НОД Самовары России
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Конспект + презентация + самоанализ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_samovary_rossii.docx | 25.3 КБ |
prezentatsiya_russkiy_samovar.pptx | 2.57 МБ |
samoanaliz_nod_samovary_rossii.docx | 15.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
для детей старшей группы
на тему «Самовары России»
Подготовила и провела:
воспитатель МКДОУ
«Шварцевский д/с»
Пешехонова Г.А.
2014г
Цель: Закреплять знания детей о разновидностях самоваров, об истории самовара , понятие «традиции»;активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развивать мышление, воображение. Развивать познавательные и творческие способности, эстетические чувства и чувство прекрасного. Вызвать интерес к фольклору. Обобщать и систематизировать знания детей о чае, о странах, где выращивают чай.
Задачи:
1.Образовательная:
Через диалог, игры, проблемные вопросы и ситуации закреплять знания и навыки детей о народных художественных промыслах русских мастеров. Обогащать эмоциональную и интеллектуальную сферы. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы. Обогатить чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. 2. Развивающая:
Развивать эстетическое восприятие, интерес к нетрадиционной технике рисования. Развивать воображение, память, мелкую моторику рук, чувство цвета через беседу, дидактические игры, наглядные пособия, декоративное рисование.
3.Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к работам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.
Предварительная работа: вырезывание из бумаги трафаретов различных видов самоваров, покрытие их акриловой шпатлевкой и желтой гуашью; изучение различных народных промыслов России ( Вологодские кружева, Городецкая роспись, Жостовская роспись, Хохлома, Гжель), посещение мини-музея «Русская горница», рассматривание домашней утвари, раскрашенную русскими умельцами, чтение художественной литературы
( К. И. Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха»), беседа о тульском самоваре и основателях тульского самовара братьях Лисициных, подбор иллюстраций самоваров различных модификаций, заучивание потешек, разучивание хороводной игры « Самовар». Материал к занятию: презентация « Самовары России», расписная домашняя утварь, карта мира, чай в железных баночках, образцы самоваров, вырезанные из бумаги, музыкальные произведения русских композиторов и народная музыка, материалы для рисования, костюм скомороха, самовара, Хозяюшки, посуда для чаепития, платок для игры в «Жмурки»
Ход
Дети стоят на импровизированной сцене перед русской избой. Звучит русская народная мелодия.
Воспитатель: Дети, давайте повернемся друг к другу лицами, подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! (звучит песенка из мультфильма «Крошка Енот» «Улыбка»).
Появляется Скоморох:
Внимание, внимание! Сегодня мы приглашаем любителей чая из разных уголков России.
Просим, просим , приглашаем Заходи, честной народ ! Вкусным чаем угощаем Всех, кто нынче к нам зайдет Расступись честной народ К нам Хозяюшка идет. (входит Хозяюшка) Хозяюшка (приглашая в горницу):
-Проходите, проходите! Рада видеть вас у себя в доме. Осмотритесь, здесь отовсюду веет стариной. Посмотрите на интересную мебель и красочную кухонную утварь. Как красиво расписаны кухонные доски (городецкая роспись), подносы (жостовская роспись), посуда (гжель), игрушки (дымковские и филимоновские игрушки). Все это сделал русский народ, народные умельцы. А это самовары, сделанные Тульскими мастерами.
