Знакомство с русской культурой и традициями
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-_kultura_i_traditsii_russkogo_naroda.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности интегрированного типа по теме
«Знакомство
с народной культурой и традициями».
в старшей группе №10
ГБДОУ детский сад №2
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Выполнила воспитатель:
Моренкова М.Б.
Возраст: старшая группа (5-6 лет)
Цель: Развитие интереса к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста. Приобщение к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
Познавательное развитие:
- познакомить детей с разновидностями русской народной одежды (повседневная, свадебная и т.д.)
- разучить с детьми новые игры,заклички,которые придумал русский народ
Развивающие:
Познавательное развитие:
- развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с
народным костюмом
Речевое развитие:
• Развивать связную речь детей, умение описывать русскую народную одежду.
Обогащать и активизировать словарь детей (кокошник)
- Разучивание старинных игр.
- Развивать память, логическое мышление.
Художественно - эстетическое развитие:
- Развивать художественный вкус, творческие способности.
Воспитательные:
социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать интерес к русским народным песням и играм, к русской народной культуре.
- Воспитывать дружеское отношение друг другу и окружающим, умение взаимодействовать в коллективе.
Оборудование: мультимедийная презентация «Русский народный костюм».
Музыкальное сопровождение –русские народные песни.
Шарф для игры в «Палочка-стукалочка».
Картинки с изображением р.н.костюмов и кокошников и костюмов других народностей.
Заготовки кокошников для украшения.
Игра «Разрезные картинки».
Кукла в р.н.костюме – девочка.
Ход:
Часть | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная | Закройте глаза и посчитайте до трех Дети закрывают глаза и считают до трех В. Открывайте глаза. Мы с вами чудесным образом оказались в одной из мастерских в городе мастеров на все руки. А вот и хозяйка этой мастерской. В.(говорит от имени куклы) Здравствуйте, детишки: Девчонки и мальчишки Спасибо, что мимо не прошли Ко мне в гости зашли Проходите, не стесняйтесь, Поудобнее располагайтесь! В. Какая интересная девочка. И одета чудно. А что за наряд на девочке. Дети. Девочка одета в русский народный костюм. В. Спросим, как ее зовут. Кто – то из детей спрашивает куклу В. (от имени куклы) Зовут меня Алена. Друзья зовут Аленка. В. Ребята, вам не показалось, что голос у Алены грустный? Ответы детей В. Что случилось у тебя? В. (от имени куклы) Я расскажу вам одну историю, и вы поймете, почему я расстроена. В нашем городе мастеров живет волшебница Вероника. Когда – то она была веселой, доброй. Но однажды она заболела какой – то странной болезнью – перестала видеть красоту. Все вокруг кажется ей некрасивым. Она начала совершать недобрые дела. Вот недавно зашла в мою мастерскую и сдула с украшенных мною кокошников все украшения. В. Действительно, все кокошники без украшений. Не расстраивайся, Аленка, мы что – нибудь придумаем. Ребята, как мы можем помочь Аленке? Дети говорят о том, что могут помочь Аленке украсить кокошники. | Дети стоят полукругом |
Основ- ная | В. Слайд №2 Для начала, мы выясним, что такое кокошник и как его нужно украшать. Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Кокошники изготавливали на твердой основе, затем обшивали дорогой тканью. После этого, украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекол. Также кокошники украшали драгоценными камнями (показ слайдов, с изображениями по- разному украшенных кокошников). Этот головной убор изготавливался мастерицами – «кокошницами». Слайд №3 Поверх кокошников часто носили шелковые и шерстяные платки (показ слайдов). Кокошники предназначались для праздников, все невесты на свадьбах надевали их. А на праздниках народ веселился от души. Пели, играли в народные игры. (Почему их так называют?) - А во время гуляний и игр народ читал заклички, (зачем?) чтобы привлечь хорошую погоду и удачу. Дети читают заклички: «Солнышко, солнышко, Колоколнышко! Не пеки за реку, Пеки к нам в окно, Будет нам тепло!» «Ягода клюква, покажись крупна, Да подснежная, да валежная, Мы тебя искали, По кочкам скакали!» «Месяц, месяц свети! Под плетень гляди! Ходи гуляй, Да нас утешай!» Предлагаю и вам поиграть в русскую народную игру «Палочка – стукалочка». Дети выбирают водящего, он становится в круг, в руке палочка, глаза завязаны. Со словами: А знаете, ребята, что раньше на Руси люди лето работали: пахали, сеяли, урожай собирали, а как осень настанет, то гостей приглашали, да праздники начинали. Парни и девушки доставали свои лучшие рубахи и сарафаны, наряжались и шли песни петь, да хороводы водить. И я приглашаю вас посмотреть какую одежду на Руси носили и как ее вышивкой украшали. Слайд №4 показ презентации Слайд 22 игры - Игра «Найди русский костюм» (3 человека) - Игра «Собери русский народный костюм из частей» (по 2 человека). -Русская народная игра «Золотые ворота» Нельзя останавливаться перед воротами, размыкать руки. В начале игры выбирают солнце и месяц. Они надевают соответствующие шапочки, становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие также берутся за руки и вереницей идут через ворота. Ворота закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что ворота закрываются в конце стихотворения, спешат быстро проскочить в них. Пойманный игрок становится за солнцем или месяцем и игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут разделены на две группы. «Золотые ворота пропускают не всегда. Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас.» | Дети рассматривают и описывают |
Заключи тельная | Ну что ж, мы сегодня познакомились с русским народным костюмом, поиграли в народные игры. А после сна поможем Аленке и распишем кокошники. А сейчас посмотрите мультфильм о том, как русский народ трудился, отдыхал, какие пел песни. Просмотр мультфильма «Морожены песни» |
|
Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь водить ты!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...
Проект «Знакомство с русской культурой и традициями»
Проект может быть использован при работе дошкольного образовательного учреждения по программе «Детство» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева...
«Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор »
Краткосрочный проект по теме«Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ».Подготовительная группа. Подготовила Глаголева Н.В.,воспитатель высш. кв. кат...
Проект "Знакомство с русской культурой и традициями"
Расширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Внедрение методадетских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процес...
Знакомство с русской культурой и традициями
Виссарион Григорьевича Белинский « Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные я...
Краткосрочный проект по теме Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор.
Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.Задачи:·Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенк...
Весна .Знакомство с русской культурой и традициями
Знакомство с русской культурой и традициями...