Конспект НОД с детьми средней группы "Русские жители города Златоуста".
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Итоговое занятие по теме "Русский быт".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_russkie_zhiteli_goroda_zlatousta.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад комбинированного вида №87
НОД с детьми средней группы
Итоговая тема: «Русские жители города Златоуста».
Воспитатель I квалификационной категории
Шакурова Юлия Владимировна
Златоуст 2014
«Русские жители города Златоуста».
Цель: Развивать в детях любовь и уважение к родному городу, русской национальной культуре, быту.
Задачи интегрируемых областей:
- познавательная ОО:
- закрепить представления детей о родном городе Златоусте, о национальностях, проживающих в городе;
- закрепить представление детей о русском народном костюме;
- обобщить знания детей об избе, предметах быта;
- социально-коммуникативная ОО:
- воспитывать интерес к прошлому русского народа, чувство гордости за свой народ и его культуру.
- воспитывать умение слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
- расширять кругозор, развивать любознательность за счет обогащения словарного запаса детей названиями предметов русского быта;
- воспитывать отзывчивость, желание приходить на помощь.
- речевая ОО:
- обогащать и активизировать словарь детей названиями предметов русского быта и русского народного костюма;
- развивать связную речь при проговаривании потешки и слов в пальчиковой игре;
- художественно-эстетическая ОО:
- развивать художественно-творческие способности детей;
- закреплять умение двигаться под русскую народную музыку и отстукивать ритм на народных инструментах (ложках);
- закрепить навык работы с тестом;
- продолжать учить раскатывать колбаски из теста прямыми движениями и замыкать их в кольцо;
- физическая ОО:
- продолжать развивать двигательную активность детей в мало подвижных играх (физминутка, хоровод).
Предпосылки УУД:
- личностные – инициативность, самостоятельность ребенка;
- регулятивные – эмоциональная отзывчивость, умение устанавливать эмоциональный контакт со сверстниками;
- познавательные – проявлять любознательность, активность при ответах на вопросы;
- коммуникативные – слушать и слышать воспитателя, не перебивать сверстников, действовать слаженно, сплоченно.
Предварительная работа:
- познавательные беседы и просмотры презентаций по темам «Мой город Златоуст», «Жители города», «Русский национальный костюм», «Русская изба», «Русские народные музыкальные инструменты»;
- знакомство детей с русскими народными сказками, подвижными играми;
- рассматривание иллюстраций с избами, домашней утварью, русскими народными костюмами;
- слушание русских народных мелодий, песен;
- экскурсия в библиотеку;
- дидактические игры «Обставь избу», «Подбери картинку», «Одень куклу», «Что звучит», «Наша Родина»;
- наблюдение за приготовлением теста, лепка из соленого теста.
Формы взаимодействия с родителями:
- предложить детям и родителям вспомнить о том, как жили их предки, поделиться воспоминаниями, по возможности принести старинные предметы для мини-музея;
- совместное оформление мини-музея в группе;
- консультации для родителей «Как познакомить детей с родным городом», «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стендовая информация;
- совместное проведение сладкого часа «Посиделки вокруг самовара»;
- участие родителей в разработке некоторых дидактических игр для детей.
Методические приёмы:
Словесные: художественное слово, постановка вопросов, пояснение,
проговаривание потешки с воспитателем, отгадывание загадок.
Игровые: дидактическая игра, имитация движений в игре малой подвижности, игра на ложках и хоровод под русскую народную музыку.
Наглядно действенные: демонстрация презентации, показ домашней утвари, показ способов действий.
Материал, оборудование: ТСО - компьютер (презентация «Русский быт», интерьер крестьянской избы (печь с комплексом предметов: ухват, чугунок, дрова, лавки, самовар, деревянная посуда), бумажные куклы в национальной одежде, деревянные ложки по 2 шт. на каждого ребенка, фонограмма русской народной песни «Ой, сад во дворе», соленое тесто и досочки на каждого ребенка для лепки.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, хочу у вас спросить, как называется город, в котором мы с вами живем?
Дети: Златоуст.
Воспитатель: А что вы можете сказать о нашем городе? Какой он?
Дети: Красивый, любимый, большой, снежный….
Воспитатель: Как можно назвать жителей нашего города?
Дети: златоустовцы.
Воспитатель: Люди, каких национальностей проживают в нашем городе?
Дети: Русские, татары, башкиры…
Воспитатель: Молодцы, посмотрите, на столе лежат куклы в разных национальных костюмах, прошу вас выбрать кукол в русских народных костюмах! (дети выбирают). А почему вы выбрали именно этих кукол?
Дети: объясняют, называют предметы одежды.
Воспитатель: Вот теперь вы мне доказали, что правильно выбрали кукол, предлагаю поместить их на доску, ведь сегодня мы будем говорить именно о русских жителях нашего города Златоуста! (помещаем кукол на магнитную доску).
