ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ"ПОД НЕБОМ КУБАНИ МЫ ДРУЖНО ЖИВЁМ!"
проект (подготовительная группа) на тему
Актуальность.
В условиях воспитания современной семьи вырастает поколение детей, которые не умеют выстраивать отношения ни со сверстниками, ни со старшим поколением, с трудом принимают людей другой национальности. Дошкольный возраст является главным для формирования многих нравственных качеств, в том числе и толерантности. На этом этапе главными понятиями, которые могут усвоить дети, являются добро и зло, хорошо и плохо, уважение, порядочность, и принятие различий между людьми. Проблема культуры общения возникает и в детском саду.
Наше дошкольное учреждение посещают дети разных национальностей. В основном это русские, армяне и адыги, а также дети от смешанных браков. Прекрасно понимая, что мы разные и что надо воспринимать другого человека, таким, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно, важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «Семья+дети+педагог». Мать и отец являются основными воспитателями детей. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия друг с другом, в ней они учатся общаться, учатся слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким.
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур.
События, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Пример тому события, происходящие на Украине в настоящее время, когда внутри государства братские народы не могут найти общий язык.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», которая утверждена в 2010году, отмечено:
«…Ребёнок должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pod_nebom_kubani.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОД НЕБОМ КУБАНИ МЫ ДРУЖНО ЖИВЁМ!
Актуальность.
В условиях воспитания современной семьи вырастает поколение детей, которые не умеют выстраивать отношения ни со сверстниками, ни со старшим поколением, с трудом принимают людей другой национальности. Дошкольный возраст является главным для формирования многих нравственных качеств, в том числе и толерантности. На этом этапе главными понятиями, которые могут усвоить дети, являются добро и зло, хорошо и плохо, уважение, порядочность, и принятие различий между людьми. Проблема культуры общения возникает и в детском саду.
Наше дошкольное учреждение посещают дети разных национальностей. В основном это русские, армяне и адыги, а также дети от смешанных браков. Прекрасно понимая, что мы разные и что надо воспринимать другого человека, таким, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно, важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «Семья+дети+педагог». Мать и отец являются основными воспитателями детей. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия друг с другом, в ней они учатся общаться, учатся слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким.
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур.
События, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Пример тому события, происходящие на Украине в настоящее время, когда внутри государства братские народы не могут найти общий язык.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», которая утверждена в 2010году, отмечено:
«…Ребёнок должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий».
Цель:
- воспитание чувств единства, равенства, братства, добрососедских отношений на примере русско-адыгской дружбы;
- познакомить детей с историей Кубани;
- познакомить с произведениями адыгейских писателей и устного народного творчества;
- воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своим и обычаями, традициями;
- развивать такие нравственные качества, как уважение к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой.
Задачи:
- помочь детям понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир;
- обучать умению анализировать пути и способы взаимопроникновения культур народов Кубани;
- формировать навыки межнационального общения и этнотолерантности;
- воспитывать уважение к историческому и культурному наследию народов Кубани.
-расширять знания детей о разнообразии народных традиций, игр;
- создавать условия для формирования в группе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
-развивать коммуникативные способности, как основной признак личности, обладающий толерантным сознанием;
-знакомить с литературными произведениями русского и адыгейского народов;
-воспитывать интерес к русской и адыгейской национальной культуре.
В итоге занятия ожидаются следующие результаты:
• ребёнок, применяющий полученные знания о русском и адыгейском народе в свободной, игровой деятельности;
• ребенок, проявляющий интерес к национальному творчеству и участию в народных играх;
• ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе; понимающий и оказывающий поддержку товарищу.
Тем самым обеспечивается успешность решения проблемы воспитания толерантности.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Звучит Гимн Кубани, под него выходят и становятся полукругом дети в
казачьей одежде. Затем под адыгейскую народную музыку выходят и становятся полукругом дети в адыгейских национальных костюмах.
В центр зала выходят два мальчика и воспитатель...Дети читают стих:
(Стихи Л. Н. Погореловой)
Ребёнок:-Мы поссорились с соседом!
Он - адыг, а я - казак!
Обсуждаю ссору с дедом,
Говорит он: "Всё не так!"
Слишком разные мы всё же,
Даже внешне не похожи!
Прекратилась дружба в миг!
Я ж - казак, а он - адыг!
Ребёнок:-Отчего ж я нос повесил?
Почему сосед не весел?
Кто ж он, друг мне или враг?
Что мы делаем не так?
Воспитатель:- Объясните, какая проблема у мальчика?
Дети:-Поссорился с соседом…
Воспитатель:- Чем он пытается объяснить себе и деду причину непонимания друг друга? Дети:-Тем, что они принадлежат разным народам...
Воспитатель:-Разве причина ссоры в том, что они внешне не похожи?
Дети:-Причина может быть в характере, в обычаях…
Воспитатель:- Оба друга не веселы. Что же надо делать ребятам, чтобы лучше понимать людей других народов?
Дети:-Чтобы народы с уважением относились друг к другу, они должны знать и уважать не только свои обычаи и традиции, но и соседних народов.
