Рабочая программа по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Рябцева Татьяна Васильевна

Рабочая программа по самообразованию

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobr.docx111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеG:\48841.097.jpg

«Благовещенский центр развития ребенка - детский сад «Журавушка»

Благовещенского района Алтайского края

                                Рабочая программа по самообразованию

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

( младшая группа )

                 Воспитатель: Рябцева Татьяна

                                                                                     Васильевна

  1. Пояснительная записка

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

 Н. Луконин


Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДО уже с первых лет воспитания детей.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 3 пункте 3 изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – «формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края, поэтому тема моего самообразования «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края» является актуальной.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и малыши захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы.

    1.1  Цель:

 Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.  

           Задачи:

  • Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
  • Развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.
  • пособствовать повышению познавательной активности родителей.
  1. Принципы экологического воспитания дошкольников

Принцип научности.                                                                                                                        

  Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Принцип доступности.

Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.

 содержание должно быть объяснено детям в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: игры, наблюдения, чтение литературы, рисование, лепка, театрализованная деятельность и т.д.

Принцип индивидуализации.

На занятиях должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.

Принцип сознательности и активности.                                                                      

 Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы.

Принцип наглядности.                                                                                                                                

 На занятиях используется наглядный и раздаточный материал – как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку.

 Принцип гуманистичности.  

Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде.

Принцип прогностичности.

Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей детей прогностичность ограничивается воспитание привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.    

Принцип деятельности.                                                                                                Деятельностный подход – основа экологического образования дошкольника. Именно поэтому программа подразумевает организацию в дошкольных учреждениях системы видов детской деятельности. Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения по программе, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. С одной стороны, такая деятельность – своеобразный результат сформировавшейся у дошкольника в процессе экологического образования мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой – в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок – окружающая среда».

Принцип интеграции.

Это проявляется в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Принцип целостности.

Этот принцип, тесно отражая, прежде всего, целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой. 

Принцип конструктивизма.

 Конструктивный подход означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или возможность изменения ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести факты успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Принцип регионализма.

 Принцип регионального компонента – изучение природы родного края. Дошкольное экологическое образование должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связанно с конкретным мышлением детей дошкольников.                                     Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Крайне важно показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.

Принцип развития личностных  качеств ребенка.                                                          

 Направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Принцип системности.

Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный». Причем «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики, разработанной под руководством А.В.Запорожца, актуальны и для экологического образования.

 Принцип преемственности

Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования.

  1. ФГОС о познании природы родного края детьми

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания

2. Планируемые  результаты:

Педагоги:

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников.
  • Систематизация форм и методов работы по воспитанию экологической культуры дошкольников

Дети:

Сформируются следующие  представления:

  • Положительное отношение к природе формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.            
  • Имеют  представления о ценности природы и правилах поведения в ней
  • Знают животный и растительный мир родного края

Дети научаться:

  • Проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание; и желание помогать природе.

Родители: 

  • Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
  • Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
  • Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного края, охране природы.

 Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • Изучение литературы по теме; 
  • Самоанализ и самооценка НОД в своей группе; 
  • Показ открытого мероприятия для анализа, со стороны коллег; 
  • Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ;

Работа с родителями: консультации, беседы, вовлечение в проектную деятельность, выставки совместных работ

План самообразования по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

 

Месяц

Формы работы

С детьми

С родителями

Самостоятельное изучение

С педагогами

сентябрь

Беседы:

  • Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.
  • Беседа с детьми о животных обитающих в лесах Алтайского края, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу.
  • Беседа  «Насекомые осенью»

Наблюдения за объектами живой и неживой природы на прогулке.

Д/и.: 

  • «Найди дерево по описанию»
  • «Найди свое дерево»,
  •  «Чей след?»;
  • «Чей хвост?»;

Художественное творчество:

  • Рисование: 
  • Рисование «Золотая осень». 
  • «Идет дождь».

