельщику - создать новую мебель, швее – нарисовать новую одежду, что позволяет развивать у детей интерес и желание найти себя в данной профессии в Кузнецке будущего. Для этого мы использовали многофункциональный макет «Путешествие по Кузнецку», своего рода «река времени»,где каждая створка символизировала определённый отрезок времени: прошлое настоящее и будущее.
Слайд 22. Работая над темой «Кузнечане – защитники Отечества» реализовали такие задачи:
Задачи: Прививать уважения к мужеству и героическим поступкам земляков, которые сражались за Родину и трудились в тылу, воспитывать чувство признательности к защитникам Отечества, гордость за историческое прошлое города.
Данная технология позволяет в полной мере использовать воображение детей и склонность полностью погружаться в созданную игровую ситуацию, «проживая» её. В процессе путешествия по «Реке времени» дети знакомились с тем, как сражались на фронте кузнечане, бойцы 354 стрелковой дивизии, какие подвиги совершались нашими земляками в тылу в прошлом, в годы Великой Отечественной войны, и как мы, их потомки, в настоящее время чтим их память. На карте – панно, которое символизирует линейное движение исторического времени, дети размещали картинки, фотографии на соответствующей остановке «прошлое», «настоящее», объясняли свои действия, рассказывали о том, что изображено. Особенно трогательно звучали слова благодарности, которые наши воспитанники передавали ветеранам войны и труда, поздравляя их с праздником 9 мая.
Слайд 23. В работе над данной темой нашло отражение и участие кузнечан в зоне специальной военной операции. Дети показывали фотографии своих родных, участников СВО, принимали участие в изготовлении поздравительных открыток ко дню защитников Отечества. Слайд 24,25.
Информация и впечатления, полученные детьми в ходе видеоэкскурсий, чтения и бесед, рассматривания старинных предметов, фотографий в процессе путешествий по «Реке времени», находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании мини-музеев, выставок и экспозиций при активном участии родителей. В результате музейной и проектной деятельности в группе появились «уголки боевой славы», содержащие фотографии, письма, иллюстрации о войне.
Сейчас у нас в планах, которые мы уже реализуем, создание большой «Реки времени» по теме «Знаменитые люди, прославившие наш край». Цель создания такой ленты: познакомить детей с известными людьми Пензенского края, которые жили в разные времена и прославляли нашу область.
Знакомство с историей жизни, достижениями в науке и культуре знаменитых земляков, позволяет воспитывать у детей восхищение результатами их труда, гордость за их достижения и желание быть похожими на них.
В течение следующего учебного года, Года семьи, планируем также работу над «семейной рекой времени» - «Мои родители и Я!». Слайд 26. Это индивидуальные «Реки времени», где дети вместе с родителями могут фиксировать события, которые происходили лично с ними.
Слайд 27. Изготовление таких «семейных рек времени» будет способствовать формированию у детей представлений о том, что каждый человек имеет свою историю, и эта история связана с историей родного города.
«Реку времени» мы используем в рамках тематической недели, она служит наглядным иллюстративным материалом к определенной теме на занятиях, совместной и проектной деятельности. Её можно прикрепить на стены групповой комнаты на уровне роста детей для того, чтобы они могли самостоятельно рассматривать изображения, рисовать, передвигать и прикреплять картинки. Можно реку сделать в форме пластин, приклеить кармашки, в которые вставляют карточки с изображениями, изготовить в форме «гармошки», сложить, перенести на другое место. «Реку» можно раскладывать на столе, ковре, брать с собой на прогулку.
Работа с «Рекой времени» позволила нам охватить все направления развития детей дошкольного возраста.
Художественно- эстетическое развитие. Слайд 28.
Изготовление «Реки времени» представляет художественно -эстетический процесс в самом начале. Дети рисуют, вырезают, наклеивают изображения предметов. Особую ценность представляет умение детей изображать предметы будущего, где детям необходимо передать не только внешний вид задумки, но и добавить ему новые функции. На занятиях с «рекой» часто используем музыку: хороводы, старинные песни. Рассматривая одежду старины, отмечаем красоту русских узоров, их многообразие.
Социально-коммуникативное развитие.