Дети в казачьих костюмах, выйдя в центр, читают наизусть стихотворение (чтение стихотворения сопровождается тихой музыкой):
Одни у нас горы,
Одни у нас реки.
Мы с вами, адыги,
Сроднились навеки.
Одною волной
Нас ласкает Кубань,
Примите же, братья,
Любви моей дань.
Выступает вперед первый ребенок (в адыгейском костюме):
-Адыги – это маленький народ большой Земли. Адыги – это большой народ своей страны. Адыги – это гордый, отважный народ.
К первому присоединяется второй ребенок(девочка в национальном костюме):
-Адыги издавна проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгейский народ.
(Звучит тихая народная адыгейская музыка,на экране меняются слайды с видами природы Адыгеи).
Третий ребенок:
-Когда Бог распределял землю между людьми разных национальностей, адыги пришли последними. Бог, успевший к этому времени уже распределить землю, спросил удивленно адыгов:
4 ребенок:
- Почему вы до сих пор не приходили?
3 ребенок:
- Мы принимали гостей, а по адыгскому обычаю "Гость прежде всего".
4 ребенок:
- Если они настолько щедры, что, отложив все свои дела, даже получение земли, ухаживали за гостями, то они достойны самых лучших земель в мире...
- За ваш прекрасный обычай гостеприимства я щедро отблагодарю вас, отдам те земли вам, которые я себе оставил – На этой щедрой земле вы никогда не будете испытывать недостатка и всегда с достоинством будете принимать своих гостей.
3 ребенок:
- Так адыги получили свою землю.
Сегодня,друзья,мы приглашаем вас в гости к нам,в адыгейский аул.(Звучит адыгейская народная песня).Демонстрация слайда с видом адыгейского аула.
Дети перемещаются в зону зала, отведенную под "аул", там им навстречу выходят дети в адыгейских костюмах:
1 ребёнок:
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей.
Живут адыги на земле людей.
2 ребенок :
А ты о них не знаешь ничего –
Ни песен их гортанных, ни традиций.
Когда в ауле человек родится,
То дерево сажают в честь него..
3 ребенок::
О, Адыгея, родная моя!
Благословенная предков земля
Здесь по законам чести живут,
Чтут стариков и обычаи чтут.
Воспитатель: Одним из главных обычаев, как мы уже говорили, является обычай гостеприимства.
Ребенок(подводит гостей к накрытому столу):
Если гость постучит у двери -
Гостю сердце своё отвори.
И полдома на время отдай,
И четлибжем его угощай!
И пои ключевою водой -
У адыгов обычай такой!
(Ребенок показывает рукой на круглый стол. На столе: адыгейский сыр, мамалыга, чэтлыбжь – курица в соусе, лепешки с сыром, ключевая вода).
Ребенок:
Как старый кедр,
Он мудр и щедр.
Как солнце, кругл
Он гостю - друг.
Есть хлеб и соль –
Садись за стол -
Он, как родник,
Людей роднит.
Звучит песня «У адыгов обычай такой». Дети пробуют угощения,запивают водой.
Воспитатель: А теперь,ребята, отправимся в казачью станицу. Там как раз готовятся к празднику.
Слайд « Станица».. Тихо звучит казачья весёлая песня.
Ребенок в казачьем костюме:
Ты был на Кубани? А ты побывай!
Отличные люди, прославленный край!
Там примут тебя, как хорошего друга,
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают…
Практическое задание "Сварим борщ для гостей".
Воспитатель:- Поможем хозяйке приготовить борщ.( Работа в группах. Каждая группа получает конверты с набором "овощей" и заданием: отобрать только необходимые овощи.)
Воспитатель:- Проверим, те ли овощи приготовили ребята!( Слайд-«Овощи для борща»).
Воспитатель:
- Чем ещё угощали гостей кубанские казаки? Какова была их традиционная пища?
Ребенок: - Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То таких гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Ребенок: -Он на блюде расписном
С белоснежным рушником,
С караваем соль подносим
Поклонясь - отведать просим.
Воспитатель:- Поблагодарим радушную хозяйку. А какая пословица есть у казаков о хозяйке дома?
Дети:"Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом - сирота".
Воспитатель:Кстати,ребята,у каждого народа есть пословицы и поговорки,которые уже много-много лет не выходят из употребления.Давайте постараемся найти и здесь что-то общее.Я буду говорить вам адыгейскую пословицу,а вы постараетесь вспомнить подходящую по смыслу казачью,,,договорились?
«Увидев плоды, можно сказать,
с какого дерева они сорваны».
------«Яблоко от яблони не далеко падает».
«У кого нет твердого слова,
тот не имеет правды».
--------------«Нет большего позора,
чем не выполнить уговора».
«Человека работа воспитывает,
а лень его портит».
---------------«Человек трудом своим славится».
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием!
Как много у нас общего, но много и различий. Вот, к примеру, национальные костюмы. Давайте-ка вспомним, из каких элементов состоит костюм девушки-черкешенки и девушки-казачки и, разделившись на команды, "оденем" их...(Дети делятся на две команды, не зависимо от костюмов, в которые одеты и по сигналу берут по очереди один элемент из костюма и прикрепляют к изображению девушки на магнитной доске.Так они их одевают. По окончании конкурса дети называют элементы костюма и рассказывают, что символизирует цвета этих элементов одежды).