Лепка:

  • «Лесные звери»

Чтение худ. лит: 

  • В. Бианки «Как муравьишка спешил домой» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича
  • С. Есенин «Береза»;

И. Бунин «Листопад»

  • Консультация: «Не причиняя вреда природе»

Консультация

 «Сокровища леса».

  • Знакомство  с книгами по экологическому воспитанию

Разработка конспектов занятий с детьми, консультаций и памяток для  воспитателей и родителей.

октябрь

Беседы:

  • «Рыбы водоемов, расположенных в Алтайском крае »
  •  «Овощи и фрукты».
  • «Комнатные растения»

Д/и.: 

  • «Чем похожи? Чем отличаются». 
  • «Угадай по описанию». 
  • ««Съедобное — не съедобное»;
  • «Садовник»

Сюжетно-ролевая игра :

  • «Цветочный магазин

Художественное творчество:

Аппликация :

  • «Ваза с фруктами», 
  • «Овощи на тарелке».

Рисование:

  • «Моя любимая рыбка

Чтение худ. лит

ноябрь

Наблюдения  за живой и неживой природой зимой.

Кормление птиц 

Беседы:

  • «Птицы родного края»;
  •  «Съедобные и несъедобные грибы»

Д/и.: 

  • «Кто где живет», 
  • «Перелетные — зимующие».

Наблюдение за птицами на прогулке.

Рассматривание иллюстраций, муляжей грибов.

П/и:

  • «Перелет птиц» 
  • «Совушка»;

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Художественное творчество

Аппликация 

  • «Поможем белочке заготовить грибы»-

Лепка:

  • « Красивая Птица»

Чтение худ. лит: 

  • В. Бианки «Синичкин календарь»,           
  •   Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек»,

Е. Чарушин «Утка».    

Литературная выставка «Читайте вместе с нами».

Изготовление дидактических игр по темам.

Презентация «Птицы нашего края » для использования в работе педагогов

декабрь

Наблюдения: Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.

 Беседы:

  • Беседа о труде лесника
  • «Как лесные звери проводят зиму».
  • «Пришла красавица зима».

Д/и: 

  • «Закончите предложение»
  • «Животные в лесу».
  • «Найди ошибку», 
  • «Когда это бывает?»,
  • «Чей силуэт?».

Ритмопластика «Снежинки».

Чтение худ. лит: 

  • В. Бианки «Купание медвежат»,
  • В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал».
  • С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…»,
  • Н. Павлова «Под снегом на лугу»,

С. Есенин «Пороша».

Консультация «Птицы — наши друзья». 

Подборка художественной литературы для свободного чтения;

январь

Наблюдения за живой и неживой природой зимой.

Кормление птиц на прогулке

Беседа: «Живое – неживое» 

Игра - имитация «Звериная зарядка»
Д/и: 

  • «Найди детёныша»
  • .»Кто, что ест», 
  • «Кто, где живёт»
  • «Кто чем питается»

Просмотр фильма «Животные».

Чтение худ. лит: 

  • В. Бианки «Рыбий дом»

Экспериментирование

Консультация «Как воспитать ребенка не равнодушным к природе».

Пополнить картотеку дидактических игр по экологии 

Презентация «Животный мир нашего края » для использования в работе педагогов

февраль

Совместный досуг с родителями «Знатоки природы» Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

Беседа:

  • «Февраль — самый трудный месяц для животных леса».
  • Беседа: «Прошла зима холодная»

Д/и.: 

  • «Где кто зимует»; 
  • «Приметы зимы»
  •  «Когда это бывает?».

Чтение худ. лит: 

Чтение художественной литературы: «Конкурс-викторина стихотворений о зиме».

Наблюдения за живой и неживой природой зимой. 

Кормление птиц на прогулке.

Художественное творчество:

 Рисование: «Чем красива зимняя природа».

Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных)

Разработка лепбука 

«Животные леса»

март

Беседы:

  • «Зачем нужно беречь природу? »;
  •  «Смена дня и ночи». 

Художественное творчество: (оригами): 

  • «Голубь»

Д/и: 

  • «Сравни и найди», 
  • «Бывает – не бывает».