Процесс работы с «Рекой времени» предполагает общение со взрослыми и сверстниками. Дети советуются друг с другом, проводя опыты и эксперименты (например, с глиной, тканью). Рассматривая на «реке» длинный путь преображения вещи, дети понимают, как не просто её было изготовить. В связи с этим, у них формируется уважительное отношение к людям труда и бережное отношение к рукотворному миру. Таким образом, у детей расширяются знания о своей малой родине, ее культуре, истории.
Познавательное развитие.
Работа с «Рекой времени» способствует развитию у наших воспитанников любознательности и познавательных интересов. Трудно представить без наглядности такие слова, как «древность», «старина», «современность», «будущее». Ведь абстрактные понятия можно осознать лишь с помощью «реки времени». Именно «река» помогает ребенку понять, что человек целенаправленно изменяет предметы вокруг себя, делая их более удобными и полезными.
Речевое развитие.
Знакомясь с предметами древности и старины, дети узнали много новых слов, у них расширяется словарный запас. Дети учатся рассуждать, объяснять, рассказывать. Свои знания об истории дети применяют в сюжетно-ролевых играх, их речь становится при этом более интересная и связная.
Физическое развитие.
Все занятия с «Рекой времени» проходят динамично. Переходя «от времени к времени», дети выполняют различные задания. При этом сохраняется принцип выбора. Они выбирают, чем они будут заниматься: наклеивать картинки, рисовать, лепить или проводить опыты. Дети двигаются, используя все пространство группы. Физминутки мы проводим в виде, хороводов, логоритмики.
Используемая нами технология «Река времени» позволяет создать атмосферу сотрудничества, формирует навыки взаимодействия и значительно оптимизирует образовательный процесс по ознакомлению детей с историей Кузнецка и Пензенского края, воспитанию любви к малой родине, гордости за достижения ее земляков.
Слайды 29,30,31.Так же на основном этапе работы с детьми проводились занятия по патриотическому воспитанию. Мы разучивали с детьми стихотворения и песни о Родине, знакомили с пословицами и поговорками, читали художественную литературу о культуре родного края, о наших защитниках, о грозных днях Великой войны, участвовали в конкурсах творческого мастерства. Дети с удовольствием играли в подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Они занимались конструированием военной техники, создавали аппликации и рисунки на военную тематику. Всё это помогло раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, а ведь это так важно для формирования компетентной, социально-адаптированной личности.
Слайды 32, 33. В работе с родителями использовали такие формы, которые позволили взрослым быть активными участниками всех совместных мероприятий:
- принимали активное участие в проведении круглого стола на тем : «Нужно ли воспитывать в детях патриотизм?»
-участвовали в викторине «По улицам родного города», где с большим увлечением отвечали на вопросы, связанные с историей города Кузнецка;
- вместе с детьми участвовали в акциях «Подарок солдату», «Письмо на фронт» и т.д.
-родители проявили большой интерес к изготовлению атрибутов для игр и пособий;
Слайд 34.
3.Презентационно – завершающий этап
Реализация проекта способствовала сплочению детско-взрослого коллектива нашей группы. Отобранный материал оказывает благоприятное влияние на всех участников проекта. Также, перемены в детях отметили родители.
У наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к изучению славного исторического прошлого своего города, наблюдается позитивное отношение к землякам - труженникам, которые стараются сделать наш город современным, красивым и уютным, к Вооруженным Силам, к традициям российского воинства, они стали внимательнее относиться к людям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны.
Слайд 35.
Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствует приобщению детей к гражданским ценностям, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.
Слайд 36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по патриотическому воспитанию на тему "Моя малая родина" в средней группе
Проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста. Работая над этим проектом, дети познакомятся с историей своего города и села, достопримечательностями городаи села, познакомятся с первостроите...
Проект по патриотическому воспитанию « Мой район – моя малая Родина»
Проект по патриотическому воспитанию« Мой район – моя малая Родина»...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я и моя малая Родина»
Проект в подготовительной группе...
«Моя семья – моя малая Родина» Педагогический проект по патриотическому воспитанию Старшая группа
Цель проекта : Познакомить детей с родным районом, посёлком и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.Задачи проект...
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...
Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста
Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...
Проект по патриотическому воспитанию "Моя большая и малая Родина"
Цель: Осуществление комплексного подхода к формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного посёлка, города, досто...