«Воспитание патриотизма и любви к малой родине в дошкольном образовательном учреждении посредством взаимодействия воспитателя, детей и родителей»
методическая разработка по теме
Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею.
Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma_v_dou.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Воспитание патриотизма в дошкольном образовательном учреждении посредством взаимодействия воспитателя, детей и родителей»
(старший и подготовительный дошкольный возраст)
г. Сургут
Актуальность.
Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею.
Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования. Воспитать любовь к родине. А это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, отечеству, помогает формировать у воспитанников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Используя в своей работе с детьми дошкольного возраста краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности; воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.
Одна из задач нравственного воспитания дошкольников - пропаганда экологического воспитания и интереса к родному краю,
формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, стимулирование добрососедства и дружеских отношений между разными народами, проживающими на одной территории. Это способствует воспитанию патриотических чувств, которые включают в себя воспитание у детей любви к близким, к детскому саду, к родному дому, городу, краю, родной стране. Возникает вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольники могут эти чувства выразить? Дошкольный возраст – это период формирования личности ребенка. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности ребенка. Упущенное в дошкольном детстве, наверстать в школе гораздо сложнее или не удается совсем. А ведь именно от того, как дети воспринимают окружающий мир в детстве, в большей степени зависят их школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Дети дошкольного возраста воспринимают окружающую действительность эмоционально, а значит и патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с ними. Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу, краю происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе. Нравственные качества и патриотизм не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Эффективным средством воспитания патриотических чувств является правильная организация патриотического уголка в группе.
Содержание патриотического уголка в старшей группе:
- Традиции (в семье, группе, ДС).
- Традиции (в семье, группе, ДС).
- Труд взрослых, профессии людей, живущих в нашем крае (нефтяник, газовик, бурильщик, водитель, врач, воспитатель, учитель, повар и т.д.)
- Информация о городе, улицах
- Символика (мелодия гимна, герб, флаг России, своего края).
- Представление о стране, области, городе (достопримечательности).
- Творчество ханты (костюмы, игрушки, песенки и т.д.).
- Известные люди нашего края и города.
- Подвиги трудовые, боевые.
- Материал о семье.
- Уголок любимой игрушки.
- Совместное творчество (воспитателя с детьми, родителей с детьми, детей в группе).
- Правила поведения в группе (игра «что такое хорошо и что такое плохо»)
Необходимо грамотно отбирать материал для патриотического уголка, он должен вызывать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности. Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры.
Серьезную помощь в организации патриотического уголка могут оказать родители.
Если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, то с помощью компетентной педагогической работы со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране, ведь главное в патриотическом воспитании – это посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, к истории и культуре своей страны.
Цели: формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, знаний о родном крае. Воспитание любви к малой родине, интереса и уважения к родному краю и искусству народов севера. Бережного отношения к природе и природным богатствам нашего края. Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Задачи:
Образовательные:
- приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
- познакомить детей с символикой Югры, историей и культурой. Дать представление о растительном и животном мире Югры.
- научить видеть и понимать красоту живой природы;
- сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
- познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- Формировать гражданскую позицию, чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину.
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
- развивать потребности общения с природой;
- развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Подготовка:
1 – организация:
- реализация проекта на базе старшей группы МБОУ «Прогимназия», г. Сургут.
2 - подготовка:
- подбор специальной тематической и художественной литературы о родном крае, систематизация материала;
- составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы;
- подбор диагностического инструментария.
3 – итог:
- альбома «животные и растения Югры»,
- оформление альбомов: «Стихи о родном крае», «Город в котором я живу», рисунки.
Способы реализации:
- рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, коллекций, иллюстраций, они дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей. Репродукции в журналах и книгах о родном крае, о его роли в истории и экономике нашей страны, раздаточный материал,
- практические методы: изготовление рисунков, практические работы (создание своими руками рисунков, композиций, поделок, посвященных природе родного края). Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей,
- мультимедийные презентации, использование аудио – и видеоаппаратуры для ознакомления детей с символикой, достопримечательностями родного края, его природных богатствах, животном и растительном мире.
Ожидаемые результаты:
- рост познавательной активности у воспитанников;
- формирование эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- возникновение интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
- умение видеть окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей.
- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
- технологию изготовления поделок из природного материала.
Воспитанники должны уметь:
- видеть и понимать красоту живой природы;
- вести простейшие наблюдения в природе;
- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали.
План воспитательной работы.
