Непосредственно образовательная деятельность по теме: "Знакомимся с творчеством земляков: поэзия В.М. Сидорова"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Валентин Митрофанович Сидоров - известный поэт, родился в Воронежской области, долгое время изучал творчество Н.К. Рериха, 19 раз путешествовал в Тибет. Знания о жизни этого поэта помогут понять его поэтические произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sidorov_v.m.doc | 386 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Теремок» общеразвивающего вида
городского поселения – г. Семилуки
Воронежской области
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Знакомимся с творчеством земляков: поэзия В.М. Сидорова»
Выполнила:
старший воспитатель
Дмитриева Людмила
Вячеславовна
г. Семилуки
2015 г.
Цель: Дать детям представление о жизни и творчестве известного русского поэта В.М. Сидорова
Задачи:
- Дать обобщенное представление об В.М. Сидорове, как поэте.
- Развивать внимание, память, мышление, речь.
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к родному краю, гордость за известных соотечественниках.
Словарная работа: обогащение и активизация словаря существительных, прилагательных.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (познавательная деятельность), «Речевое развитие» (развитие умения свободного общения, умение выразительно читать стихотворения наизусть), «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность).
Предварительная работа: целевая экскурсия на дачу Башкирцева, к памятнику, посвященному В.М. Сидорову, разучивание стихотворений наизусть.
Оборудование и материалы: портрет В.М. Сидорова, репродукции картин Н.К. Рериха, фотографии дачи Башкирцева, памятника В.М. Сидорову, книги стихов В.М. Сидорова
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живем?
Дети: город Семилуки Воронежской области.
Воспитатель: Какие достопримечательности нашего города вы знаете?
Дети называют.
Воспитатель: Вы неплохо знаете наш город.
Ребята в нашем городе жили знаменитые поэты; один из них Валентин Митрофанович Сидоров (воспитатель показывает его портрет). Послушайте, как он говорил о своем родном крае:
О Русь, летящая над Доном,
Я синевой твоей томим.
Я окольцован, околдован
Славянским именем твоим.
А теперь давайте совершим с вами небольшое путешествие по городу, где родился В.М. Сидоров, оставаясь в группе.
Воспитатель включает презентацию о поэте.
Воспитатель: Ребята, узнали ли вы места, где был поэт? Где вы были?
Расскажите.
Воспитатель: Я знаю, что вы подготовили стихотворения, прочтите, пожалуйста, наизусть.
1 ребенок.
Я ныряю в прохладную рощу
Под густой и спасительный кров.
Продираюсь почти что на ощупь
Меж высокой травы и стволов.
Здравствуй, чаща заветная, здравствуй!
Меркнет где-то вдали небосвод.
И не лес, а подводное царство
Обступает тебя и ведёт.
2 ребенок.
Паутинок летящие нити
С тихим звоном вторгаются в лес.
Не ищите меня. Не зовите.
Я ушёл. Растворился. Исчез.
Я теперь недоступен для взора,
Я замкнулся в магический круг,
И ещё, слава Богу, не скоро
На поверхность я вынырну вдруг.
1976
3-й ребенок.
Поля совсем по-зимнему одеты,
Прилип мороз к холодному окну.
Но всё равно не умирает лето,
Оно уходит молча в глубину.
Сюда вовек ветра не забегали,
Здесь прорастают буйно зеленя,
И тяжело под грузными снегами
Ворочается жаркая земля.
Здесь зреют травы, набухает почва,
И никому нет дела до зимы.
И лето здесь обосновалось прочно
И колобродит средь кромешной тьмы.
Пускай поля по-зимнему одеты,
Сугробами задавлены дворы,
Но под землёй хозяйничает лето.
Оно лежит под снегом до поры.
1960
4-й ребенок
Я чашу радости несу.
Не забывай об этом.
Её держу я на весу,
Пронизанную светом.
Под крик и щебет птичьих стай
Заговорили камни:
– Не расплескай, не расплескай
Ни капли, ни полкапли.
5-й ребенок
– Не урони, – твердит ручей, –
При встрече и разлуке. –
И столб изломанных лучей
Мне обжигает руки...
Прости, любовь, сто раз прости!
Не знал, не знал – не спорю, –
Что чашу радости нести
Трудней, чем чашу горя.
1972
Воспитатель: Сейчас мы с вами споем песню о своей Родине. А потом продолжим слушать стихи В.М. Сидорова.
6 ребенок.
Качает ветку воробей
С таким упорством и азартом,
Как будто пробует на ней
Трамплин для будущего старта.
Головку набок наклоня, –
А что творится там, напротив? –
На незнакомого меня
С победоносным видом смотрит.
Тепло плывёт со всех сторон,
А он пищит, в меня прицелясь:
– А ну попробуй только тронь!
Здесь всё моё. А ты пришелец.
1971
Воспитатель
А следующее стихотворение я бы хотела прочитать сама.
Ветераны войны
Тень высоких берёз подступает вплотную,
Обрывается марш у незримой стены,
И уходят от нас в тишину вековую
Ветераны последней великой войны.
Потускнела латунь, и ржавеет железо,
Тянет сыростью трав от разрытой земли.
Отслужили своё, отскрипели протезы,
Отстучали по скользким камням костыли.
В исчезающей мгле лист осенний кружится,
Убегающий свет возвращается вспять.
Не впервые им в землю сырую ложиться,
Не впервые всем телом её обнимать.
Гаснет синее поле в глазах у солдата,
И мне кажется – им перед смертью дано
Видеть снова всё то, что свершилось когда-то,
Что уже не воскреснет в стихе и кино.
