Туляки, Земляки мои-золотые умельцы России! "Иван Иваныч самовар"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Кадильникова Татьяна Алексеевна

"Иван Иваныч самовар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_u_samovara.docx166.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

 «ТУЛЯКИ, ЗЕМЛЯКИ МОИ – ЗОЛОТЫЕ УМЕЛЬЦЫ РОССИИ».

ИВАН ИВАНЫЧ САМОВАР.

Цели: познакомить детей с историей тульского края, с происхождением самовара.

Задачи: 1. Формирование интереса к историческому прошлому родного края;

                 2.Раскрытие творческого потенциала детей;

                 3.Развитие музыкально- певческих навыков;

                 4.Воспитание эстетического вкуса.

Оборудование: русские народные костюмы, костюм самовара, музыкальные инструменты (бубны, ложки, бубенцы, ксилофоны, треугольник), выставка самоваров, сбитенника, домик стилизованный под русский быт, украшенный самоваром, лаптями, традиционными рушниками тульского края.

Тульский коллекционер показал маленьким тулякам эксклюзивные самовары

Ход праздника

Дети входят в зал. Исполняют песню Зинаиды Роот «В гости к самовару» (игра на дми)

Презентация «Тула – Родина моя»

Ребенок: Здравствуйте, здравствуйте! Гости дорогие!

                   Спасибо что пришли сегодня к нам

                   Чайку свежего откушать,

                   Пирогов наших покушать.

 Ребенок: Будет всем вам здесь приятно

                   Побывать в гостях у нас,

Ребенок: Песни спеть, повеселиться

                   В русский пляс с душой пуститься,

Ребенок: Самоварам подивиться.

Вместе:    Все мы рады видеть вас

                   На нашем празднике сейчас!

Ребенок: У меня есть друг зеркальный,
                   Сроду не был он печальный.
                   И хотя он очень рыжий,
                   Он не немец, не поляк.
                   В мире нет мне друга ближе:
                   Он из Тулы, он туляк!
Ребенок: Говорят, ему сто лет,
                   Но совсем он не скелет:
                   И румян он, и пузат,
                   Как сто лет тому назад!
                   Все его, кто с ним знаком,
                   Почитают остряком.
Ребенок: Кто взглянуть в него захочет,
                   Непременно захохочет.
                   Ну-ка, быстро посмотри -
                   Узнаешь себя внутри?
Ребенок: Если нос у вас курнос -
                   Расплывется, как поднос!
                   Ну, а если длинный нос -
                   Он повиснет, как вопрос!
Ребенок: Узнаете эти груши?
                   Не пугайтесь - это уши.
                   Вы на друга дуться бросьте:
                   Заходите чаще в гости!
Ребенок: Все мальчишки здешних мест
                   Знают, что он шишки ест!
                   Он сперва воды напьется,
                   А потом глотнет огня,
                   А потом вдруг как займется
                   На крылечке у меня –
Ребенок: Засипит и забормочет,
                   Запоет и закипит!
                   Всех, кто чаю выпить хочет,
                   Он от пуза угостит!
Ведущая:  Самовар у нас хорош, просто загляденье. На столе стоит большой, пузатый, в медную броню одет, медали на солнце блестят. Резные ручки в бока упираются.  

Собрались мы сегодня не просто так, а потому что сегодня в нашем зале – праздник тульского самовара. С давних пор самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почётное    место в любом доме. Недаром говорили в народе: «Печка    – матушка, а самовар – батюшка».

Презентация «История русского самовара».

Ведущая:  А как вы думаете: что означает слово «самовар»?  …………………(ответы детей).

Ведущая: "Сам варит" - отсюда и слово произошло.  В самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни (слайд 3). Предшественниками самовара были сбитенник и самовар-кухня. Сбитенник напоминает чайник с большим изогнутым носиком, но внутри у него припаян кувшин, куда накладывают угли, а внизу  - поддувало. Такие сбитенники делали в Туле. Они служили для приготовления горячего ароматного народного напитка (сбитня) из воды, меда, пряностей и трав. (слайд 4) Сбитни были любимым напитком простых людей и на всех ярмарках шла бойкая сбитнем.

Ведущая: (слайд 5) В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые в середине были разделены на три части: в двух варилась пища, в третьей - чай.

Первый документ, в котором упоминается самовар, относится к 1746 году. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Но   достоверно известно, что к концу 18 века уже сложилось устройство самовара, принципы работы которого остаются неизменными, и по сей день. Больше всего самоваров делали в Туле. В нашем городе было открыто множество фабрик по производству самоваров. И вскоре Тулу стали называть самоварной столицей.