Вот и я иду, самовар несу, Самовар кипит, гостей угощать велит! Здравствуйте, гости дорогие и маленькие и большие, Русские, чуваши, татары и мордва, Вас к себе в гости давно ждала. Всех мы привечаем, всех угощаем, да непростым чаем, А с песнями да сказками, народными плясками, Небылицами да стихами, всем, что любим сами. Скоморох: Да, самовар хорош! Хозяюшка: А вы знаете что-нибудь о самоварах? Ребенок: В Суксуне, на Урале самовар родился, В веке девятнадцатом он в Туле очутился. Самовары делали там медные, стальные, А для знатных и богатых даже золотые. Хозяюшка: Самовары делали разными по форме, украшали узорами. Были самовары похожие на бокалы, колонны, на круглые шары, а были похожие на сундучок, паровоз, яйцо, петуха. Обратите внимание на выставку самоваров, все они разные. В Туле в 1778году братья Лисицины изготовили первый самовар, он был из меди. Самовары были разной формы и отделки. Самовар - символ уюта, тепла, семейного очага. Самовары стоили дорого, их берегли, ухаживали за ними, передавали по наследству. Лучшие самовары отмечались призами и наградами. Хозяюшка: Давайте из разрезных картинок соберем самый большой самовар.
(Дети собирают разрезные картинки, в процессе вспоминают названия частей, их назначение)
Хозяюшка: Покажите гостю жаровой самовар. Как вы его узнали? Дети: Есть труба для топки. Хозяюшка: Принесите и покажите, чем топили жаровые самовары.
Дети приносят шишки и щепочки. Хозяюшка: А из каких самоваров сейчас пьют чай? Дети: Из электрических (показывают). Показ презентации «Самовары России»
Физкультминутка: Дети стоят в кругу. Самовар кипит, пыхтит (дети: пых-пых) Из трубы дымок валит. Приглашу своих друзей (взмахи руками) Приходите поскорей.
Я готовлю угощенье. Будет всем на удивленье (замешивают тесто)
Пейте чай мои друзья (показывают)
Ведь старался я не зря (пляска по народную музыку). Хозяюшка: У нас в избе на столе лежат трафареты самоваров. Давайте их разукрасим, используя разные техники рисования. (рисование пальчиком, ладошкой, набрызг, смешивание красок, примакивание губкой). Предлагаю вам подумать, какой способ вы будете использовать для украшения своего самовара, какой материал вам нужен.
Дети выбирают необходимый материал и приступают к выполнению задания.
В процессе работы воспитатель и Хозяюшка помогают, советуют, напоминают приемы исполнения той или иной техники, элементы узоров.
Далее Хозяюшка предлагает детям рассказать о своем самоваре, какие приемы использовали.
Дети, показывая поделку: 1. Хохлома Самовары не простые, а точно золотые!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками.
Называется она - золотая хохлома. (использовали способ смешивание красок, завитки , листочки, ягодки). 2. Дымково (самовар в виде петушка) Есть в России уголок, где из труб идет дымок.
Знаменита деревушка яркой глиняной избушкой:
свистульками звонкими с голосами тонкими,
пестрыми фигурками, кошечками Мурками,
расписными петухами, курицами, индюками.
Змейки, ленточки и точки, клетки, кольца, завиточки.
Веселит, ласкает взор пестрый Дымковский узор (использовали способ примакивания ладошки, украшение клеточками, точками.) 3.Городец (овальный самовар) Был самовар некрашеный, простой неприглядный,
а стал разукрашенный и празднично нарядным.
В руках умельца самовар узором заиграет,
гирляндами из розочек украшен он по краю.
Вот барыня красавица понравилась лихому молодцу,
идут они гуляют по Городцу (использовали прием набрызга, примакивание губкой).
4. Жостово. Вот черный, изящный.
С букетом из лилий, пионов и роз.
На нем бликами летними солнце играет,
каймою золотой по краю сверкает (использовали прием примакивания губкой, рисование пальчиком, тычки, завитки). Скоморох: Ох, и хороши получились самовары. Давайте оформим выставку всех ваших работ, будем любоваться сами и порадуем своих родителей и гостей. (дети выставляют свои поделки на заранее приготовленную доску). Вот вам и подарок. (достает две баночки с чаем). Знаете ли вы, дети, где растут чайные кусты? Дети, показывая на карте: В Китае, Индии и в России в Краснодарском крае . Скоморох:
Чай бывает черный, зеленый, желтый, красный и даже белый. Давайте поиграем в игру.
Игра со скоморохом в «Жмурки», угадывают по запаху чай (черный или зеленый).
Дети: А мы знаем поговорки о самоваре: Выпьешь чайку- забудешь тоску. Самовар кипит - уходить не велит. Чай попьешь до 100 лет проживешь. За чаем не скучаем. Если чай не пьешь, где силы возьмешь. Печка- матушка, а самовар - батюшка. Дети встают в круг, ходят по кругу по народную музыку и произносят: Старый медный самовар! Может стал ты слишком стар? Все стоишь, да пыхтишь, все никак не закипишь. Появляется Самовар (мальчик в костюме самовара): Что вы, что вы? Как не стыдно? Даже слушать мне обидно! Как сейчас разозлюсь, как сейчас раскипячусь! Все во мне клокочет, все кипит, кто чаю хочет? Дети: Наливай, наливай самый вкусный свежий чай.
«Самовар» приглашает всех к столу. Чаепитие. Хозяюшка: Вот и закончилось наше знакомство. Приходите в гости, мы вам всегда рады.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара – Тула. Но есть свидетельства, что первые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя .
В 1778 году в Туле был изготовлен первый тульский самовар.
В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
В Словаре русского языка говорится: "Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями". В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, медный с трубою и жаровнею внутри ". Самовар вошел в каждый дом. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Что такое самовар?
Стенка - основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения. Шейка - нижняя часть самовара. Репеек - фигурная пластинка, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран. Душничок - отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипении воды в самоваре. Заглушка - колпачок для закрытия кувшина.
Внешне он напоминает чайник с большим изогну-тым носиком, но внутри у него припаян кувшин, куда закладывали угли ( позд-нее такое устройство кувшина мы увидели в самоваре), а внизу сбитен-ника – поддувало. Такие сбитенники делали в Туле. Они служили для пригото-вления горячего аромат-ного народного напитка ( сбитня ) из воды, меда, прянностей и трав. Чайник-самовар ( сбитенник )
Некоторые фабриканты изготовляли самовары-кофейники, которые внешне мало чем отлича-лись от чайного самовара. Во внутреннюю часть на кувшин укреплялось ситечко для процеживания кофе. Самовары – кофей-ники встречаются редко: этот напиток был доступен только знати. Чайник самовар
Самовары-кофейники Самовар гудит, шумит, Только с виду он сердит. К потолку пускает пар Наш красавец-самовар.
Самовар – ваза «Кратер»
Самовар – ваза «Флорентийская ваза»
Самовар дорожный Самовар – ваза «Многогранник»
Самовар бочонком Самовар «Тюльпан»
Самовар «Жёлудь» Самовар «Арбуз»
Предварительный просмотр:
Старший дошкольный возраст - важный этап в жизни ребенка. Это яркий период открытий , удивлений , любознательности. Потенциал дошколят растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки к школьному обучению. Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребности в движении, смене деятельности в рамках занятия. В связи с этим занятие «Самовары России» построено с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Цель: Создание условий для художественно- эстетического развития детей. Закрепление знания детей о разновидностях самоваров, об истории самовара. Активизация познавательного процесса, внимания и памяти детей, развитие мышления, воображения. Развитие познавательных и творческих способностей, эстетических чувств. Обобщение и систематизация знаний детей о чае, о странах, где выращивают чай.. Задачи: образовательные- через диалог, игры, проблемные вопросы и ситуации закреплять знания и навыки детей о народных художественных промыслах русских мастеров. Обогащать эмоциональную и интеллектуальную сферы. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы. Обогатить чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Развивающие- развивать эстетическое восприятие, интерес к нетрадиционной технике рисования. Развивать воображение, память, мелкую моторику рук, чувство цвета через беседу, дидактические игры, наглядные пособия, декоративное рисование. Воспитательные- воспитывать бережное отношение к работам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру. Форма организации занятия: фронтальная ( по типу- занятие закрепление и творческое применение. ) 1 этап- Организационный: Дидактическая задача: организовать детей, привлечь внимание, вызвать интерес детей к занятию. Использовала песенку из мультфильма «Крошка Енот» «Улыбка». 2 этап- Мотивационный: Дидактическая задача: обеспечить принятие детьми цели занятия, актуализировать имеющиеся знания. Методы: словесный, наглядный с применением ИКТ, практический, игровой.
Занятие проводилось в соответствии с конспектом. Длительность 25 минут. Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующей данному возрасту. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы в интересной и занимательной форме. В ходе НОД использовались наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей, побуждали к действию, вызывали интерес. Их размещение и использование было рациональным, продуманным. Используемая на занятии музыка усиливала эмоциональное восприятие. Организационный момент «Подари улыбку» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установление дружеских взаимоотношений. Занятие динамичное, оно включает в себя приемы, предусматривающие быструю смену деятельности ( сидя на ковре, игра стоя в кругу, перемещение, сидя на стульчиках, хоровод, самостоятельная деятельность, физкультминутка, экскурсия по русской горнице) это позволило избежать утомляемости детей. Во время занятия общалась с детьми на уровне партнерства. Подбирала приемы подачи материала, поддерживающие интерес к занятию. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Проблемные вопросы помогали закреплять знания детей о народных промыслах. Чтобы заинтересовать детей применила сюрпризный момент- Скоморох, хозяюшка. В ходе беседы вспомнили предметы старины: интересную мебель и красочную кухонную утварь, филимоновские и дымковские игрушки, сделанные русскими умельцами. Видеорассказ - презентация « Самовары России» пополнили знания детей о Тульских мастерах. Поставленная задача реализована. 3 этап-Закрепление и творческое применение. Закрепить представление детей о декоративном рисовании, используя нетрадиционные методы рисования (рисование пальчиком, ладошкой, набрызг, смешивание красок, примакивание губкой). Дидактический материал - образцы самоваров, покрытые акриловой шпатлевкой и желтой, черной, белой гуашью. По ходу выполнения задания было видно, что дети работают аккуратно, стараются, хотят, чтобы их работы понравились. Все дети справились с поставленными задачами. Оформили выставку «Русские самовары». 4 этап- Рефлексия. Дидактическая задача - вызвать у детей положительное отношение к результатам совместной деятельности. Форма организации групповая: игры, хоровод, чаепитие. Цель этапа- определить на сколько полно дети восприняли информацию о занятии. Для достижения цели были использованы метод стимулирования, мотивации, прием поощрения. Считаю, что все эти методы и приемы, используемые по ходу занятия, способствовали эмоциональному отклику детей, развитию внимания, мышления, памяти, воображения. С целью обеспечения целостности и интеграции педагогического процесса содержание данного занятия будет закреплено с детьми в разных режимных моментах, играх, продуктивной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Туляки, земляки мои - золотые умельцы России. Иван Иваныч Самовар
Сценарий праздника «ТУЛЯКИ, ЗЕМЛЯКИ МОИ – ЗОЛОТЫЕ УМЕЛЬЦЫ РОССИИ».ИВАН ИВАНЫЧ САМОВАР.Цели: познакомить детей с историей тульского края, с происхождением самовара.Задачи: 1. Формирование интереса...
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...
Туляки, Земляки мои-золотые умельцы России! "Иван Иваныч самовар"
"Иван Иваныч самовар"...
Конспект ОД "Самовар, самовар, самоварище"
Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности....
Проект "Самовар - символ России"
Беседы о самоваре. Подвижные, дидктические игры....
17 августа - день Самовара в России!
17 августа — День самовара. Самый первый русский самовар был сделан из меди и появился на Урале. Первая фабрика, специализирующаяся исключительно на производст...
Проект "Самовар - символ России"
Материал для работы с дошкольниками...