И в предсмертном бреду тишина раскололась,
И рубила пустое пространство ладонь,
И хрипел, задыхаясь, слабеющий голос:
– Батарея, огонь! Батарея, огонь!
В обожжённых степях необъятной России
Неумолчно и вечно орудья гремят.
И, услышав их рёв, прозревают слепые,
Поднимает солдат из окопов комбат.
И опять чернозём сотрясают раскаты,
И опять в небесах – нарастающий гуд,
И безрукие в руки берут автоматы,
И безногие снова в атаку идут...
1970
Воспитатель: О ком это стихотворение? Что вы поняли? Что показалось непонятным?
Лебеда
Пускает корни лебеда.
Пускай растёт.
Она права.
А мне и нынче лебеда
Не просто так – трава.
Не стороной война прошла,
Не обошла нуждой.
И лебеда для нас была
И хлебом и едой.
В тяжёлой ступе лебеду
Мы сокрушали,
как беду.
Я помню,
как месили хлеб
В заржавленном ведре
На лебеде
да на воде,
На ключевой воде.
Бока мякинные мягки.
Пирог из печки плыл.
В нём только горсточка муки,
Чтоб запах хлеба был.
Пирог – на стол.
Есть хочешь?
Ешь!
Отстала корка.
Мякоть режь.
Мы ели хлеб
за кусом
кус.
И горек был
тот хлеб на вкус.
И сладок был.
И не остыл,
Как подобает пирогу.
И ел я хлеб.
И телом креп.
Назло войне.
Назло врагу.
Тревожной хмари не дымить,
Не стлаться над водой,
И лебеде уже не быть
Ни хлебом, ни бедой.
Но память прежняя жива.
Но память прежняя права.
Мне и сегодня лебеда
Не просто так – трава.
1959
Валентин Митрофанович Сидоров очень любил свою страну. И много стихотворений ей посвятил.
Русь
То над степью пустой загорелась
Мне Америки новой звезда!
А. Блок
Какая над тобой, Россия,
Ни восходила бы звезда,
Но ты не только индустрия,
Да города, да провода.
В тяжёлом смоге и тумане,
В грохочущем обвале дней
Россия, как и прежде, манит
Неуловимостью своей.
И мне тревожно и печально,
Когда под звон ночных ракит
Она недвижными очами
В меня пронзительно глядит.
Но, от восторга холодея,
Я не берусь,
я не берусь
Хотя б на миг постичь идею,
Что однозначна слову
Русь.
И лишь, в скитаньях повторяясь,
К её ракитам припаду,
В её просторах затеряюсь,
Снежинкой малой пропаду...
1967
Поля совсем по-зимнему одеты,
Прилип мороз к холодному окну.
Но всё равно не умирает лето,
Оно уходит молча в глубину.
Сюда вовек ветра не забегали,
Здесь прорастают буйно зеленя,
И тяжело под грузными снегами
Ворочается жаркая земля.
Здесь зреют травы, набухает почва,
И никому нет дела до зимы.
И лето здесь обосновалось прочно
И колобродит средь кромешной тьмы.
Пускай поля по-зимнему одеты,
Сугробами задавлены дворы,
Но под землёй хозяйничает лето.
Оно лежит под снегом до поры.
Воспитатель: Валентин Митрофанович занимался творчеством известного художника и философа Н.К. Рериха, 19 раз ездил в Индию, чтобы понять творчество этого великого человека. Ребята, давайте посмотрим на картины Н.К. Рериха. Понравились ли они вам?
В сентябре 2004 на холме над Доном, в г. Семилуки Воронежской области, был установлен памятник поэту. «Я верю в миссию России. Она спасется и спасет…» Именно эти слова воронежского поэта, философа, общественника Валентина Митрофановича Сидорова высечены на мемориальном камне, воздвигнутом в память о его жизни и деятельности на Семилукском холме – Сидоровом бугре, в «его рабочем кабинете».
Обледенелая ракита
Не шелохнётся в тишине.
Я здесь брожу, как в позабытой,
Чужой, неведомой стране.
Здесь у скрипучего колодца,
Чьё эхо слышится вдали,
Нерасплескавшиеся солнца
На коромыслах пронесли.
Здесь девушка в платке зелёном,
Звенящий снег плечом задев,
Мне, незнакомому, с поклоном
«День добрый» скажет нараспев.
И мне в глаза ударит синий,
До боли синий, грустный свет.
И вдруг повеет той Россией,
Которой – мне казалось – нет.
Итог. Ребята! Что нового вы узнали? Что мы сегодня с вами делали?
Литература.
2. ethics.narod.ru/articles12/5111.htm Тяжесть и величие жизни
Валентина Сидорова
3. Духовная поэзия Сидорова В.М. - Nasati
nasati.ru › избранное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по ФЦКМ с художественным творчеством - аппликацией в средней группе
Интегрированное занятие для детей среднего возраста по патриотическому воспитанию...
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе Художественное творчество. Рисование. «Дом для зайчика»
материал предназначен для педагогов детских садов...
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе Художественное творчество. Аппликация. «Скворечник для скворца»
Предназначено для педагог детских садов....
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе. Художественное творчество. Рисование. «Овощи»
предназначено для педагогов ДОУ...
Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности («Физическая культура» + «Познание» + «Художественное творчество) совместно с родителями.Тема: "Мы лисичке помогаем – вместе по лесу гуляем".
Данная непосредственная образовательная деятельность нацелена на развитие интегративных качеств воспитанников в процессе двигательной, творческой совместной деятельности взрослого и ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. По разделй программы "Художественное творчество" Тема: Бабушкин сюрприз (декоративоное рисование)
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, познание, музыка, физическая культура. Цель: создать условия для развития творческих способностей д...