"Развитие речи с использованием башкирского фольклора"
консультация по теме

При целенаправленной педагогической работе у детей появляется интерес к башкирским сказкам, возникает потребность слушать их. Знание башкирского фольклора помогает детям и в организации самостоятельной художественной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_s_ispolzovaniem_bashkirskogo_folklora.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи с использованием башкирского фольклора.

   Ведущим компонентом народной культуры имеющим большое воспитательное значение является фольклор.

   Понятие  детский фольклор вошло в науку сравнительно недавно. Детский фольклор развивался непосредственно с народной педагогикой . Детским фольклором каждый народ готовит своих детей со дня рождения к трудовой жизни. Одним из главных элементов устного народного творчества является песня. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и откровенные мечты народа. Песня сопровождает человека всю жизнь – от рождения до смерти – в труде, в быту, на празднике. Исследователи классифицируют песни:

- по возрасту – колыбельные, детские, молодежные;

- по содержанию – обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические;

- по принадлежности к различным видам деятельности – хороводные песни, трудовые песни, игровые песенки.

   Воспитательные функции песни различны. Самая природосообразная педагогика – колыбельная песня.

   В воспитании ребенка велика роль матери. От матери человек берет самое лучшее, учится мудрости. Мать учит его видеть и понимать прекрасное. В этом помогает колыбельная песня. Когда мать поет колыбельные песни, она находит много сильных и верных слов, выражая свою привязанность к ребенку. «Когда подрастешь, будешь батыром», - поет мать, уже в этом возрасте программируя личность ребенка.

   Все колыбельные песни любого народа, как правило, полны материнской нежности трогательной заботы о малыше, ласковой веселости.

   Распространенным видом устного народного творчества являются считалки. Происхождение считалок относят к глубокой старине, они перешли к детям от взрослых вместе с игрой.

  Считалки представляют собой своеобразную игру словами и ритмом, и в этом ее художественная функция. Считалки – это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Поэтому они чаще используются воспитателями при распределении ролей и установления очереди для начала игры.

   Средством воспитательного воздействия является еще один вид устного народного творчества – пестушка – небольшое стихотворение, которое сопровождает первые движения малыша.

   Народная педагогика сформировала в своем арсенале так называемые малые формы фольклора: пословицы, поговорки и загадки. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. У всех народов пословицы и поговорки нацелены на налаживание добрых отношений между людьми. В них – вековая мудрость народа: выводы из наблюдений, нравственная оценка поступков и деяний, поощрение добра и отрицание зла. Пословицы и поговорки разных народов очень близки по содержанию. Во многих башкирских пословицах и поговорках проводится также глубокая идея о том, что основа жизни – человечность и высшая нравственность – измеряется трудом.

   В народной педагогике большое значение придавалось развитию наблюдательности, накоплению знаний о природе и человеке, развитию мышления и ума. Для этого придумывались загадки различной степени трудности.

   Одним из элементов национальной культуры является сказка. Дети и сказки неразделимы. Они созданы друг для друга. При системной целенаправленной работе у детей появляется интерес к башкирскому фольклору, возникает потребность слушать сказки.

   Бесценным культурным наследием являются легенды и придания, отразившие поэтические воззрения на природу, исторические представления, житейскую мудрость, психологию, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческую фантазию башкир. В приданиях и легендах, передававшихся из поколения в поколение, освещается история народа, ее быт, нравы, обычаи.

Персонаж легенд – люди и животные – подвержены всевозможным превращениям, воздействию волшебных сил: девушка превращается в кукушку, джигит – в медведя и т.д. В легендах природа поэтически одушевляется: реки спорят, разговаривают, сердятся, ревнуют.

   Башкирский фольклор занимает важное место среди разнообразных средств воспитания. В старшем дошкольном возрасте всю работу по ознакомлению с фольклором можно разделить на четыре этапа. На первом этапе происходит накопление художественно-речевого опыта. На втором – организация самостоятельной художественно-речевой деятельности. На третьем – проведение специальных комплексных занятий по развитию связной речи. Основная задача на таких занятиях – развитие образной речи. И, наконец, на четвертом этапе – овладение способами творческого действия в процессе попыток.

   Собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования. При ознакомлении детей с башкирским фольклором воспитатель решает следующие задачи:

- воспитать интерес к фольклору как к источнику интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

- воспринимать и различать разные жанры башкирского фольклора, понимать их специфические особенности (колыбельная песня, сказка, легенда, загадка, пословица, поговорка.)

- развивать у детей словесное творчество.

   Таким образом, на начальном этапе идет знаний башкирского фольклора. Для выявления уровня накопленных знаний проводятся литературные викторины.

   При целенаправленной педагогической работе у детей появляется интерес к башкирским сказкам, возникает потребность слушать их. Знание башкирского фольклора помогает детям и в организации самостоятельной художественной деятельности.

   Накопленный опыт восприятия башкирского фольклора постоянное внимание к нему приводят к повышению активности и самостоятельности в словесном творчестве. Сам процесс речевого творчества приносит детям удовлетворение и радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл НОД по развитию речи с использованием русского народного фольклора

Конспекты НОД (непосредственно образовательной деятельности) по развитию речи с использованием русского народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста....

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи с использованием фольклора и пальчикового игротренинга»

Целью моей работы является стимулирование речевого развития детей с использованием фольклора и пальчикового игротренинга.В ходе работы решаю следующие задачи:- создавать условия для развития мелкой мо...

Конспект занятия для первой младшей группы по развитию речи с использованием малых форм фольклора

Конспект занятия для первой младшей группы по развитию речи с использованием малых форм фольклора...

Перспективный план по развитию речи, через использование произведений фольклора с детьми 3-4 лет.

Перспективный план по развитию речи, через использование произведений фольклора с детьми 3-4 лет.   Разработала воспитательМДОУ д/с «Солнышко» д.СёминоВербина Л.В. Сент...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с использованием удмуртского фольклора для детей средней группы «Уроки вежливости»

Данный конспект занятия предназначен для воспитателя средней группы. Занятие по развитию речи с использованием Удмуртского фольклора....