Чтение худ. лит: 

  • И. Токмакова «Весна»,                      
  • Ф Тютчев «Весенние воды» 
  • В. Бианки «Рассказы о природе»

Рассматривание картин  :

  • И. Левитана «Март»
  • И. Грабарь «Февральская лазурь».

Наблюдения:

  • Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели

 наблюдения за птицами на участке детского сада.

Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .

Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы».

апрель

Беседы:

  • «Одуванчик»
  • «Зеленая аптека».

Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели.

Составление рассказа «Путешествие семечка»

Опытно-экспериментальная деятельность   Изучение строения одуванчика.

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Художественное творчество: 

Рисование: 

«Одуванчик».

Проведение субботника «Сделаем наш дом чище».

май

Наблюдения:

  • Наблюдение за растениями на участке.
  • Наблюдение за появлением перелетных птиц 

Беседа о Красной книге Чувашской Республики

Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Чтение худ. лит о растениях, цветах, деревьях

Д/и.: 

  • «Я садовником родился»;
  • «Расскажи какой цветок? ».

В Г. Скребицкий «Берегите птиц»,

А. Барков «Голоса леса».

 Художественное творчество: 

Рисование

«Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта» 

Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе.

Формы работы с детьми, нацеленные на решение данной проблемы:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Пальчиковая игра;
  • Собирание природного материала;
  • Беседа;
  • Рассматривание картин;
  • Чтение произведений;
  • Загадывание загадок;
  • Экспериментальная деятельность;
  • Проекты;
  • Целевые прогулки;
  • Дидактические игры.

Формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:

  • Родительские собрания;
  • Практические рекомендации;
  • Анкетирование;
  • Совместное проведение ООД (экскурсий);
  • Тематические консультации, папки-передвижки;
  • Выпуск памяток, информационных листков;
  • Проведение конкурсов;

Проведение акций;

  • Проекты.

Формы работы с педагогами, нацеленные на решение данной проблемы:

  • Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада и муниципальном уровне.


                                                                                     3.Экологическая среда

     В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно которому одной из форм экологического воспитания детей в ДОУ является ЭКО-СРЕДА

    Экологическое воспитание должно осуществляться в специально созданных условиях – в экологической предметно-развивающей среде, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний.

Главными задачами экологической среды являются:

  • Cоздание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
  • Экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;
  • Создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения, природой Родного края;

Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:

- Познавательному  и речевому  развитию .                                                                      

Возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов;

- Эколого-эстетическому развитию.                                                              

 Привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм;

- Оздоровлению ребенка.                                                                                

Использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой;

- Формированию нравственных качеств                                                                                  

Создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы;

- Формированию  экологически правильного поведения                                               

   Навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе;

Экологизации различных видов детской деятельности

Условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его на занятиях по изодеятельности и т.п. совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.

     Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

     Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой  наблюдение и практическая деятельность по уходу за ней, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов.

   Опосредованное познание природы (через книги, слайды, презентации, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.          

Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

      Необходим  вариативный подход в организации экологически развивающей среды в детском саду:

  • Соответствие целям и задачам реализуемой программы;
  • Гармоничное композиционное решение наглядного оформления общему виду детского сада (сочетание интерьера, объема помещений, озеленение и т. п.);
  • Приоритетное направление работы детского сада;
  • Уровень готовности педагогов детского сада к экологическому образованию дошкольников;
  • Ближайшее природное окружение;
  • Ресурсное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в детском саду (материально-техническая база, научно-методическое обеспечение);
  • Связь с социумом.

Экологизация  развивающей  среды  в детском саду

          Зона коллекций

      Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

  • Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.).
  • Разнообразие
  • Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций).
  • Страноведческий аспект (любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т.д.).
  • Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.).
  • Безопасность

          Примеры коллекций

  • Коллекции “Летающих семян”.
  • Коллекция других семян и плодов.
  •  Коллекция соцветий.
  •  Коллекция камней.
  • Коллекции песка, глины, почвы.

                                         

                                         Экологическая среда  в детском саду

Элементы развивающей среды

Функциональная роль

Формы и методы работы

1. Уголок природы

  • Обучающая;
  • Познавательная;
  • Эколого-эстетическая;
  • Формирование нравственных качеств;
  • Приобретение навыков ухода
    за живой природой и воспитание;
  • Бережного и заботливого
    отношения к ней.
  • Экологические НОД;
  • Наблюдения за объектами живой природы;
  • Угоки доброты;
  • Рассматривание при родных зон, беседы;
  • Труд по уходу за живыми объектами;
  • Исследовательская деятельность.

2. Экологическая тропинка на участке детского сада

  • Познавательная;
  • Эколого-оздоровительная;
  • Развитие эмоциональной и сенсорной сферы;
  • Эмоционально-позитивное и
    безопасное общение с природой;
  • Исследовательская
  • НОД  (комплексные);
  • Общение детей с природой ближайшего окружения;
  • Игры;
  • Практическая деятельность (посадка растений, уход за ними);
  • Исследовательская деятельность;
  • Наблюдения

3. Огород, сад, цветник

  • Познавательная;
  • Формирование трудовых навыков;
  • Эколого-эстетическая;
  • Эколого-оздоровительная;
  • Выработка навыков экологи
    чески безопасного поведения.

  • Посадка и уход за растениями;
  • Наблюдение стадий их роста;
  • Ведение дневников наблюдений;
  • Знакомство   с правилами.

4.Экологически развивающая среда      в группах

  • Познавательная;
  • Эколого-эстетическая;
  • Эмоционально-позитивное общение с природными объектами;
  • Развитие воображения;
  • Формирование трудовых навыков по уходу за растениями.

  • Игры;
  • Макеты;
  • Мини-музеи;
  • Мини-фермы;
  • Общение    с   живой природой и помощь в уходе;
  • Тематические выставки детских работ;
  • Ведение   календарей погоды;
  • Чтение художественной  и  энциклопедической литературы о природе

5 . Библиотека:    детская художественная литература о природе.

  • Познавательная;
  • Воспитание интереса к литературе (художественной и научно-популярной).
  • Чтение;
  • Рассматривание   иллюстраций;
  • Беседы и обсуждения прочитанного;
  • Конкурсы;
  • Составление экологических сказок.

6.ИКТ

  • Познавательная;
  • Эколого-эстетическая;
  • Информационная
  • Просмотр презентаций на экологическую тему;
  • Слушание звуков природы;
  • Слушание песен экологической направленности.

7.Музыкально-физкультурный зал

  • Познавательная;
  • Эколого-эстетическая;
  • Эколого-оздоровительная.

  • Проведение экологических,     фольклорных праздников;
  • Песни, хореографические     композиции     о природе;
  • Выставки   рисунков, поделок из природного материала;
  • Родительские собрания;
  • Подвижные игры;
  • Упражнения – перевоплощения в объекты живой природы.

8. Фитобар

  • Познавательная;
  • Эколого - оздоровительная.
  • Рассматривание и беседы о лекарственных растениях.

9.Уголок русской избы

  • Познавательная;
  • Эколого-эстетическая;
  • Историческая.

  • НОД;
  • Рассматривание   народно- прикладного
    искусства.

10. Уголки  для родителей

  • Познавательная;
  • Информационная
  • Методические   рекомендации;
  • Выставки совместных работ детей и родителей;
  • Экологическая газета «Эколенок»

                             Структура экологическо-развивающей среды в группах

№п/п

Функциональное помещение

  Содержание

1

Уголок    природы

  1. Комнатные  растения,   требующие  разных способов ухода.
  2. Календарь погоды.
  3. Дидактическое дерево: «Времена года».
  4. Лэпбук «Природа Родного края».
  5. Схемы с изображением погодных явлений природы.
  6. Модели функций органов живого в природе.
  7. Модели эколого-систематических групп.
  8. Дидактические игры о природе.
  9. Картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы».
  10. Схемы экосистем и различных сред обитания (наземной, воздушной, водной).
  11. Книги об обитателях уголка природы.
  12. Дневники для наблюдений за живой природой.
  13. Природоохранительные   и  запрещающие знаки.
  14. Схема и макет экологической тропинки детского сада.
  15. Материалы для ухода за растениями.
  16. Природный материал.
  17. Экологические сказки и рассказы, составленные детьми.
  18. Схемы фаз жизненного цикла растений, животных, человека.
  19. Выставки овощей, фруктов, цветов.
  20. «Огород на подоконнике».
  21. Схемы способов ухода и способов размножения растений.