Воспитатель:-В свободное время казаки любили погулять, повеселиться. Ни один праздник , ни одно событие не обходилось без казачьей песни, танца. игры.
Кубанская казачья игра.
Казачок: -Ну что, девчата, погуляем в ремня?
Дети: - Погуляем!
Казачок: - Выбираю Машу!
Дети: - Маша ,да не ваша!
Казачок: - Ещё желающие есть?
Дети: - Есть, да не про вашу честь.
Казачок: - А казАчки среди вас есть?
Девочки: - Есть!
Казхачок: - Тогда выходи на круг!
(Выходит девочка, прыгает на пенёк)
Казачка: - Сейчас посмотрим на вашу выносливость!
(Девочка не сильно бьёт казака по руке. Все считают удары…казак убегает, второй подходит,
Тоже убегает. Третий подходит и выдерживает испытание.)
Казачка: - Ну что ж, твоя взяла.!
Выигравший казачок: - Ну раз моя взяла ,то давай потанцуем. ( Танец,в котором принимают участие все дети).).
Воспитатель: Но...делу время-потехе час...Вот какая притча о ленивом сыне есть у адыгов...
Дети выходят и показывают инсценировку «Ленивый сын».
Ведущий:
У одного богатого отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец отвез его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год.
Отец:
- Салам алейкум!
Будь добр, помоги моему горю. Приучи сына к труду.
Кабардинец:
- Алейкум салам!
Оставляй его ,добрый человек.
Ведущий: Но за год сын-лентяй ничему не научился.
Приезжает сын домой, отдает отцу золотой.
Отец:
- Посмотрим, какова цена золотого (выбрасывает монету,а сын песню напевает).
Ведущий: На другой год отец отдал сына на работу другому хозяину. И все повторилось, как в первый год.
Отец:
- Посмотрим, какова цена золотого. (бросает снова монету в реку, а сын все напевает)
Ведущий:
- На третий год отец отвез сына в дальний аул, отдал его в работники.
Хозяин:
- Надо зерно на мельницу свезти, мешки загрузить в арбу, прополоть кукурузу, в горы за дровами съездить, распилить и наколоть, уложить, а вечером отдохнешь.
Ведущий:
- Так прошел год. Сын-лентяй привык к работе, на руках натер большие мозоли.
Хозяин:
- Вот тебе два золотых. Заслужил ты их честным трудом, отпускаю тебя домой с чистой совестью.
Ведущий:
- Пришел сын к отцу и отдал ему два золотых.
Отец: Ну, что ж, проверим, как ты их заработал(готовится выбросить монеты).
Сын(бросается в ноги к отцу):
- Не бросай, отец, эти золотые в реку: они достались мне тяжелым трудом!
Ребенок-ведущий: -Так из поколения в поколение учат труду в адыгейских семьях. И это стало традицией.
Воспитатель:-Много похожего между нашими народами, много что их объединяет!
Чем общего у разных народов? (традиции, обычаи).
А раз культуры народов имеют много общего, есть ли смысл ссориться?
Ребенок:
Живет адыгейский народ.
Растит детей, сады сажает снова.
Он в мудрости и щедрости красив,
И в этом его правда и основа.
Ребенок:
По зёрнышку вбирая гордость
Растут потомки казаков
Сердца их , души наполняет
Великая к земле любовь.
Ребенок:
И никогда не изменить характер нашего народа
И что вы там не говорите: (Хором): «Казакам нету перевода!»
Пусть крепнет дружба наша на Кубани!
Счастливым будет каждый здесь народ!
Мы на одной земле под небесами.
Мысль эту каждый пусть поймёт.
Когда все вместе - сила мы большая!
Когда все вместе - нас не победить!
Да здравствуют же все народы края!
Нам надо крепко Родину любить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия. В подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну звука Р».
Основная цель: Автоматизация звука [Р] в словах. Цели: логопедические I Неречевые: 1. Развитие зрительного внимания. 2. Конструктивного праксиса. 3. Развитие общей моторики, учить детей выполнять движ...
Открытое занятие в подготовительной группе на тему «Золотая осень!»
Тема: «Золотая осень!»(подготовительная группа) Воспитатель МАДОУ №174 Московского района г. Казани Хазипова Г. Г.Цели:-Систематизировать знания детей об осени и осе...
Открытое занятие в подготовительной группе по теме "Какаие бывают вулканы"
Конспект образовательной деятельности.Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора).Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспе...
Открытое занятие в подготовительной группе на тему "Космос"
Открытое занятие в подготовительной группе на тему "Космос" с использованием двух презинтаций....
открытое занятие в подготовительной группе на тему "Космос"
открытое занятие в подготовительной группе на тему "Космос" с двумя презинтациями....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Вода. Свойства воды»
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности ...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Прогулка по зимнему лесу»
Лексическая тема. «Зима. Дикие животные наших лесов».Цель: Расширение и закрепление представлений о зиме и диких животных.Интеграция образовательных областей:познание;коммуникация;здоровьеТехнологии:и...