Проект «Знакомство с русской культурой и традициями»
проект (младшая группа) на тему
Проект может быть использован при работе дошкольного образовательного учреждения по программе «Детство» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.) Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2_mld_a_gruppa.docx | 443.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Солнышко»)
Проект «Знакомство с русской культурой и традициями»
воспитатель:
С.Р. Лебедева
г. Пыть-Ях
2015 г.
Паспорт проекта
Проект может быть использован при работе дошкольного образовательного учреждения по программе «Детство» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.) Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Вид проекта: творческий, познавательный, игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный. (с 10 ноября по 14 ноября 2015г.)
Место проведения: МДОАУ д/с «Солнышко»
Участники проекта: дети второй младшей «А» группы, воспитатели. Родители воспитанников, законные представители ребенка.
Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность темы
Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.
Цель проекта: расширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс.
Задачи проекта:
-познакомить с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек;
-воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение
и желание применять их в жизни, любовь к родному краю;
-знакомить с русскими народными играми, учить в них играть, используя заклички.
-продолжать знакомить с народным фольклором;
-привлечь родителей в совместную деятельность с детьми через проведение русских народных подвижных игр;
-способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта.
Предполагаемый результат: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества; научились видеть на предметах народного искусства вариативность элементов, сочетание цветов и разнообразие композиции.
Продукт проектной деятельности:
-Выставка «Изделия народных мастеров»
-Мини-музей «Куклы в русских костюмах»
-Презентация на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
-Творческая выставка детских работ «Красота дымки»
Ресурсное обеспечение проекта
Информационное:
-Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.) Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- Детям о народном искусстве Сост. А.А. Грибовская (М., «Просвещение» 2001)
-Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Сост. И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина (Детство-Пресс 2013)
Материально-техническое:
Реализация проекта требует оформления в групповой комнате предметно-пространственной развивающей среды по ознакомлению детей с русской культурой и традициями. Изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, для фиксирования совместной деятельности необходимо фото и видеооборудование.
Кадровое:
- Воспитатели.
Системная паутинка проекта
Тематический план работы с детьми
Разделы работ | Основное содержание |
Образовательная деятельность | «Познание» Рассматривание иллюстраций «Наряд у куклы»; ситуация общения по социально-эмоциональному развитию «Куклы в народных одеждах»; ПИД – смешивание красок, выполнение узора на бумаге. «Художественно-эстетическое развитие» Рисование – «Дымковская игрушка – лошадка» (Приложение №7) Лепка – «Уточка» (Дымковская игрушка); Аппликация – «Фартук для куклы», «Украшу я тарелочку цветами»; Раскраски русских народных сказок; шаблоны дымковских и филимоновских игрушек; рассматривание элементов росписи дымковских и филимоновских игрушек; рассматривание иллюстраций в альбомах о народных промыслах. Чтение художественной литературы Чтение русской народной сказки «Маща и медведь», «Теремок», «Рукавичка»; народные пословицы и поговорки, русские народные загадки, скороговорки, считалки (Приложение № 6). Музыка Слушание произведения: русская народная песня в обработке Р. Рустамова «Пойду ль я, выйду ль я…»; плясовая мелодия русской народной песни «Ах, вы сени», «Кадриль»; музыкально-ритмическое движение «Маленький хоровод» в обработке М. Раухвергера; музыкально-дидактическая игра «Кукла шагает и бегает», «Тихо-громко», «На чем играю». «Социально-коммуникативное развитие» Настольно-печатная игра «Одень куклу»; ситуативные беседы на тему народных промыслов; развивающие игры «Одень куклу в русский костюм»; хороводные игры «Колпачок», «Каравай»; с/р игры «Семья», «Одень куклу», «Кукла Аня заболела»; творческая игра «Придумай платье»; д/игры «Чудесный мешочек», «Парные картинки»; строительно-конструктивные игры. «Речевое развитие» Описательный рассказ по игрушке «Наряд у куклы»; отгадывание загадок об игрушках; знакомство с устным народным творчеством. «Физическое развитие» Подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Гуси-лебеди», «Салки».
|
|
Работа с родителями
- Консультации для родителей:
- «Сказки читаем — речь развиваем!» (Приложение № 1)
- «Знакомьте малышей с народным фольклором» (Приложение № 2)
- «Все о дымковской игрушке» (Приложение № 3)
- Картотека: «Русские народные игры для малышей» (Приложение № 4)
- Анкетирование родителей (Приложение № 5)
- Помощь родителей в создании мини-музея «Куклы в народных костюмах»
- Выставка в групповой комнате «Изделия народных мастеров»
- Творческая выставка детских работ «Красота дымки»
- Совместно с родителями подготовить раскраски по народным сказкам, шаблоны дымковских игрушек.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобная совместная деятельность, игры и продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления. Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.
Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
.Проект предполагает творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.
Цель образовательного процесса была достигнута при использовании всех групп методов и объединение различных видов деятельности, интегрируясь, т.е. способов достижения цели, наглядных, словесных, практических, игровых, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.
Приложение №1
Консультация для родителей
«Сказки читаем — речь развиваем!»
Уважаемые родители! Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Можно сделать «домашний театр» (на магнитах, пальчиковый и др.) сказки показывать и рассказывать.
Сказка научит ребенка:
-пересказывать близко к тексту;
- обогатит словарь образными выражениями;
-научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи);
- научит оценивать поступки героев их взаимоотношения;
- разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.
Расскажите сказку "Теремок" (любая другая по Вашему желанию) Покажите детям героев сказки и скажите её название. Спросите героев, какой сказки они видят? Предложите рассказать сказку с использованием персонажей.
После показа сказки задайте вопросы: Как называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Кто первый пришел к теремку? Кто еще жил в теремке? Чем заканчивается сказка? Каким голосом говорит мышка, лягушка и др. персонажи. Какими словами называют в сказке зайчика (зайчик - побегайчик) мышку и др.
В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему?
Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно говорить, пересказывать.
Поиграйте вместе с детьми!
Игра – фантазия «Изобрази героев сказки»
Ребенок выбирает героев сказки, но не называет его, а изображает мимикой, жестами, движением. Взрослый отгадывает и хвалит за старание и оригинальность.
«Сказочник»
Предложите ребенку стать сказочником и придумать свою историю с героями сказки.
«Накорми животное»
Взрослый показывает героев сказки, а ребенок придумывает слова- еду, которую любит животное. Например: зайчик любит морковку, она сладкая, хрустящая, сочная и т. д.
Приложение №2
Консультация для родителей
"Знакомьте малышей с народным фольклором"
«Душа ребёнка-это росток,
Чтобы из семечка вырос цветок-
Много потратится сил и тепла
Нежного слова, улыбок, добра….»
Как часто мы видим такую картину: бабушка, держа малыша на руках, приговаривает: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки….» И ребёнок начинает хлопать в ладоши, пружиня ножками. Сам ритм стиха подталкивает его к движению. Народные потешки, прибаутки ребёнок должен слышать с самого рождения.
Уважаемые мамы, не важно, что малыш ещё не говорит, зато он слышит; так пойте ему! Несколько раз в день маленький ребёнок должен слышать народный фольклор. У малыша развивается речь, память, мышление, правильное дыхание, чувство ритма, музыкальный слух, творчество.
Используйте разнохарактерный репертуар. Очень важно не навязывать ребёнку то, что ему не нравится.
Пропевание произведений детского фольклора должно сопровождаться простейшими движениями: качанием, хлопками. Очень важно, чтобы слогоритмика поддерживалась ритмическими движениями. Вот несколько рекомендаций для того как подобрать репертуар фольклора.
1. Колыбельная. Снижает влияние внешних раздражителей. Успокаивает, создавая комфортное состояние.
2. Прибаутки. Их ритм прост, легко мелодии ложатся на слух, тренируется память и речь.
3. Небылицы. Развивают чувство юмора, логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
4. Скороговорки. Очень важно их распевать, это развивает правильное дыхание.
5. Игровые и плясовые песни. Игра доставляет радость.
6. Хоровод. В его сюжете отражается народный быт.
7. Пальчиковые игры. Развивается мелкая моторика рук, речь, мышление.
Ритм исполнения всегда должен быть спокойным, не громким, мягким. Ребёнок не должен уставать от одного и того же. Заинтересуйте его игрушкой, яркими картинками, книжками – малышками.
Знакомство с народным фольклором помогает каждому ребёнку обрести любовь к народным напевам, родному языку, творчеству.
Приложение №3
Консультация для родителей по народно-прикладному искусству
«Все о дымке»
Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству (Н. А. Ветлугина).
Эстетическое воспитание детей – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности только лишь в детском саду не приведёт к желаемым результатам. Поэтому родителям необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начиная приобщать детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.
Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.
Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.
Уважаемые родители, предлагаем Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества! Для этого воспользуйтесь нашими советами:
• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.
• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.
• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.
• Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
• Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.
• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Приложение №4
Картотека русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.
Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.
Вот одна из таких зазывалок:
Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.
Игра: «Салки»
Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.
Игра «У медведя во бору»
Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь сидит,
На нас глядит.
Медведь не спит
И на нас рычит!
Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),
Медведь за нами кинулся!
Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".
Игра «Гуси-лебеди»
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
Гуси-гуси! Га-га-га.
Есть хотите? Да, да, да.
Гуси-лебеди! Домой!
Серый волк под горой!
Что он там делает?
Рябчиков щиплет.
Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
Игра «Снег, снег кружится…»
(по стихотворению А. Барто)
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
Ход игры
Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится когда подует ветерок.
Воспитатель, предлагает покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»
Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок! вертелись, как снежок».
Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».
Дети разбегаются по площадке. Игра по желанию детей повторяется 3-4 раза.
Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит… »
Цель:- развивать у детей умение согласовывать движения со словами,
-бегать, подпрыгивать на двух ногах;
-игра способствует развитию речи.
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, .
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг… и убежал.
(Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются) .
Игра: «Угадай чей голосок»
Цель: Развитие слухового внимания
Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
И как скажем скок - скок - скок! -
Угадай чей голосок?
Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию воспитателя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.
Приложение №5
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.
- Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?________________________________________________
- Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?____________________________________________________
- Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?_________________________________________________
- Надо ли знать народные сказки и былины?___________________________________________________
- Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___________________
___________________________________________________________
- Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___________________________________________________
- Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?____________________________________________________________________________________________________________
- Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?_____________________________________________________
- Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?_________________________________________________________________________________________________________
- Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?____________________________
__________________________________________________________
Приложение №6
Народные пословицы и поговорки
- В тесноте, да не в обиде.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Играй, играй, да дело знай.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Окончил дело — гуляй смело.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Делу время, потехе час.
- Долог день до вечера, если делать нечего.
- Кто не работает, тот не ест.
- Умелые руки не знают скуки.
- Терпение и труд все перетрут.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Не спеши языком, спеши делом.
- За всякое дело берись умело.
- Семеро одного не ждут.
- Наш пострел везде поспел
- Всё готово, да бестолково
- Поспешишь – людей насмешишь
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка
Скороговорки русские народные для детей.
- У осы не усы,
Не усищи, а усики.
- Течет речка,
Печет печка,
Течет речка,
Печет печка!
- Валя на проталинке
Промочила валенки.
Валенки у Валеньки
Сохнут на завалинке.
- Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.
- Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон.
- Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
- Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё не спишь, шуршишь.
Мышонок отвечает мыши:
- Шуршать я буду тише.
Русские народные загадки
- В нем ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Ответ: Плод с семенами)
- Весь свет одевает, сама одежды не знает. (Ответ: Игла)
- Без рук, без топоренка, построена избенка. (Ответ: Гнездо)
- Без рук, без ног, а ходить умеют. (Ответ: Часы)
- Сидит дед, во сто шуб одет. Тот кто его раздевает, слезы проливает. (Ответ: Лук)
- Стоит копна среди двора , спереди – вила, сзади – метла. (Ответ: Корова)
- Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. Ответ: Глаза
- Никого она не обижает, А её все толкают. (Ответ: Дверь)
- Когда одна другой касается – Хлопок получается. (Ответ: Ладони)
- С потолка свисает груша, И не думай ее скушать. Ярко светится, как солнце, А уронишь – разобьётся. (Ответ: Лампочка)
- Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко, И умылся серой лапкой. Берегись, мышиный род! На охоту вышел… (кот).
- Явился в жёлтой шубке: - Прощайте, две скорлупки!
(Цыплёнок)
- Что за зверь со мной играет? НЕ мычит, не ржёт, не лает, нападает на клубки, прячет в лапки когти.
(Котёнок)
- Собой не птица,
Петь не поет,
Кто к хозяину идет -
Она знать дает.
(Собака)
Русские народные пальчиковые игры
"Пять братьев - пальчиков"
Собираем пальчики в кулачок.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
На каждую строчку отгибаем один пальчик :
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
Этот - ел.
Ну а этот лишь глядел!
*******
Идут четыре братца навстречу старшему.
-Здравствую большак!
-Здорово указка,
(соединить с большим указательный пальчик)
Мишка - середка,
(соединить с большим средний пальчик)
Гришка - сиротка,
(соединить с большим безымянный пальчик)
Да крошка - Тимошка!
(соединить с большим мизинчиком)
*******
Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю (знакомство с частями тела).
Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю,
Я на Ванечку, на пригожего, посмотрю,
Взрослый гладит малыша (ручки, ножки).
Какие у Ванечки глазки!
(показывает, где глазки.)
Какие у Ванечки ручки!
(показывает ручки.)
Какие у Ванечки ножки!
( показывает, где ножки.)
Побежали по дорожке.
Ребёнок и взрослый бегут, взявшись за руки.
Этот пальчик
Этот пальчик хочет спать, | Разогните большой пальчик малыша. |
Этот пальчик лег в кровать, | Разогните указательный пальчик малыша. |
Этот пальчик прикорнул, | Разогните средний пальчик малыша. |
Этот пальчик уж уснул! | Разогните безымянный пальчик малыша. |
А последний – пятый пальчик | Потеребите мизинчик за кончик. |
Мы сейчас его уложим | Положите мизинчик рядом с другими пальчиками. |
Замок
Пусть малыш повторяет за вами ваши движения.
На двери висел замок. | Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите. |
Потянули, | Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны. |
Покрутили, | Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой. |
Постучали | Не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга. |
И открыли. | Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны. |
Приложение №7
Конспект занятия
«Дымковская игрушка – лошадка»
Цель. Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым.
Программные задачи. Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками, правильно держать палочку, аккуратно обмакивать ее в гуашь и ритмично наносить точки. Развивать эстетическое восприятие, способствовать восприятию первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости. Приобщать к пониманию выразительных средств изображения (светлый, яркий, пониманию цветов – красный, синий). Совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать желание рассматривать народные игрушки.
Виды детской деятельности. Игровая деятельность, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.
Форма деятельности. Совместная деятельность взрослого и детей.
Форма проведения. Ситуация-игра.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, беседа «Откуда пришла к нам Дымковская игрушка?».
Словарная работа. Грива, табун, мастер.
Методические приемы. Беседа, рассказ, объяснения, вопросы к детям, сюрпризный момент, пальчиковая игра, проблемная ситуация, рассматривание, пояснение, педагогическая оценка.
Материалы и оборудование. Иллюстрации дымковской игрушки, заготовка шаблона – лошадка, мольберт, гуашь красного и синего цветов, ватные палочки, салфетки: бумажные и влажные для рук, модуль – тележка.
Ход занятия
- Организационный момент.
-Ребята, у нас сегодня гости, давайте мы с ними поздороваемся.
Д/Игра -приветствие.
Здравствуйте ладошки (хлоп, хлоп, хлоп)
Здравствуйте ножки (топ, топ, топ)
Здравствуйте щечки (плюх, плюх, плюх)
Здравствуйте губки (имитация поцелуя)
Здравствуй носик (пим, пим, пим)
Здравствуйте гости (привееет)
- Основная часть.
-Ребята, я сегодня получила по почте письмо с загадкой, попробуем отгадать?
У меня большая грива
ушки и копытца.
Прокачу того игриво, кто не побоится.
Моя шерстка гладка
Кто же я (лошадка).
Ай да молодцы ребята, загадку отгадали и теперь лошадка приглашает нас к себе в гости, поедем? Занимайте места.
Дети встают за модуль тележки
По дорожке белой, гладкой
(все пальцы ритмично "скачут"по столу)
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок-цок, цок-цок
Скачет целый табунок.
-Ну вот ребята, мы приехали.
- Посмотрите, какая она красивая, это лошадка-игрушка. Ее сделал мастер, чтоб мы могли ею любоваться и она украшала наш дом.
-Посмотрите, как ее раскрасил мастер: сама лошадка белая, хвост и грива черные, по бокам у нее кружочки, их много, они такие яркие: красные и синие
Ах, лошадка, какая грива черная
по бокам кружочки
точки, точки, точки.
- Рисование
Мне так понравилась лошадка, что, я тоже решила ее разрисовать (показ рисунка на мольберте)
Вам нравится моя лошадка?
Ответы детей
-Какая она?
Ответы детей
-Какими цветами я ее раскрасила?
Ответы детей
-Какие узоры я нарисовала?
Ответы детей
-Конечно ребята, яркими: красными и синими.
Моей лошадке очень нравится ее наряд и она улыбается.
-А посмотрите, сколько еще грустных лошадок, как вы думаете -почему?
(нет красивого наряда)
-Давайте мы тоже превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадкам красивые наряды? И тогда они тоже будут улыбаться.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть.
Физкультминутка:
Мы поскачем, скачем, скачем, скачем на лошадке!
Мы давным-давно не плачем, все у нас в порядке!
-Но вот мы и отдохнули, теперь приступаем к работе.
-Надо взять палочку, обмакнуть ее в краску, и аккуратно приложить ее на бочок к лошадке (показ)
Чтение стихотворения
Ах лошадка какая, грива черная
по бокам кружочки, точки, точки, точки.
-Подойдите ребята к столам, там вас ждут грустные лошадки и украсьте их, чтобы они тоже улыбались.
Художественно-творческая деятельность детей, инструкция по выполнению работы, музыкальное сопровождение.
-Рисуйте аккуратно, палочку прикладывайте ровно, чтобы получился красивый круг.
Рассматривание детских работ.
- Рефлексия.
-Вам понравилось разрисовывать лошадок?
ответы детей.
-Какие узоры вы рисовали?
ответы детей.
-Чем вы их раскрашивали, какими цветами?
ответы детей.
-Посмотрите ребята, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас лошадки. Они уже улыбаются, значит им тоже все нравится.
- Я очень рада за вас, молодцы! все старались, были активные, внимательные и дружные!
-А еще лошадкам было бы приятно услышать стихотворения про них.
Дети могут рассказать стихотворение: Ах лошадка., Я люблю свою лошадку.
А теперь мы прощаемся с нашими гостями и отправляемся обратно в детский сад.
По дороге белой гладкой,
скачут пальцы как лошадки
цок-цок-цок-цок
скачет резвый табунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини проект_Знакомство с народными культурами и традициями
ЦельРасширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством....
Мини-проект "Знакомство с народными культурами и традициями"
Цель: Приобщение детей к народной культуре. Ознакомление с народными промыслами, народными игрушками...
Проект "Знакомство с русской культурой и традициями"
Расширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Внедрение методадетских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процес...
Недельный проект 2-младшая группа Тема проекта: «Знакомство с народной культурой и традициями»
Тема проекта: «Знакомство с народной культурой и традициями» Цель: создание условий для расширения представления детей о народных традициях и обычаях...
Знакомство с русской культурой и традициями
Занятие в старшей группе "Теремок"ГБДОУ детский сад 2...
Знакомство с русской культурой и традициями
Виссарион Григорьевича Белинский « Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные я...
Весна .Знакомство с русской культурой и традициями
Знакомство с русской культурой и традициями...