Ход деятельности.
В стародавние времена, как и в наше время у каждого человека был дом.
Воспитатель: Как называли в старину дом русских людей? (Изба)
- Хотите побывать в избе? Тогда давайте собираться в дорогу. Нам нужно тепло одеться?
Дети: Да!
Воспитатель: Почему?
Дети: На улице холодно, зима!
Игра «Собираемся на прогулку»
С помощью имитации:
-надеваем штаны (легкое поглаживание ног)
- надеваем кофты (легкое поглаживание рук)
- надеваем валенки (поглаживание ног до колена)
- надеваем шапки (поглаживание головы)
- надеваем куртки, застегиваем пуговицы (точечные движения от шеи до живота)
Ну, что ж отправляемся в путь!
По ровненькой дорожке шагают наши ножки.
По ровненькой дорожке бегут наши ножки.
А теперь по сугробам (высоко поднимаем ноги)
По ровненькой дорожке шагают наши ножки. Вот мы и пришли! (На доске внутреннее убранство избы). Присаживайтесь на стульчики.
- А из чего люди раньше строили избы?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
- Почему же избы строили из лиственницы?
Дети: Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень.
Воспитатель: Молодцы! Дети, как вы думаете, что же в избе было самым главным?
Дети: печь.
Воспитатель: Для чего нужна в доме печь?
Дети: чтобы греться, варить еду, сушить вещи, спать, чтобы в доме было тепло!
Воспитатель: Правильно, не зря в старину говорили: «Печь нам – мать родная». В каких русских народных сказках встречает печь?
Дети: «Колобок», «Гуси-лебеди», «По-Щучьему велению», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Воспитатель: А ведь кроме печи, в избе находилось много разной утвари. Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте, без чего в хозяйстве нельзя было обойтись!
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
- Как вы думаете, чугунок может разбиться?
Дети: нет, потому что он сделан из крепкого чугуна!
Воспитатель: Молодцы, а как можно было достать из печи горячий чугунок?
Дети: Ухватом.
Воспитатель: Правильно, ухват всегда стоял возле русской печи!
Следующая загадка:
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
Из чего сделаны ложки?
Дети: из дерева.
Воспитатель: Представляете, и в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Для чего еще нужны были ложки?
Дети: Это музыкальный инструмент. На ложках играли.
Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети водят хоровод и играют на ложках.
Воспитатель: Ну, и последняя загадка:
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
Воспитатель: Для чего нужен самовар?
Дети: из самовара пили чай!
Воспитатель: А с чем русские люди любили пить чай? (пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами).
- Ой, ребята, я ведь тесто замесила, а испечь вам угощение не успела! Может мы вместе испечем?
Дети: да! (присаживаемся за столы, на которых всё готово к лепке из теста).
Воспитатель: А мы с вами испечем баранки! (показать) На что похожи баранки?
Дети: на колесо, колечко, обруч…
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая игра:
Мы спросили нашу печь (хлопаем в ладоши)
- Что сегодня нам испечь? (вопросительно поднимаем плечи)
Печку мы спросили (хлопаем)
Тесто замесили (месим)
Тесто раскатали (катаем)
И не устали!
Воспитатель: А теперь принимаемся за дело. Раскатываем из теста длинную толстую колбаску и замыкаем ее в кольцо. Получились баранки, давайте посыплем их маком!
- Ну, что ж, вы все молодцы! Складывайте бараночки на поднос.
-Что дальше делать?
Дети: Испечь в печке!
Воспитатель: Что ж вставайте, понесем баранки в печь! (ставим поднос с баранками в печь)
- А чтобы баранки получились румяные да вкусные, расскажем потешку:
Ай, качи, качи, качи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетали тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися
Бара-а-а-ночки!
Воспитатель: Пойду – ка, посмотрю, испеклись ли наши баранки? (достаю настоящие баранки из печи)
- А вот и угощение готово! Пойдемте в группу пить чай с баранками!
Звучит русская народная мелодия, дети уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми средней группы «Мой город - Санкт-Петербург»
Расширит знания и представления детей о родном городе. Закрепит в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга....
Конспект НОД с детьми средней группы "Мой город - Санкт -Петербург"
Расширить знания и представления детей о родном городе....
Конспект НОД с детьми средней группы «Мой город - Санкт-Петербург»
Конспект НОД детьми средней группы "Мой город - Санкт - Петербург"Автор занятия: Свешникова Екатерина АлександровнаИнтеграция образовательных областей:« Социально-коммуникативное...
Конспект занятия с детьми средней группы «Мой город Калининград»
Конспект занятия с детьми средней группы«Мой город Калининград»....
Конспект занятия с детьми средней группы по познавательному развитию. Тема: «В гости к жителям Простоквашино».
Занятие разработано для детей средней группы....