Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурными памятниками, составляющими ансамбль Дворцовой площади Санкт-Петербурга
методическая разработка (старшая группа) по теме
Непосредственно-образовательная деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvortsovaya.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №16 Красногвардейского района СПб
Группа №2 «Любознайки»
Непосредственно-образовательная деятельность
(с использованием ЭОР)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема «Дворцовая площадь»
Старшая группа (1-й год обучения)
Цель: формировать у детей первоначальные представления о Санкт-Петербурге.
Задачи:
-образовательные: закреплять представления о блокадном прошлом Санкт-Петербурга, познакомить с архитектурными памятниками, образующими ансамбль Дворцовой площади, обогащать словарь названиями достопримечательностей (Дворцовая площадь, Зимний дворец, Эрмитаж, Главный штаб, Александровская колонна);
-развивающие: развивать любознательность, познавательные способности, умение отгадывать загадки, читать стихотворения о Санкт-Петербурге наизусть, образовывать отглагольные существительные;
-воспитательные: воспитывать интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга.
Предварительная работа: чтение книги «Как родился Петербург», рассказов «Имя города», «Возраст города», заучивание стихотворения «Город у залива», составление описательных рассказов о городе, рассматривание открыток с видами Санкт-Петербурга, развивающая игра «Петербургская мозаика», художественно-продуктивная деятельность по петербургской тематике.
Оборудование: «Звуковое письмо», изображения монумента Матери-Родины, Зимнего дворца, здания Главного штаба, Александровской колонны, презентация «Легенды арки Главного штаба» (авторы О. В. Солнцева, Е. В. Коренева-Леонтьева), непрозрачный мешочек с кусочками гранита, лото «Дворцовая площадь», строительный набор «Санкт-Петербург».
Ход НОД:
1. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем разговор о нашем родном городе Санкт-Петербурге.
Вы сегодня рано встали
В детский сад опять попали.
В Петербурге мы живем,
Речь о нем здесь поведем.
Петербургские детишки
И девчонки, и мальчишки
Любят город свой родной,
Что над славною Невой.
Ушки навострите,
Глазки распахните.
Раз, два, три, четыре, пять
С чудом встретимся опять!
2. Наш город необычный. В его истории случаются настоящие чудеса.
Для начала, по порядку,
Я прочту для вас загадки.
Их вы отгадайте,
Слово добавляйте.
1.Люди мирно дружно жили,
Вдруг враги их окружили.
Нет ни хлеба, ни воды,
Трудно людям без еды.
Взрывы, бомбы, канонада.
Ленинград в кольце… (блокады).
2.Город наш не растерялся,
Здесь любой с врагом сражался:
Взрослый и ребенок,
Здоровый и больной.
Потому наш город,
Город - … (герой).
-Что это за памятник? (монумент Матери - Родины). Где он находится? (на Пискаревском мемориальном кладбище). Мы героя поздравляем и стихи о нем читаем. (дети читают)
Город у залива
В осеннем тумане, в январском снегу
Стоит Ленинград на морском берегу.
С дворцами и парками, строг и красив,
Как будто вплывает в широкий залив.
В блокадные дни под обстрелом, в снегу,
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Здесь гордые смелые люди живут,
И славится всюду их доблестный труд.
Н. Полякова
-Кем работают жители Петербурга?
Словесная игра. "Кто это делает?"
1. Кто машину водит? (водитель)
2. Кто в магазине товар продает? (продавец)
3. Кто детей в детском саду воспитывает? (воспитатель)
4. Кто дома строит? (строитель)
Физкультминутка.
Мы строителями стали
Инструменты в руки взяли,
Строим мы красивый дом,
Чтобы люди жили в нем.
Высокий и просторный,
Светлый и удобный.
-Если люди в доме живут, то дом какой? (жилой)
3. Звучит фонограмма «Звуковое письмо»: «Когда-то давно и я был жилым домом, и жила у меня царская семья. Я – дворец, дом старинный и очень красивый. Сегодня я - здание общественное, во мне размещается самый известный художественный музей России - Эрмитаж. Доскажите словечко, и вы узнаете как я называюсь».
На Неве дворец - музей
Ежедневно ждет гостей,
Он красивый, весь резной
Изумрудно-золотой.
На волнах, как будто иней,
А дворец зовется… (Зимний)
Фонограмма:
«Рассмотрите внимательно мой портрет. Какого я цвета? Сколько во мне этажей? Чем я украшен?»