№ п/п | Мероприятия с воспитанниками | Мероприятия с родителями |
Беседа: «Символика родного края» Цель: Учить детей различать гербы и флаги городов Ханты-Мансийского округа. Закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать нравственно-патриотические чувства. | Предложить родителям список познавательной литературы. | |
Познавательное развитие: «Край, в котором мы живем!» Цель: закрепить представления детей о географическом положении Ханты-Мансийского округа, климатических особенностях. Учить находить столицу ХМАО на карте, формировать знания о значении флага. Воспитывать любовь и уважение к родному краю. | Познавательная и художественная литература об истории ХМАО, выставка. | |
Рисование: «Наш город». Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение рисовать архитектурные сооружения. Побуждать передавать в рисунке особенности архитектуры Сургута. Воспитывать любовь к родному городу. | Порекомендовать провести городскую экскурсию «Достопримечательности города» | |
«Кто на севере живет? Что на севере растет?» Цель: уточнять и расширять знания детей о растительном и животном мире Севера; характерном внешнем виде, повадках, питании и способах приспособления к суровым условиям. | Поручить родителям изготовление масок оленей, волка, совы.. Предложить родителям собрать художественную литературу о природном мире края. | |
«В гости в хантыйский чум» Цель: познакомить детей с бытом и традициями северных народов - ханты, обогащать знания через национальный фольклор, развивать познавательный интерес | ||
Практические работы - рисунки и поделки на тему «Природа родного края» | Помощь родителей в оформлении работ | |
Дидактическая игра: «Гербы и флаги городов». Цель: Закрепить знание детей о символике городов Югры, умение различать гербы и флаги. Развивать внимание, память, сообразительность. | ||
Рисование: «Наши леса и реки». Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение рисовать архитектурные сооружения. Побуждать передавать в рисунке особенности архитектуры Сургута. Воспитывать любовь к родному городу. | Оформление выставки: «Мой родной край Югорский». | |
Чтение художественной литературы: «Памятные узелки» Евгения Пермяка . Цель: Закреплять умение детей внимательно слушать произведение, участвовать в беседе по прочитанному. Воспитывать уважение к природе и природным богатствам. | ||
Познавательное развитие: «Профессии нашего края – нефтяник». Цель: Закрепить представления детей о профессии нефтяник, почему она является основной в нашем крае. Расширять словарь детей: бурильщик, скважина. Воспитывать уважение, гордость за свой город, край, людей, которые живут и работают в Югре. | Значение гражданско – патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста». | |
Беседа: «Черное золото Югры». Цель: Расширять знания о полезных ископаемых Югорского края. Закреплять понятие о том, что природные богатства (нефть и газ) дают человеку возможность жить. Воспитывать бережное отношение к дарам Земли Югорской. | Участие родителей в викторине: «Моя родина». | |
Дидактическая игра: «Профессии жителей Югры» Цель: Закрепить знания детей о профессиях своих родителей. Развивать внимание, умение выражать свои мысли грамотно, четко произнося все звуки. | Родители о своих профессиях | |
Литературный вечер: «Люблю тебя, мой край родной!» Цель: стихи и песни о родном крае, растительном и животном мире, людях и их профессиях. | Участие родителей в литературном вечере. |
Литература
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа./ Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 96 с.
- Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю. – Екатеринбург: Аква-Пресс, 2005.
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада Изд.: «Учитель», 2009.
- Царенко Т.М. Путешествие в страну нефти. – Сургут: Рекламно-издательский информационный центр «Нефть приобья» ОАО «Сургутнефтегаз», 2002.
- «Мир животных и растений Югры» «Сократ», Екатеринбург 2009 г.
- Евгений Пермяк «Памятные узелки». – Екатеринбург: Средне-уральское книжное изд-во, 2002.
- Палаткина С.П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». – Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.
Интернет ресурсы
- http://festival.1september.ru
- http://www.maaam.ru
- http://numi.ru/
- http://zanimatika.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности (из опыта работы)
Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности ...
Воспитание у дошкольников любви к малой Родине
Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства - детский сад, своя улица, свой городок, к тому, что знакомо и понятно - с любви к его малой Родине.А малая Родина - это часть...
Консультация для воспитателей. Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной
Консультация для воспитателей.Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной...
Консультация для воспитателей. Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной
Патриотизм, нравственность — высокое гражданское чувство и высокие слова. В то же время-это чувство простое и понятное, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему д...
Памятка для родителей по воспитанию у детей чувства патриотизма и любви к малой родине
Памятка для родителейпо воспитанию у детейчувства патриотизма и любви к малой родине...
Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине»
laquo;Воспитание у дошкольников любви к малой Родине»С чего начинается Родина?С картинки в твоём букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни...
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами
В статье говорится об этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами...