Перспективный план работы мини-музея «Светёлка»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей, бытом и обычаями русского и мордовского народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svetelka.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №5»
Перспективный план
работы мини-музея «Светёлка»
подготовительная группа №14
Воспитатель:
Саламаткина Е.В.
№ п/п |
|
| Методы и приёмы |
|
|
1 | Что летом родится, зимой пригодится! | Побеседовать с детьми о прошедшем лете; повторить заученные ранее пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадать загадки о лете. Развивать логическое мышление, память, речь детей. | Беседа о лете, повторение пословиц, поговорок, песенок, загадывание загадок. | Костюм бабушки Арины, призы, шкатулка. | О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», с.66 |
2 | Луков день. | Рассказать детям о русском народном празднике – Лукове дне. Уточнить, сколько значений имеет слово «лук». | Сюрпризный момент, загадки, вопросы, угощение. | Костюм бабушки Арины, лук, луковый пирог. | Журнал «Дошкольное воспитание» №11 (1997г.), с. 17 |
3 | В гостях у хозяюшки. | Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками; обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора. | Сюрпризный момент, вопросы, пословицы, рассматривание предметов русского быта, загадки. | Костюм Хозяюшки (русский народный костюм), старинные предметы быта, блины, чашки, самовар. | Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», с.40 |
4 | Жизнь мордвы в старину. | Вызвать у детей интерес к жизни мордвы в старину (мордовская деревня, крестьянская изба); дать представление о мордовской избе, сравнить русскую и мордовскую избы, найти сходства и различия. | Беседа. | Предметы быта мордвы. | Там же, с.51 |
5 | Гуляй, да присматривайся! | Рассказать детям об октябре, его приметах. Познакомить со старинными русскими названиями октября (листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, хлебник); обычаями и народными праздниками (Покров, Сергиев день, Параскева-Пятница). | Вопросы, худ. слово, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, приметы. | Костюм бабушки Арины, иллюстрации по теме: «Октябрь». | Н.В.Ёлкина «Учим детей наблюдать и рассказывать», с.171 |
6 | Наша добрая матрёшка. | Продолжать знакомить детей с разными образцами русской матрёшки (Семёновская, Ковровская, Полхов-Майданская). Воспитывать интерес к изделиям народного прикладного искусства. | Загадка, рассказ воспитателя об изготовлении матрёшки, сравнение. | Матрёшки: Семеновская, Ковровская, Полхов-Майданская. | Л.А.Кондрыкинская, с.44 А.В.Орлова «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду», с.51-52 |
7 | Мордовская матрёшка. | Рассмотреть с детьми мордовскую матрёшку (форма, роспись, цвета), сравнить с русской, найти сходства и различия. | Загадка, рассматривание, сравнение. | Мордовские матрёшки, русские матрёшки. | Региональная программа «Валдоня», с.27 |
8 | Забавы вокруг печки. | Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью – главной частью избы. | Беседа, пословицы и поговорки, загадки, рисование (лепка) русской печки. | Пирожки, бумага, карандаши, доски, пластелин. | Л.А.Кондрыкинская, с.49 |
9 | Гуляй, да присматривайся! | Побеседовать с детьми о характерных для ноября явлениях природы; познакомить со старинными названиями месяца (ворота зимы, полузимник); рассказать об обычаях и народных праздниках (Анастасия-овчарница, Кузьма-Демьян рукомесленники, бессеребренники). | Беседа, приметы, худ. слово, загадки, рассматривание иллюстраций. | Иллюстрации на тему «Ноябрь». | Н.В.Ёлкина, с.181 |
10 | Посиделки. | Воспитывать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, устьице, чугунок, сарафан, лапти, прялка. | Пословицы и поговорки, беседа, хоровод «На горе-то калина», иллюстрация движений и действий, загадки. | Предметы быта: горшки, миски, скатерть, самотканые половики, лапти, полотенца, ухват, кочерга, веник и т.д. | Л.А.Кондрыкинская, с.46 |
11 | Игрушки из Подлесной Тавлы. | Продолжать знакомить детей со скульптурой малых форм, выполненной народными мастерами села Подлесная Тавла (птицы, животные, человек). Учить рассматривать фигурки со всех сторон, видеть характер образа, выделять средства выразительности. | Беседа, обыгрывание. | Мордовские деревянные игрушки. | Программа «Валдоня», с.21 |
12 | Хлеб – всему голова. | Побеседовать с детьми на тему «Откуда хлеб пришел?». Познакомить со старинными орудиями труда (серп, цеп). Вспомнить пословицы и поговорки о хлебе. | Беседа, рассматривание предметов, пословицы и поговорки о хлебе. | Костюм бабушки Арины, серп, цеп, колоски пшеницы и ржи. | О.Л.Князева, с.53 |
13 | Здравствуй, зимушка-зима! | Побеседовать с детьми о характерных особенностях декабря с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Познакомить со старинными названиями месяца (студенец, лютень), обычаями и народными праздниками (Наум-Грамотник, Спиридон-солнцеворот). Разучить закличку «Ты, мороз…». | Рассказ-беседа, народные приметы, пословицы, поговорки, разучивание заклички. | Иллюстрации на тему «Декабрь». | Н.В.Ёлкина, с.13 с.57 |
14 | Наум – Грамотник. | Дать детям представление о том, как возникла грамота; на чём и как писали люди в старину. Познакомить с происхождением « Азбуки», её названием как книги. Учить использовать пословицы, поговорки и загадки для передачи колорита народной речи. | Сюрпризный момент, рассказ-беседа. | Костюм бабушки Арины, иллюстрации на тему «Как и чем писали люди в старину», гусиные перья, чернила. | Журнал «Дошкольное воспитание» №12 (1997г.), с.14 |
15 | Мордовский художник Ф.В.Сычков. | Познакомить детей с жизнью и творчеством мордовского живописца Ф.В.Сычкова. Воспитывать любознательность. | Беседа, рассматривание репродукций. | Репродукции картин Ф.В.Сычкова: «Подружи», «Дети в цветах», «Колхозный базар»; портрет Ф.В.Сычкова. | Программа «Валдоня», с.21,27 |
16 | Никола – Зимний. | Рассказать детям о традициях празднования Нового года в разных странах. | Беседа, рассматривание иллюстраций. | Иллюстрации на тему «Новый год в разных странах мира». | Журнал «Дошкольное воспитание» №12 (1997г.), с.15 |
17 | Гуляй, да присматривайся! | Побеседовать с детьми о характерных особенностях января с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Познакомить со старинными названиями месяца (просинец, крыша зимы), обычаями и народными праздниками (Рождество, Святки, Крещение). | Рассказ-беседа, народные приметы, пословицы, поговорки, загадки. | Костюм бабушки Арины, иллюстрации на тему: «Январь». | Н.В.Ёлкина, с.21 О.Л.Князева, с.68 |
18 | Рождество. Пришла Коляда – отворяй ворота. | Рассказать о рождественских праздниках и колядовании. Разучить колядку «Ай, ду-ду, я в избу иду!». | Сюрпризный момент, беседа, ряжение, разучивание колядки. | Костюм бабушки Арины, костюмы для ряженых, угощение. | О.Л.Князева, с.76 |
19 | Крещение. | Рассказать детям о празднике Крещения, его традициях (купание в проруби, гадания). | Рассказ-беседа. | Костюм бабушки Арины, иллюстрации на тему «Крещение». | А.В.Орлова, с.84 |
20 | Гуляй, да присматривайся! | Побеседовать с детьми о характерных особенностях февраля с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Познакомить со старинными названиями месяца (ветродуй, бокогрей, вьюговей, сечень), обычаями и народными праздниками (Сретенье, Масленица). | Рассказ-беседа, пословицы, поговорки, приметы, загадки. | Иллюстрации на тему «Февраль». | Н.В.Ёлкина, с.24 |
21 | Рассматривание картины Ф.В.Сычкова «Праздничный день. Подруги. Зима». | Познакомить детей с картиной художника Ф.В.Сычкова «Подруги». Учить видеть и понимать содержание картины, чувствовать настроение художника. Учить называть жанр живописи – портрет. | Беседа, рассматривание репродукции картины. | Репродукция картины Ф.В.Сычкова «Праздничный день. Подруги. Зима». | Программа «Валдоня», с.21 |
22 | Ой, ты Масленица! | Рассказать о русском народном празднике – Масленице. Познакомить с обрядовыми песнями, посвященными Масленице. | Сюрпризный момент, хороводы, игры, угощение блинами. | Костюм бабушки Арины, чучело Маслёны, блины. | О.Л.Князева, с.78 |
23 | В гостях у городецких мастеров. | Знакомить детей с произведениями народного творчества городецких мастеров, его особенностями: подбором цветов, элементами узора, его построения. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | Сюрпризный момент, пословицы, поговорки, рассказ-беседа. | Костюм Хозяйки, изделия городецких мастеров. | Л.А.Кондрыкинская, с.38 А.В.Орлова, с.55 |
24 | Гуляй, да присматривайся! | Побеседовать с детьми о характерных особенностях марта с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Познакомить со старинными названиями месяца (капельник, солнечник, протальник), обычаями и народными праздниками (Герасим-Грачевник, Сороки: день сорока Мучеников Севастийских). | Беседа о характерных признаках начала весны, приметы, пословицы, поговорки, заучивание заклички. | Иллюстрации на тему «Март». | Н.В.Ёлкина, с.57 О.Л.Князева, с.65-66 |
25 | Отражение русских традиций в национальном костюме. | Познакомить детей с традиционным русским костюмом; дать представление о происхождении названия женского головного убора «кокошника»; расширить запас слов, обозначающих название одежды, головных уборов, обуви: рубаха, сарафан, душегрея, телогрейка, кокошник, порты, лапти, рубаха-косоворотка). | Рассказ-беседа, сравнение, ряжение, худ. слово. | Костюм бабушки Арины, сарафаны, косоворотки, лапти, душегрея, телогрейка. | Л.А.Кондрыкинская, с.69 |
26 | Отражение мордовских традиций в национальном костюме. | Продолжать знакомить детей с мордовской национальной одеждой (повседневной, праздничной). Уточнить названия деталей одежды (панар – белая женская рубаха, сапонь – верхняя рубашка, руте – платок, пулат – пояс, сёконе – набедренные украшения, кемать – сапоги), их функциональное назначение и преобразование. | Рассказ-беседа, проговаривание слов, ряжение. | Костюм бабушки Алдуне, мордовская национальная одежда (праздничная и повседневная) | Программа «Валдоня», с.28 |
27 | Народная вышивка. | Рассказать детям об одном из древних художественных ремёсел нашей страны – вышивке. Знакомить с орнаментом в русской национальной одежде (узор как оберег, источник знаний и украшение). | Рассказ-беседа, рассматривание образцов. | Образцы вышивок (рушники, рубахи и т.д.). | А.В.Орлова, с.56 |
28 | Апрель ленивого не любит, проворного голубит. | Побеседовать с детьми о характерных особенностях апреля с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Познакомить со старинными названиями месяца (водолей, снегогон, березень), обычаями и народными праздниками (Евдокия – весновка, Благовещение). | Беседа, пословицы, поговорки, приметы. | Иллюстрации на тему «Апрель». | Н.В.Ёлкина, с.72 |
29 | Благовещение. | Рассказать детям отом, что Благовещение – самый большой праздник ранней весны; что люди, звери и растения этому дню радуются, и даже солнце играет. Познакомить с обычаем Благовещения – выпускать на волю птиц. | Рассказ-беседа, поговорки. | Костюм бабушки Арины. | Журнал «Дошкольное воспитание» №4 (1998г.), с.34-35 |
30 | Мордовская вышивка. | Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества мордвы – вышивкой. Знакомить с орнаментом в мордовской национальной одежде (узор как оберег, источник знаний и украшение; цвета, используемые в вышивке). | Рассказ-беседа, рассматривание образцов. | Образцы мордовской национальной вышивки (рубахи, полотенца и т.д.). | Программа «Валдоня», с.8, 25 |
31 | Этот волшебный завиток. | Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества хохломских мастеров, его особенностями: подбором цветов, элементами узора, его построения. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | Рассказ-беседа, рассматривание образцов, сравнение. | Изделия хохломских мастеров. | А.В.Орлова, с.52 |
32 | Весна красна цветами. | Побеседовать с детьми о характерных особенностях мая с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Познакомить со старинными названиями месяца (цветень, травень). | Беседа, пословицы, поговорки, приметы, загадки. | Иллюстрации на тему «Май». | Н.В.Ёлкина, с.87 |
33 | Красная горка. | Познакомить детей с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. | Рассказ-беседа, игры, хороводы, катание яиц. | Крашеные яйца, горки. | О.Л.Князева, с.84 |
34 | Мордовские художники-иллюстраторы. | Рассмотреть иллюстрации Н.С.Макушкина к книге В.Зинченкова «Солнышко»; В.Коровина к книге П.Машканцева «Марьины сапожки»; А.Орехова к книге Ф.Бобылёва «Егорка-снеговик». Учить называть имена художников, определять своеобразный творческий почерк каждого художника. | Рассматривание иллюстраций, вопросы. | Книги: В.Зинченков «Солнышко», П.Машканцев «Марьины сапожки», Ф.Бобылёв «Егорка-снеговик». | Программа «Валдоня», с.8 |
35 | Дымковская игрушка. | Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества дымковских мастеров, его особенностями: материал, подбор цветов, элементы узора. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. | Рассматривание иллюстраций и игрушек, вопросы. | Изделия дымковских мастеров, иллюстрации с изображением этапов изготовления дымковских игрушек. | А.А.Вахрушев «Здравствуй мир!», с.247 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Рабочая программа "А у нас в светёлке"
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Учебно- тематический план Основные направления и содержание программы...
Перспективное планирование 1 мл. гр. на 2011-2012 уч. год Перспективное планирование. По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой. Комплексные занятия.
Перспективное планирование 1 мл. гр.на 2011-2012 уч. годПерспективное планирование.По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой,Т. С.Комаровой. Комплексные занятия....
Рабочая программа творческого кружока "Посиделки в светёлке" тема: "Развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла"
Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.Задачи:Обучающая: изучить народные ...
Методическая разработка конспектов "Русской светёлки" для работы с детьми младшего дошкольного возраста
Здесь расположены конспекты для работы с детьми младшего дошкольного возраста необходимые при знакомстве с народным бытом своего государства,его обычаями, традициями, народным фольклором и др. Конспек...