Ведущая: Ребята, а вы знаете как приготовить самовар к работе?  Посмотрите пожалуйста, как это делается. (Демонстрация устройства самовара)

Давайте мы сейчас поиграем в игру и растопим наш самовар. (артикуляционная и дыхательная гимнастика)

Ведущая: Молодцы, ребята, очень здорово получилось.

Ребенок: Выпивая чашку чая,
                   Я обычно не скучаю...
                   Потому что никогда
                   Я не пью его одна.

                   Приглашу на чашку чая

                    Всех своих друзей.

                    Ванечку, Светланку,

                    Юру и Наталку.

Песня «Самовар»

Ведущая: Хорош у нас самовар! Красив да удал, жаль только молчит, ничего о себе не расскажет.

Выходит, Самовар

Самовар: Здравствуйте мои друзья,

Иван Иванычем зовут меня.

Собрались вокруг меня

Гости дорогие, ребятки молодые

Будем чай пить, да сердце веселить.

Ведущая: Ой, ребята, кто же это к нам пришел? (ответы детей)

Поиграй с нами самовар.

Игра с самоваром. (2 команды: гости и дети. Кто больше приятных слов наговорит самовару, награда – конфета).

Ведущая: Иван Иваныч! Как здорово ты играл с нами, а теперь мы с тобой поиграем, и покажем тебе как ребята могут передавать характер героев небольшой сценки.

Иван Иваныч Самовар                             Дети качаются
был пузатый самовар,                              на ногах
трехведёрный самовар.                           из стороны в сторону,

В нем качался кипяток,                            проговаривая
пыхал паром кипяток,                              вместе с
разъярённый кипяток,                             воспитателем слова.

Лился в чашку через кран,                      Руку выставляют
через дырку прямо в кран,                     вперед, имитируя краник самовара,
прямо в чашку через кран.                     Делают пружинку.

Утром рано подошел,                              
к самовару подошел,
дядя Петя подошел.

Дядя Петя говорит:
"Дай-ка выпью,-- говорит,--
выпью чаю",-- говорит.

К самовару подошла,
тетя Катя подошла,
со стаканом подошла.

Тетя Катя говорит:
"Я, конечно,-- говорит,--
выпью тоже",-- говорит.

Вот и дедушка пришел,
очень старенький пришел,
в туфлях дедушка пришел.

Он зевнул и говорит:
"Выпить разве,-- говорит,--
чаю разве",-- говорит.

Тут и бабушка пришла,
очень старая пришла,
даже с палочкой пришла.

И, подумав, говорит:
"Что ли, выпить,-- говорит,--
что ли, чаю",-- говорит.

Вдруг девчонка прибежала,
к самовару прибежала --
это внучка прибежала.

"Наливайте!-- говорит,--
чашку чая,-- говорит,--
мне послаще",-- говорит.

Тут и Жучка прибежала,
с кошкой Муркой прибежала,
к самовару прибежала,

Чтоб им дали с молоком,
кипяточку с молоком,
с кипяченым молоком.

Вдруг Сережа приходил,
неумытый приходил,
всех он позже приходил.

"Подавайте!-- говорит,--
чашку чая,-- говорит,--
мне побольше",-- говорит.

Наклоняли, наклоняли,
наклоняли самовар,
но оттуда выбивался
только пар, пар, пар.

Наклоняли самовар,
будто шкап, шкап, шкап,
но оттуда выходило
только кап, кап, кап.

Самовар Иван Иваныч!
На столе Иван Иваныч!
Золотой Иван Иваныч!

Кипяточку не дает,
опоздавшим не дает
лежебокам не дает.

Самовар: Здорово, ребята! Повеселили вы меня, порадовали. Посмотрите у нас сегодня выставка самоваров, все они мои друзья-товарищи. Обратите внимание какие мы разные. На Руси много мастеров-самоварщиков было. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим и красивым.  Делали нас разными по форме: круглыми, гладкими, гранеными, квадратными (показ разных по форме самоваров: яйцо, репка, рюмка, ваза, шар и т. д.). Изготавливали нас из серебра, золота, меди, фарфора. Украшали самовары богатыми узорами, приделывали нам крантики, ручки, шапочки резные. Одни самовары делали совсем маленькими – это самоварцы, а другие великаны – это самоварища. С виду мы очень разные, а вот вода в нас греется одинаково быстро и долго не остывает. Угольки внутри горят и тепло свое воде отдают.