2

Мини - лаборатория

  1. Емкости для экспериментирования.
  2. Подносы на каждого ребенка.
  3. Лупы.
  4. Полочка с материалами и предметами для экспериментирования.
  5. Материалы    для    игр-экспериментов    со льдом, водой, снегом: фильтры, краски, соль, сахар,   брызгалки,   мыло,   разного   диаметра трубочки; пластмассовые стаканчики на каждого ребенка (прозрачные), воронки, лейки, тонущие и плавающие предметы и материалы и др.
  6. Материалы для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резиной:
  • притягивающиеся   и  не   притягивающиеся   магнитом   предметы,   «таинственные фигурки» (проволочные человечки) и др;
  • «попрыгунчики» (колечки, мячики, фигурки и т. п)
  • увеличительные стекла;
  • стекла разного цвета.
  1. Материалы для игр-экспериментов с бумагой:  «вертушки»,  «гармошка»,   «печатки»  из картофеля, моркови, пробок, краски и силуэты, копировальная бумага разного цвета, бумага  разного качества.
  2. Земля, глина, песок.
  3. Семена для посадки и проращивания в разных условиях.
  4. Карточки-схемы для фиксации опытов.
  5. Халаты.
  6. Песочные часы и др.

3

Речевой   уголок

  1. Схемы для составления рассказов о птицах, животных и объектах природы.
  2. Иллюстрации с изображением времен года, животных, растений и т. п. для описания.
  3. Экологические сказки и рассказы (самоделки).
  4. Энциклопедическая литература о природе.
  5. Дидактические   игры   природоведческого характера.
  6. Картины о природе Родного края  и труде взрослых в природе.
  7. Художественная литература о  природе  и здоровье человека: стихи, загадки, приметы и др.

4

Стена    творчества

  1. Картины - пейзажи, натюрморты.
  2. Силуэты животных, рыб, насекомых и др.
    для раскрашивания.
  3. Поделки из бумаги «Природа в оригами».
  4. Поделки из природного материала.

5.        Предметы декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины, дерева, бересты, соломы и других природных материалов.

5

«Уголок здоровья»

  1. Шапочки  цветов,   насекомых,  животных, птиц и др. для имитации их движений и проведения подвижных игр.
  2. Наглядно-практический материал о здоровье, об организме человека, его потребностях, о гигиене, о способах предупреждения травматизма.

6

Игровой уголок

  1. Материалы   к   сюжетно-ролевым    играм «Зоопарк», «Путешествие по местам Родного края» и т. п..
  2. Зоологическое и биологическое лото.
  1. Дидактические игры типа «Чей хвост», «Кто что кушает», «Где чей домик», «Этажи леса», «Кому нужна вода» и т. п.

7

Музыкально-театрализованный    уголок

  1. Альбом песен о природе с подбором иллюстраций.
  2. Различные виды театра.
  3. Подбор произведений для слушания о природе (времена года, голоса птиц и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Богат и многообразен мир природы. Важно изучать природу и особенности родного края, учиться оберегать природу....

План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Jзнакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....

Самообразование по теме "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Самообразование по теме "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» (подготовительная группа)...

План работы по самообразованию На тему «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

В настоящее время экологические проблемы выдвигаются на первый план, поэтому важно углублять и закреплять знания детей в этой области. Чтобы природа не была полностью уничтожена, нужно воспитывать у н...

План по самообразованию педагога Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края».

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие...

План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Актуальность Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все...