Знакомство с русской культурой и традициями
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие в старшей группе "Теремок"ГБДОУ детский сад 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_kultura_i_traditsii_russkogo_naroda.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности интегрированного типа по теме

«Знакомство

с народной культурой и традициями».

в старшей группе №10

ГБДОУ детский сад №2

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Выполнила воспитатель:

Моренкова М.Б.

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Цель:  Развитие  интереса к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста. Приобщение к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

Познавательное развитие:

- познакомить детей с разновидностями русской народной одежды (повседневная, свадебная и т.д.)

- разучить с детьми новые игры,заклички,которые придумал русский народ

Развивающие:

Познавательное развитие:

  • развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с

народным костюмом

Речевое развитие:

• Развивать связную речь детей, умение описывать русскую народную одежду.

Обогащать и активизировать словарь детей (кокошник)

  • Разучивание старинных игр.
  • Развивать память, логическое мышление.

Художественно - эстетическое развитие:

  • Развивать художественный вкус, творческие способности.

Воспитательные: 

социально-коммуникативное развитие: 

  •  Воспитывать интерес  к русским народным песням и играм, к русской народной культуре.
  • Воспитывать дружеское отношение друг другу и окружающим, умение взаимодействовать в коллективе.

Оборудование: мультимедийная презентация «Русский народный костюм».

Музыкальное сопровождение –русские народные песни.

 Шарф для игры в «Палочка-стукалочка».

Картинки с изображением р.н.костюмов и кокошников и костюмов других народностей.

Заготовки кокошников для украшения.

Игра «Разрезные картинки».

Кукла в р.н.костюме – девочка.



Ход:

Часть

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная

Закройте глаза и посчитайте до трех

Дети закрывают глаза и считают до трех

В.  Открывайте глаза. Мы с вами чудесным образом оказались в одной из мастерских в городе мастеров на все руки. А вот и хозяйка этой мастерской.

В.(говорит от имени куклы)

Здравствуйте, детишки:

Девчонки и мальчишки

Спасибо, что мимо не прошли

Ко мне в гости зашли

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее  располагайтесь!

В.  Какая интересная девочка.  И одета чудно.  А что за наряд на девочке.

Дети.  Девочка одета в русский народный костюм.

В. Спросим, как ее зовут.

Кто – то из детей спрашивает куклу

В. (от имени куклы) Зовут меня Алена. Друзья зовут Аленка.

В. Ребята, вам не показалось, что голос у Алены грустный?

Ответы детей

В. Что случилось у тебя?

В. (от имени куклы) Я расскажу вам одну историю, и вы поймете, почему я расстроена. В нашем городе мастеров живет волшебница Вероника. Когда – то она была веселой, доброй. Но однажды она заболела какой – то странной болезнью – перестала видеть красоту. Все вокруг кажется ей некрасивым. Она начала совершать недобрые дела. Вот недавно зашла в мою мастерскую и сдула с украшенных мною кокошников все украшения.

В. Действительно, все кокошники без украшений. Не расстраивайся, Аленка,  мы что – нибудь придумаем. Ребята, как мы можем помочь Аленке?

Дети говорят о том, что могут помочь Аленке украсить кокошники.

Дети стоят полукругом

Основ-

ная

В.

Слайд №2

 Для начала, мы выясним, что такое кокошник и как его нужно украшать. Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Кокошники изготавливали на твердой основе, затем обшивали дорогой тканью. После этого, украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекол. Также кокошники украшали драгоценными камнями (показ слайдов,  с изображениями по- разному украшенных кокошников). Этот головной убор изготавливался мастерицами – «кокошницами».

Слайд №3

 Поверх кокошников часто носили шелковые и шерстяные платки (показ слайдов). Кокошники предназначались для праздников, все невесты на свадьбах надевали их.

А на праздниках народ веселился от души. Пели, играли в народные игры. (Почему их так называют?)

- А во время гуляний и игр народ читал заклички, (зачем?) чтобы привлечь хорошую погоду и удачу.

Дети читают заклички:

«Солнышко, солнышко,

Колоколнышко!

Не пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло!»

«Ягода клюква, покажись крупна,

Да подснежная, да валежная,

Мы тебя искали,

По кочкам скакали!»

«Месяц, месяц свети!

Под плетень гляди!

Ходи гуляй,

Да нас утешай!»

 Предлагаю и вам поиграть в русскую народную игру «Палочка – стукалочка».

Дети выбирают водящего, он становится в круг, в руке палочка, глаза завязаны. Со словами:
- Раз, два, три, четыре, пять — 
Будет палочка стучать.
А как скажет:
- Скок, скок, - 
Отгадай, чей голосок?
- кружится в кругу, указывая на детей. На слова: «Скок, скок» останавливается, и тот, на кого указывает палочка, берется за другой ее конец и произносить имя водящего. Водящий должен узнать, кто его позвал. Правильно отгаданный, становится водящим.

А знаете, ребята, что раньше на Руси люди лето работали: пахали, сеяли, урожай собирали, а как осень  настанет, то гостей приглашали, да праздники начинали. Парни и девушки доставали свои лучшие рубахи и сарафаны, наряжались и шли песни петь, да хороводы водить. И я приглашаю вас посмотреть какую одежду на Руси носили и как ее вышивкой украшали.

Слайд №4 показ презентации

Слайд 22 игры

- Игра «Найди русский костюм» (3 человека)

- Игра «Собери русский народный костюм из частей» (по 2 человека).

-Русская народная игра «Золотые ворота»

Нельзя останавливаться перед воротами, размыкать руки.

В начале игры выбирают солнце и месяц. Они надевают соответствующие шапочки, становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие также берутся за руки и вереницей идут через ворота.

Ворота закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что ворота закрываются в конце стихотворения, спешат быстро проскочить в них. Пойманный игрок становится за солнцем или месяцем и игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут разделены на две группы.

«Золотые ворота пропускают не всегда. Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас.»

Дети рассматривают и описывают

Заключи

тельная

Ну что ж, мы сегодня познакомились с русским народным костюмом, поиграли в народные игры. А после сна поможем Аленке и распишем кокошники.

А сейчас посмотрите мультфильм о том, как русский народ трудился, отдыхал, какие пел песни.

Просмотр мультфильма «Морожены песни»

 

Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь водить ты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...

Проект «Знакомство с русской культурой и традициями»

Проект может быть использован при работе дошкольного образовательного учреждения по программе «Детство»   (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева...

«Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор »

Краткосрочный проект по теме«Знакомство с народной культурой и традициями.  Русский фольклор ».Подготовительная группа. Подготовила Глаголева Н.В.,воспитатель высш. кв. кат...

Проект "Знакомство с русской культурой и традициями"

Расширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Внедрение методадетских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процес...

Знакомство с русской культурой и традициями

Виссарион Григорьевича Белинский  « Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные я...

Краткосрочный проект по теме Знакомство с народной культурой и традициями.  Русский фольклор.

Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.Задачи:·Знакомить  детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенк...

Весна .Знакомство с русской культурой и традициями

Знакомство с русской культурой и традициями...