«Молодцы! Приглашаю вас посетить площадь, на которой я, Зимний дворец, стою. Как может называться площадь, на которой стоит дворец? (подвести к высказыванию "Дворцовая площадь") Кроме меня на Дворцовой площади находятся и другие замечательные сооружения».
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем мы играть.
Дидактическая игра "Экскурсия"
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофёр педаль нажал
И автобус побежал.
Стоп! Машине красный свет.
Дальше нам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошко
И послушайте немножко:
Что за здание перед вами?
- Напротив Зимнего дворца стоит здание Главного штаба (штаб - здание, где находятся военные начальники, управляющие войском). Рассмотрите это здание. Чем оно отличается от Зимнего дворца, чем похоже? (цвет, этажность, украшения)
Далее используется презентация «Легенды арки Главного штаба»
-В середине знания - арка (проем в стене в виде дуги). Чем украшена арка? (варианты ответов)
-Арку Главного штаба украшает Колесница Славы. В колеснице крылатая богиня победы Ника. Римские войны ведут по уздцы шестерку коней, сдерживая их порыв. Для кого построена эта арка? (мнения детей).
-Такие арки строили для встречи воинов-победителей. И арка Главного штаба построена в честь победы России в войне с французским императором Наполеоном.
-В память о победе всего народа России в этой войне возведено и это замечательное сооружение в центре (середине) Дворцовой площади. Самая высокая в мире колонна - Александровская. Названа она именем русского императора Александра I. Какого она цвета? Какую форму имеет колонна?
-Определите, из какого материала построена колонна? (определяют на ощупь, называют: из камня, гранита). Такого камня в наших краях много, называется он гранит.
-Колонна из гранита какая? (гранитная)
Некоторые ребята обязательно заметят, что таким словом называется улица, на которой они живут.
-Рассмотрите украшения колонны, что вы видите на рельефах? (шлемы, щиты, мечи, оружие, женские фигуры). Кого вы видите на вершине колонны? (ангела)
-Это ангел мира. Правую руку он поднимает к небу, призывая нас жить в мире. А ногой давит змея (образ врага). Изобразите ангела мира (поднимите вверх правую руку).
Фонограмма: «Замечательные ангелы получились! Вы почаще приходите к нам в гости на Дворцовую площадь, ведь много ещё интересного здесь можно увидеть».
-Спасибо, Зимний дворец, до встречи! А пока мы вернёмся в детский сад и поиграем в игру, которая поможет нам вспомнить, что мы увидели сегодня на Дворцовой площади.
4. Лото "Дворцовая площадь"
Цель: закреплять умение узнавать и называть памятники архитектуры, составляющие ансамбль Дворцовой площади.
Оборудование: крупные изображения Зимнего дворца, Александровской колоны, здания Главного штаба; картинки с элементами украшений этих построек; "Загадки Дворцовой площади":
1. Я - колонна из гранита.
На весь мир я знаменита.
Высока и величава,
И побед российских слава!
2. Здание строгое большое,
Сразу видно - боевое.
Кони с силой бьют копытом,
И победы не забыты.
3. Дворец ажурный и прекрасный,
И в светлый день, и в день ненастный.
Жила в нем царская семья,
Теперь могу бывать и я.
Задание: определить и назвать, какие детали украшают то или иное сооружение Дворцовой площади.
5. Вы все молодцы! В подарок за внимание, старание и любознательность вам в подарок строительный набор «Санкт-Петербург». (дети по желанию организовывают самостоятельную конструктивно-модельную деятельность со строительным набором)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой города Санкт-Петербурга"
Статья о системе работы с детьми и родителями по петербурговедению....
"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"
Теоретический материал по знакомлению детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ильтурно-историческим наследием города Санкт-Петербурга...
учебно-методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом
Цель: продолжать расширять знания детей о Санкт- Петербурге.Задачи:образовательные*формировать у детей понятие о достопримечательностях Санкт - Петербурга* закрепить знания детей о городеразвива...
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом
Материал из опыта работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом....
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с памятником архитектуры «Воронцовский дворец»
Республика Крым Воронцовские ворота...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с архитектурным сооружением Тема: «Особняк купца Ф. П. Ефремова»
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового ис...
Методическая разработка Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом
В презентации представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом....