Исследование: «Что это-Война? Ветераны родного города»
проект (старшая группа) на тему
Прошло 70 лет с того памятного дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла в нашу историю эта война. Но эта тема продолжает оставаться актуальной и по настоящее время. В преддверии юбилея Великой Победы, объектом научного исследования стало изучение истории второй мировой войны, жизни ветеранов Великой Отечественной войны, оставшихся в живых. Летопись ратного подвига поколения победителей будет долго сохранять актуальность как могучий нравственный фактор, поучительный пример мужества, стойкости, самоотверженности, что также определяет и практическую значимость работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nrastvennyy_urok.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Грачева Юлия Вениаминовна
Исследование: «Что это-Война? Ветераны родного города»
Актуальность темы исследования.
Прошло 70 лет с того памятного дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла в нашу историю эта война. Но эта тема продолжает оставаться актуальной и по настоящее время. В преддверии юбилея Великой Победы, объектом научного исследования стало изучение истории второй мировой войны, жизни ветеранов Великой Отечественной войны, оставшихся в живых. Летопись ратного подвига поколения победителей будет долго сохранять актуальность как могучий нравственный фактор, поучительный пример мужества, стойкости, самоотверженности, что также определяет и практическую значимость работы.
Гипотеза: Ветераны – особые люди, они истинные патриоты. Историческая память о войне и солдат должна жить, сохранятся и передаваться из поколения в поколение.
В получении материалов, определяющих место и роль темы в системе воспитательной работы в детском саду, я поставила перед собой цель: изучить жизнь ветеранов и доказать - «никто не забыт, ничто не забыто».
В связи с этим, потребовалось решение некоторых задач:
-изучить литературу о Великой Отечественной войне;
-собрать материал о ветеранах войны, живущих в городе Усть-Лабинске;
-раскрыть сущность и важность изучаемых вопросов;
-на примере воспоминаний и жизни ветеранов войны, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения.
объект: Научно – исследовательская работа была представлена воспитанницей старшей группы Ляшовой Арины, для более глубокого ознакомления с жизнью, оставшихся в живых ветеранов войны. Подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям.
Выбранная мной тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Материалы, собранные мной послужили частью дошкольной экспозиции ко Дню Великой Победы. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, я сделала вывод о том, что память остается жива, по сей день.
Работая над данной темой, мы узнали, что в нашем крае было более 20.000 (тысяч) участника войны. Погибло и пропало без вести13. 484 человека. С победой вернулось лишь - более 6.000 человек. А на сегодняшний день в нашем родном городе осталось в живых только 88 ветеранов.
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в нашей жизни произошло много сложных, противоречивых событий: отошли в прошлое некоторые уже известные праздники и появились новые, неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней. Все это формирует мировоззрение людей, накладывает отпечаток на вопросы воспитания дошкольников. Обязывает с особой ответственностью подойти к вопросам нравственно-патриотического воспитания. Для работников дошкольных учреждений вопрос об отборе содержания знаний, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, защитникам Отечества, всегда актуален. Аксиоматично здесь положение о том, что патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Коллективы детских садов ищут возможности для плодотворной работы по нравственно - патриотическому воспитанию, обращаясь именно к традиционному отечественному наследию. Вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину обуславливает актуальность выбранной мной темы исследования: «Что это война? Ветераны родного города».
Цель нашего исследования: Определить эффективные методы и формы организации работы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о защитниках Родины.
Гипотеза исследования: было предположено, что процесс формирования представлений о защитниках Родины у детей шестого года жизни будет эффективным, если использовать следующие формы организации работы:
-чтение литературы и беседы с детьми на военную тематику;
-рассматривание картин из серии «Великая Отечественная война»;
-организация экскурсий к мемориалам, памятникам, в музей;
-организация встреч с ветеранами войны;
-обеспечение взаимосвязи ДОУ с семьями воспитанников.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап: На данном этапе уточнялась цель, объект, предмет и исследования, определялись задачи, выдвигалась гипотеза, подбиралась педагогическая и методическая литература.
Второй этап: На формирующем этапе исследования мной подбиралась литература и средства изобразительного искусства из серии «Великая Отечественная война», разрабатывались темы бесед на военную тематику, организовывались экскурсии к мемориалам, памятникам, в музей и встречи с ветеранами войны. Организовывалась работа с родителями по патриотическому воспитанию.
Весьма важную роль в нашей работе играли чтение литературных произведении и организация беседы с детьми на военную тематику. Доступные по содержанию и способные затронуть чувства детей литературные произведения, зарождали в душах детей не только чувство прекрасного, но и развивали их духовный мир, уважение к защитникам Родины. Ни одно занятие по нравственно-патриотическому воспитанию не проходило без чтения художественной литературы и стихотворений, которые открывали и объясняли детям жизнь людей во время войны, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
После чтения произведений, мы проводили анализ, чтобы дети могли понять и почувствовать их идейное содержание, художественные достоинства, чтобы образы произведений надолго запомнились и полюбились им. Вопросы в беседе были направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев, на раскрытие общественной значимости подвигов во время войны, взаимоотношений героев, обращали внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев и их подвиги.
Мной был оформлен книжный уголок, содержащий произведения художественной литературы о героях Великой Отечественной войны; исторические материалы о защитниках земли Русской.
Эмоционально воспринимать события войны детям помогало рассматривание картин из серии «Великая Отечественная война». Репродукции картин войны эффективно влияли на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка, помогали детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представить по-новому то, что им хорошо знакомо.
Одной из самых эффективных форм работы с дошкольниками при ознакомлении с защитниками Родины мы выбрали экскурсии к мемориалам, памятникам, в музей. Основная их цель – непосредственное знакомство с памятными местами, в ходе которых дети получали живые впечатления. Мы старались сделать каждую экскурсию яркой, эмоциональной, запоминающейся. Особенно большое впечатление на детей произвели экскурсии в Центральную часть города: экскурсии по улице Ленина и в краеведческий музей, в котором до этого был только один ребенок из группы (Ариша Ляшова). В музее мы посетили экспозиционный военный зал. Экскурсии в центральную часть города дали возможность познакомиться с памятниками воинам – победителям. Мы побывали у мемориала «Воинам-Усть-Лабинцам», погибшим в годы Великой Отечественной войны, у обелиска солдат погибших в афганской войне, у памятника В. И. Ленину. Мы рассказали своим воспитанникам, кому посвящены памятники, для чего сюда приходят люди, старались с помощью своих эмоций, своего отношения дать детям возможность почувствовать состояние людей, приходящих сюда. Дети внимательно слушали, задавали вопросы, возлагали цветы.
Перед экскурсиями, чтобы они были доступны и понятны детям, мы проводили с детьми предварительную работу, например, следующие беседы: «Что такое музей?», «Для чего создаются памятники?». Не потеряла своей актуальности и организация встреч детей с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда. В День Победы ветераны войны приходили к детям, и нами тщательно продумывается организация таких встреч. Дошкольники заранее приготавливали сувениры для ветеранов – самоделки, открытки, готовились к праздничному концерту.
Так, на праздник «День Победы» нами был приглашен Яценко Василий Григорьевич, он рассказал детям об участии в Великой Отечественной войне, предложил рассмотреть фотоальбом фронтовых лет, его награды и рассказал о них. Дети рассматривали награды ветерана, поздравляли его, вручали сувениры, сделанные руками детей.
На встречах с ветеранами войны и труда у детей сформировались такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Такие встречи надолго оставались в памяти у ребят, они подводили детей к пониманию, что мы победили в войне потому, что любим свою Родину. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники – вся эта работа закладывала в детях представление о феномене войны. Мы стремились донести до детских умов и сердец мысль о том, что быть солдатом, защитником Родины почетно.
Планируя работу по формированию представлений о защитниках Родины, мы старались использовать наиболее интересные и результативные формы и методы работы – экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждение детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Все они способствовали реализации обозначенной проблемы, однако, наиболее эффективным являлась использование их в единой системе.
Третий этап: обрабатывались и обобщались полученные данные, анализировались и описывались результаты работы, формулировались выводы, разрабатывались методические рекомендации для воспитателей ДОУ по изучаемой проблеме.
В работе с родителями мы старались учитывать их мнение, выслушивали предложения, пытались выработать общую точку зрения на решение данной проблемы. Мы рекомендовали родителям совершать прогулки по памятным местам, связанным с Великой Отечественной войной, обязательно посмотреть вместе с ребенком праздничный парад в День Победы, праздничный салют, объясняли, как важно показать детям нарядный праздничный город. Напоминали родителям, что ребенка к предстоящей экскурсии следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать головные уборы у обелиска; дать возможность возложить к памятникам цветы. Нами обращалось внимание родителей на необходимость, показать детям хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет и рассказать детям, за что они получены: ребенок должен гордиться ими, тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство.
Целесообразно проводить эту работу с детьми систематически. Ее формами стали:
- Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам и площадям, носящим имена героев Великой Отечественной войны, в сочетании с рассказом воспитателя о воинах-героях. Педагог должен учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков и т.д.;
- Экскурсии к памятным местам, мемориалам, Доске почета в честь героев Великой Отечественной войны. Содержанием таких экскурсий могут стать: наблюдение с детьми ритуальных моментов, возложение цветов к памятнику, минута молчания, смена почетного караула, встреча с участниками войны – героями труда.
- Чтение художественной литературы – о защитниках Отечества, нашей Родины. Кроме произведений, известных детям, можно познакомить их с вновь вышедшей литературой, доступной по содержанию и способной затронуть их чувства;
- Использование технических средств обучения – слушание музыкальных произведений о Родине, армии в грамзаписи, просмотр фильмов, диафильмов, слайдов;
- Рассматривание фотографий и иллюстраций (они должны быть яркими и привлекательными), плакатов, открыток, репродукций, картин. Рассматривание картин должно сопровождаться объяснением и рассказом воспитателя. Он должен быть кратким, четким, эмоциональным. Педагог может включить в свой рассказ факты и события из окружающей жизни, материалы из газет, отражающие жизнь армии ;
- Встречи детей с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда (дедушками и бабушками воспитанников). Воспитателю необходимо продумывать организацию таких встреч, рассмотреть награды ветеранов, поздравить и приготовить сувениры – самоделки, открытки, букеты из выращенных детьми цветов
- Самостоятельная художественная деятельность: рисование, лепка, поделка игрушек, пение песен, чтение стихов, оформление тематической выставки в книжном уголке (это может быть приурочено к праздникам: 12 апреля – Дню космонавтики, 9 Мая – Дню Победы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»
Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...
Презентация "Наш родной город Выборг" к занятиям по лексической теме "Родной город"
Компьютерная презентация помогает разнообразить учебный процесс и способствует лучшему усвоению материала учащимися (воспитанниками)....
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом в подготовительной группе "Путешествие по родному городу"
Конспект НООД по ознакомлению с родным городом....
Перспективно-тематический план по ознакомлению детей 4-7 лет с родным городом «Город родной – Курск» МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Курска
План мероприятий по ознакомлению дошкольников 4 – 7 лет с родным городоммузыкального руководителя Машошиной Г.А. Цель: Воспитывать творческую личность, знающую свою...
Беседа Родной город Старшая группа «История возникновения родного города». Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь Петровна
Беседа Родной городСтаршая группа«История возникновения родного города».Воспитатель МБДОУ д/с №18 «Колобок» Лукьяненко Любовь ПетровнаЦель. Закрепить знания детей о родном городе, название города, осн...
Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...
Исследование уровня сформированности представлений о родном городе у детей пятого года жизни
Привитие любви к родному городу - одна из ступеней нравственно - патриотического воспитания. Одной из главных задач в процессе дошкольного воспитания - формирование позновательного интереса к изучению...