А вы знаете ребята что у самовара люди собирались не только для чаепития, но и устраивали посиделки, с играми, с плясками.

Ребенок: Словно радуга живая 
В ярких красках расцвела,
Огневая, вихревая
Пляска русская пошла.

Танец «Как Иван да Марья по полю пошли».

Самовар: Ох, спасибо. Так и пляшется, остановиться не могу. Ну молодцы. Что же продолжим нашу игру. Я буду задавать вопросы, а вы уважаемые гости и вы замечательные детишки – отвечайте. А за каждый правильный ответ команда будет получать сладкий приз – конфетку, сделанную на тульской фабрике «Ясная поляна». Сколько команда наберет сладких призов  – столько и съест.

1 вопрос:  В борьбе, с каким недугом помогает чай?                            

   -   С радикулитом;                                        

  -    С ушибами;                            

   -   С простудой.

2 вопрос: Почему Тулу называют самоварной столицей?

-    Потому что Тула – красивый город;

-    Потому что в Туле много пьют чая;

-    Потому что в Туле много делали самоваров.

3 вопрос: Как называли русские люди самовар?

-    Самовар пряник;

-    Самовар батюшка;

-    Самовар умница.

4 вопрос: Какое необычное применение нашёл чай в Древнем Китае?

(Чай был очень дорог, его могли позволить себе только богатые люди. В Китае измельчённые чайные листья спрессовывали в брикеты – лепёшки и использовали эти брикеты в качестве денег.)

5 вопрос: Чем славится наш город?

-    Пряники;

-    Оружие;

-    Самовары;

 -    Гармошки;

-    Филимоновская игрушка.

Самовар: Молодцы. Справились со всеми моими заданиями.

Ведущая: Наш праздник подходит к концу, он стал продолжением всеобщего празднования Дня Города Тулы. А в конце сегодняшнего праздника хотелось бы исполнить добрую песню. Уважаемые гости присоединяйтесь к нам.

1.Если вы пришли сегодня в гости к нам, 

 Будем рады Вас мы угостить.
Вот уж самовар наш медный закипел,

Приглашает вас чайку попить.

П – в

Скатертью, скатертью 
Стол скорей накрывай. 
И наливай-ка всем ароматный чай. 
Каждому, каждому 
Счастья ты пожелай 
И улыбнись друзьям, зрителям, гостям.

2.Знаем лучше доктора серьёзного – 
Лечит чай и скуку и тоску. 
Приглашаем мальчиков и девочек 
Выпить ароматного чайку!

П – в

Ведущая: Кто однажды из шума берез

Смастерил серебристую душу гармони?

Кто когда-то стальную блоху подковал?

Кто веселым огнем самовар разжигал, оживлял

Так, что ахнули дальние страны?

Чье оружье без промаха било врага?

Кто в работе горит неустанно?

Все: ТУЛЯКИ, ЗЕМЛЯКИ МОИ – ЗОЛОТЫЕ УМЕЛЬЦЫ РОССИИ.

Уважаемые гости, ребята средней группы, со своим воспитателем, приготовили для Вас подарки – они изготовили самовары сувениры и раскрасили их. (вручение подарков) Наш самовар уже вскипел, приглашаем Вас на чаепитие. А вас, ребята, самовар будет ждать в группе, чтобы отведать чая с вкусным угощением.

http://img.myslo.ru/Contents/7d/c7/a1d2-9ba4-4173-ac1c-e1c68c35b194/9bee07e8-97f9-444c-8e71-2f3971199ac1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество А.М. Ремизова. Сказка "Зайчик Иваныч"

Творчество А. Ремизова позволяет более полно реализовать ОО "Чтение художественной литературы" для детей 6-7 лет....

Мы - туляки!

Академик Д.С.Лихачёв: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как вос...

Видео Мы- туляки!

http://youtu.be/I8BCvf8z-Dw...

Туляки, земляки мои - золотые умельцы России. Иван Иваныч Самовар

Сценарий праздника «ТУЛЯКИ, ЗЕМЛЯКИ МОИ – ЗОЛОТЫЕ УМЕЛЬЦЫ РОССИИ».ИВАН ИВАНЫЧ САМОВАР.Цели: познакомить детей с историей тульского края, с происхождением самовара.Задачи: 1. Формирование интереса...

"В гостях у Ивана Иваныча Самовара"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «С любовью о наших земляках. Л.В. Собинов – золотой тенор России»

Память о выдающихся людях и истории мы можем и должны сохранить для будущих поколений. История города Ярославля очень богата и разнообразна. Одним из знаменитых людей нашего города является музыкант и...